Основные принципы развития младенца
Задача родителей – не изменять естественный рост (физиологический и психологический) ребёнка, а стимулировать заложенное в нём желание познать окружающий мир. Вот почему взрослым необходимо запомнить 5 основных принципов организации развивающих занятий.
Отсутствие инициативы от ребёнка
Именно на родителей возлагается обязанность предлагать малышу соответствующие развлечения, а он, в свою очередь, будет откликаться на подобные инициативы.
Таким образом, младенческие игры значительно отличаются от традиционных забав пятилетних и даже двухлетних детей.
Поэтому не стоит ждать, когда грудничок продемонстрирует как-то взрослым, что хочет с ними поиграть.
Учёт возрастных особенностей
Этот фактор крайне важен для оптимального детского развития, поэтому те родители, которые думают, что малыш совершенно одинаков и в месяц, и в полугодовалом возрасте, заблуждаются.
Развитие ребятишек идёт гигантскими шагами. Как свидетельствуют учёные, за первые 12 месяцев жизни человек получает столько информации, сколько не способен получить за всю оставшуюся жизнь. Причём усваиваются такие знания в годик во много раз эффективнее, нежели впоследствии.
Занимаясь с ребёнком до года, важно помнить, что:
- игры нужно подбирать в соответствии с возрастом (учитывая каждый месяц);
- воздействовать нужно на сенсорную сферу: зрение, слух, обоняние, осязание, тактильную сферу;
- отказ от учёта возрастного фактора чреват физической и психической перегрузкой.
Учёт личностных особенностей
Безусловно, учитывать возраст ребёнка необходимо, но стоит присматриваться и к индивидуальным особенностям. Не секрет, что развитие крохи идёт в своём собственном темпе, поэтому один малыш начинается переворачиваться раньше условной нормы, а второй – несколько позже.
Несмотря на условность нормативных показателей, матери следует следить за тем, как ребёнок выполняет задания, которые рассчитаны на его возрастные показатели. В этом случае можно рано заметить отставание в развитии.
Систематичность занятий
Играть с ребёнком нужно постоянно, по определённой схеме, вводя занятия в детский распорядок дня.
Подобное правило нужно учитывать потому, что младенцы крайне чувствительны к изменению режимных моментов и негативно реагируют на любое вмешательство или изменение.
Специалисты рекомендуют для игр выделить определённое время – например, утром и днём.
Проще всего составить целый игровой курс, в котором будет прописано, во сколько нужно заниматься с малышом и в какие игры лучше всего играть.
Учёт детского интереса
Всё вышеописанные правила работают, если родители учитывают и заинтересованность малыша. Не следует начинать занятия, когда новорождённый или 8-месячный ребёнок:
- только-только проснулся;
- недавно покушал;
- раздражён из-за мокрых или грязных подгузников;
- мучается коликами, метеоризмом, режущимися зубками, температурит.
Игры с новорождённым малышом должны быть строго регламентированы. Если поначалу хватит и двух минуток, то ближе к 12 месяцам занятия могут длиться уже 10 минут. Естественно, нужно учитывать и заинтересованность ребёнка.
Перегружать малыша нельзя ни в коем случае. В процессе развития младенца принцип «чем больше, тем лучше» точно не работает. Хроническая усталость и переутомление способны существенно навредить психическому развитию грудничка.
Осваивать орудийные действия
В возрасте 1 года малыш продолжает активно осваивать первые орудия. По-прежнему очень актуально играть с молоточком, забивая шарики в дырочки, насыпать песок совочком в ведро (), учиться самостоятельно кушать ложкой. Предлагаю добавить к вашему арсеналу еще одну развивающую игру.
Вариант 1. Предложите ребенку при помощи небольшого сита с ручкой или ложки выловить из воды плавающие предметы (желательно, чтобы ложка была с дырочками, хорошо подойдет ложка для спагетти). Плавающими предметами могут быть мячики для настольного тенниса, пробки от бутылок, маленькие резиновые игрушки. Также вам понадобится большая миска, из которой малыш будет вылавливать плавающие игрушки, и небольшая тарелочка, в которую вы будете складывать ваш улов.
Очень важно, чтобы ребенок участвовал в игре от самого начала и до конца, т.е. сначала вы вместе с малышом идете в ванну и набираете в миску воду, вместе аккуратно несете миску, затем ребенок сам выкладывает игрушки в воду, сам вылавливает, а по окончании работы также вместе идете выливать воду
Старайтесь дать понять малышу, что он все делает сам, вы помогаете только при необходимости. Именно на таких принципах основывается вся методика Марии Монтессори.
Попозже, когда малыш уже будет уверенно справляться с ложкой и ситом, можно будет предложить ему вот такие щипцы.
Существуют также готовые наборы для игры в ванной, состоящие из сачка и нескольких резиновых игрушек. Суть игры с набором примерно такая же. Отличается лишь тем, что в данном случае пространство воды не так сильно ограничено, ребенку придется вылавливать ускользающие игрушки, перемещаясь по всей ванной. Но зато диаметр сачка значительно больше ложки, что, безусловно, облегчает задачу.
Вариант 2. Доставать предметы из миски (или кастрюли) не менее интересно и тогда, когда в ней нет воды. В этом варианте игры предлагаю вам для разнообразия взять орудие побольше – кухонный половник – и доставать им, например, такие предметы как кусочки поролона, орехи в скорлупе, пустые баночки, цилиндры из строительного набора, пробки от бутылок, теннисные шарики и т.д. Старайтесь избегать предметов угловатой формы (например, кубиков), доставать их поварешкой не очень легко, малыш может расстроиться, что у него не получается.
Подвижные, энергичные игры для детей дома
- Устроить концерт — хороший вариант если накопилась усталость, которую надо выплеснуть. Предложите детям подготовить несколько танцевальных и песенных номеров для вечернего концерта, соберите зрителей и подарите своему артисту море оваций.
- Придумать эстафету — выплеснуть энергию поможет мини-соревнование. Организуйте детям полосу препятствий, лабиринт, подвижные конкурсы.
- Советские игры – «море волнуется раз», «колечко-колечко», «съедобное-несъедобное», «камень-ножницы-бумага» и многие другие. Вспомните советскую игровую классику, научите детей правилам и свободный вечер вам обеспечен.
«Холодно-горячо», прятки, жмурки—игры для детей любого возраста
Развивают опорно-двигательный аппарат, внимание, память, помогают бороться со страхами, добавляют уверенности в себе и решают вопрос родителей чем занять ребенка дома.
Построить шалаш — классическое «местожительство» советских детей. Предложите шалунам придумать, как это сделать из подручных средств– накрыть длинной скатертью стол, соорудить дом из перевернутых стульев, сделать навес между креслами
Полет фантазии безграничен, время не будет потрачено впустую.
Особенности психоэмоциональной сферы
- Ребенок взрослеет с каждым днем, теперь он взаимодействует с вами в игре почти как взрослый, потому что, даже те дети, которые еще не говорят, умеют каким – либо способом выражать свои эмоции.
- Малыш этого возраста уравновешен и спокоен, ему очень интересно познавать мир, тревожность появляется в незнакомой обстановке и когда нет поблизости мамы, хоть ребенок и стал более самостоятельным, но маму все равно хочет всегда видеть рядом.
- Достаточно ярко выражается эмоциональность крохи, он проявляет радость, интерес, любопытство, играя со взрослым или один. Когда малыш, играя сам, пытается что – то сделать самостоятельно, то вы точно заметите по его реакции, получилось ли у него задуманное, если он стал кричать и плакать, значит — не получилось, а если доволен и улыбается — все удалось. Особенно сильно на эмоциональность малыша влияет настроение взрослого. Кроха очень чутко реагирует на вашу обиду, печаль или радость.
- Ребенок стал более коммуникабельным. Он начинает общаться с другими детишками, заглядывая им в глаза, показывая что – то жестами и мимикой.
Делаем мыльную пену
Приготовьте для игры венчик. Затем вместе с ребенком налейте в миску воды и капните немного шампуня. Покажите малышу, как можно получить пышную пену, энергично работая венчиком. Обычно малышей эта развивающая игра просто завораживает, это же почти как фокус – вода превращается в пену
Наигравшись с венчиком, мы с дочкой, как правило, приступаем к надуванию мыльных пузырей через трубочку.
Обычно в первый раз малышам тяжеловато уловить, что воду через трубочку нужно не пить, а наоборот выдувать, поэтому если раньше вы никогда не пробовали устраивать бурю в стакане, для начала поэкспериментируйте на обычной воде и убедитесь, что малыш не пьет воду. И лишь потом переходите к играм с мыльной водой. Пузыри в этом случае получаются еще эффектнее, чем с венчиком.
Развивающие центры или развивающие родители?
Едва малыш начинает проявлять активный интерес к окружающим его предметам, как некоторые родители начинают водить его в развивающие центры. По поводу таких ранних визитов ведется много споров.
Эксперты утверждают, что в этом возрасте ребенку важно не только количество получаемых знаний, но и стимул развить сам интерес к обучению, желание познавать новое. А с этой задачей по силам справиться и родителям без лишних финансовых и временных затрат
Тем более, что, находясь рядом с мамой и папой, малыш чувствует себя более раскрепощенно. Он им абсолютно доверяет. Родители для него — авторитет и образец для подражания.
Масару Ибука в книге «После трех уже поздно» делится своими исследованиями и наблюдениями. Он пишет, что к трем годам клетки мозга сформированы на 80%. Это означает, что основные навыки и умения нужно успеть заложить до этого момента. Но приоритетной задачей является создание теплого семейного микроклимата, где отношения родителей и детей построены на близком общении и доверии.
Очень важно, чтобы родители находили время играть со своими детьми
Другой известный автор, разработавший собственную методику развития, — Мария Монтессори – тоже согласна с тем, что первые три года жизни наиболее важны в становлении личности. Детям крайне необходимо совершенствовать чувства: трогать, нюхать, пробовать на вкус. Монтессори за познание, построенное на непринужденном обучении, через игру. По ее методике детишки играют с крупами, отделяя фасоль от риса, застегивают пуговицы и ремешки. Все используемые материалы должны быть натуральными.
Итак, мы рассмотрели, что в игровой форме карапуз познает мир, и родители в процессе обучения играют далеко не последнюю роль. Чем занять ребенка в 9 месяцев?
Что кушает ребенок в 9 месяцев?
Меню ребенка в 9 месяцев становится гораздо более разнообразным. Малыш уже знаком с основными группами продуктов, и на данном этапе идет расширение прикорма. Список продуктов, которые могут входить в рацион крохи, довольно большой.
Каши, злаки (100–150 мл на прием): рисовая, гречневая, кукурузная, овсяная. Готовить каши можно на воде, грудном молоке или молочной смеси. Использовать цельное коровье молоко пока не рекомендуется. В каши можно добавлять фрукты или фруктовое пюре, сезонные ягоды на завтрак или мясной фарш на обед.
Овощи (100–150 г на прием): кабачок, цветная капуста, брокколи, картофель, морковь, тыква, батат должны входить в меню ребенка в 9 месяцев. Их можно тушить, варить, запекать. После знакомства с каждым овощем по отдельности, их можно смешивать между собой, предлагая ребенку разные комбинации.
Фрукты (100–150 г на прием): яблоко, груша, банан, абрикос, персик, дыня. Можно давать ребенку в виде пюре или кусочков в качестве отдельного блюда, а можно добавлять к кашам, творогу, йогурту.
Мясо (50–60 г в сутки каждый день): кролик, индейка, телятина. Для питания детей 9 месяцев оптимальны блюда из мясного фарша.
Рыба (40–50 г в сутки 2 раза в неделю): хек, треска, минтай, дорада. Можно готовить на пару, можно запекать.
Яичный желток (1/4—1/2 в день).
Кисломолочные продукты (до 100 мл): детский кефир, биолакт, ряженка.
Творог (до 50–60 г в день). Можно делать запеканки, сырники, подавать без термической обработки. Рекомендуется пока воздержаться от фермерских продуктов и отдать предпочтение продуктам промышленного производства.
Сливочное и растительное масла (до 0.5 ч.л. в день соответственно).
Детское печенье, сухарики, галеты (2–3 шт. в день).
Вода остается основным напитком.
Не следует забывать, что ребенок должен оставаться на грудном вскармливании или кормлении смесью как минимум до 12 месяцев! Мамам, которые кормят грудью, для сохранения лактации стоит придерживаться вскармливания ребенка 9 месяцев по требованию или предлагать грудь после каждого приема прикорма.
Играем со стучалкой
В продаже встречаются стучалки двух видов. Стучалки с шариками (KoroBoom, My-shop), как правило, не требуют от ребенка существенного приложения усилий, достаточно ударить по шарику один раз, чтобы он провалился. С такой развивающей игрушкой можно знакомить малыша уже в год.
Стучалки с гвоздиками (Ozon, My-shop) требуют от ребенка гораздо больше четкости движений, выдержки, концентрации внимания, ведь чтобы забить гвоздик, нужно неоднократно попасть по нему. Да и гвоздики уже не так легко сдвигаются с места, как шары. Поэтому, если вы еще не пробовали играть с такой стучалкой, то обязательно попробуйте, ребенку будет интересно.
Нам с Таисией нравилось забивать гвоздики по очереди: один – она, один – я и т.д.
Веселые игры
Все дети и даже взрослые любят хорошенько повеселиться. Веселая игра для 9-месячного ребенка – лучший способ отвлечься от капризов и болезненного прорезывания зубов.
- Игра в прятки. Спрячьтесь за занавеску или диван и позовите ребенка. Когда он вас найдет, крепко обнимите и похвалите его. Старайтесь использовать каждый раз новые места.
- Съем. Когда девятимесячный малыш протянет ручку к маминому или папиному рту, они должны сделать вид, что сейчас откусят ее. Ребенок тут же выдернет ее из «опасного» места, весело хохоча.
- Танцуют все. Включите зажигательную музыку и покажите крохе простые движения – притопывания, хлопки. Потанцуйте вместе, взявшись за руки.
- Веселая щекотка. Вымойте кисть для пудры и нежно пощекочите носик малыша, животик, пяточки. Пусть он попробует сделать то же самое с вами.
- Скачем на лошадке. Усадите кроху на колени и, покачивая его, приговаривайте: «Ехал, ехал, ехал пан. Шагом, шагом, шагом. Ехал, ехал, ехал пан. Рысью, рысью, рысью. Ехал, ехал, ехал пан. Махом, махом, махом. Постепенно увеличивайте темп, изображая быструю езду на лошади.
- Зайка. Посадите ребенка напротив себя и выполните простые упражнения: «Зайка серенький сидит и ушами шевелит». В этот момент поднимите руки и подвигайте ими, изображая ушки. «Зайке холодно сидеть – надо лапоньки согреть». Потрите руки. «Зайке холодно стоять – надо зайке поскакать». Немного попрыгайте на месте. Теперь то же самое помогите проделать малышу.
Здоровье ребенка: На солнце без вреда для здоровья
Чрезвычайно важно защитить кожу малыша от воздействия солнца. В теплое время года гулять с ребенком очень полезно, но слишком долгое пребывание на солнце может быть вредным для кожи
Более того, УФ-лучи оказывают вредное воздействие даже осенью и зимой, поэтому важно круглый год соблюдать меры предосторожности:
Старайтесь беречь малыша от прямых солнечных лучей с 10:00 до 16:00 (период наивысшей активности).
Одевайте малыша в легкую одежду из хлопчатобумажной ткани, которая закрывает почти все тело, например в кофточки с длинным рукавом и брючки.
Если вы играете с малышом на улице, делайте это под пляжным зонтиком. Во время прогулок закрывайте коляску навесом.
Наденьте на ребенка широкополую шляпу.
Примерно за полчаса до выхода на улицу нанесите на кожу малыша крем от загара с SPF 30 или выше. Крем следует наносить повторным слоем через два часа.
Если малыш все-таки обгорел на солнце, положите на пораженный участок прохладный компресс, а затем нанесите увлажняющий крем. Если на обожженной коже образовались пузыри, обратитесь к врачу.
Кроме солнечных ожогов, дети в этом возрасте могут быть подвержены таким заболеваниям, как коклюш и инфекции среднего уха.* Коклюш. Это бактериальная инфекция, поражающая дыхательные пути и вызывающая сильные приступы лающего кашля, особенно у детей постарше. У детей в возрасте до 1 года максимальный риск развития осложнений после коклюша, поэтому в таких случаях следует сразу же обращаться к врачу. К признакам коклюша относятся ухудшение кашля или приступы сильного кашля до изнеможения. Также к врачу нужно обращаться безотлагательно, если ребенок задыхается, у него посинели губы или кончики пальцев, если у него после приступа кашля случается рвота или обильное слюнотечение. Неукоснительно соблюдайте рекомендации врача и помните, что кашель может не проходить по несколько недель, а то и месяцев.Инфекции среднего уха. У 2/3 всех детей в возрасте до 2 лет развиваются инфекции среднего уха. Хотя девятимесячный ребенок не может объяснить словами, что у него болит ухо, он может показать это другими способами. Например, он плачет во время кормления, потому что у него возникает боль в области среднего уха во время сосания и глотания. Также у него может быть беспокойный сон или высокая температура. Из пораженного уха может выделяться сукровица или гной. Иногда у ребенка может нарушаться слух. Чаще всего такие инфекции встречаются осенью и зимой. Если у вас возникнет подозрение на осложнение, обратитесь к педиатру. Педиатр назначит соответствующее лечение, возможно антибиотики. В этом случае следите за тем, чтобы пройти весь курс антибиотиков. Не прекращайте его даже в случае улучшения состояния ребенка.
Играть с простыми мозаиками
А еще 1 год 3 месяца — это отличное время, чтобы начинать приобщаться к мозаикам! Но только, конечно, к самым простым, малышковым. Главная задача мозаики в этом возрасте — не обучить ребенка создавать картины и не развить фантазию, а научить малыша работать с мелкими деталями и выучить цвета.
Совсем не обязательно при игре сразу вставлять детали «правильно»
Как правило, сначала дети слишком сильно увлечены процессом, чтобы обращать внимание на цвет деталей. Пускай сначала ребенок просто вставляет детали в отверстия, тренируя неподдающиеся пальчики
Ну а вы проговаривайте названия тех деталей, которые берет ребенок, чтобы у него в голове потихоньку откладывалась эта информация. И только когда малыш освоится с игрой и вы поймете, что ваша информация «не прошла мимо ушей» , предложите вставить синюю деталь в синее отверстие, а красную — в красное.
Вот примеры очень хороших, малышковых мозаик. Из деревянных (и довольно бюджетных) — это «Бабочки» (как на фото чуть выше), «Машинки». Из пластиковых — «Веселые пуговки».
На этом все. Если все из этой статьи уже освоено, переходите к следующей подборке — от 1,5 лет!
Искренне ваша, Яна Разначенко
Играть с рамкой-вкладышем
На данном этапе вам понадобятся самые простые рамки-вкладыши (My-shop, KoroBoom), а именно такие, где есть не только прорези для вкладышей, но еще и изображение вкладываемого предмета на заднем фоне. Играя с такой рамкой, ребенок при подборе вкладыша ориентируется не на форму проема, а на изображение. Для годовалого малыша такая рамка-вкладыш будет понятнее.
Поначалу, пока ребенок еще не совсем освоился с игрушкой, играть можно так: берем в руки, например, вкладыш с собачкой, и спрашиваем «Где на картинке собачка?», когда ребенок показывает, говорим «Значит сюда и поставим ее» и предлагаем вставить собачку в прорезь самостоятельно. Если попытается – хорошо, нет – вставляем сами. Вскоре малыш уловит суть игры и будет расставлять вкладыши по местам уже без наводящих вопросов. Игра отлично развивает моторику – для годовалого ребенка не такая уж и простая задача попасть в прорезь. Развиваются и первые аналитические способности – отыскиваем сходные картинки.
Здесь сразу хочется сказать про еще один хит — игру «Секретики». Она похожа на классическую рамку-вкладыш и не менее полезна для маленьких трудолюбивых пальчиков. Но здесь интерес малыша будет подстегивать еще и эффект неожиданности. Малыш с огромным любопытством будет заглядывать под вкладыши, пытаясь поскорее увидеть, что же там спрятано.
Исследовательские, познавательные игры
1. Кулинария — с 3-4 лет ребенок высказывает желание помогать на кухне, ведь там так вкусно пахнет и происходят чудесные превращения. Малыш с вашей помощью сможет самостоятельно приготовить элементарные блюда – бутерброды, салат, печенье. От вас потребуется создать безопасные условия и восхищаться кулинарными начинаниями вашего помощника. Развивается логика, математические навыки, творческое начало, любознательность.
2. Фокусы — найдите пособие по элементарным фокусам и развлечение для всей семьи обеспечено. Особенно полезно это занятие будет для скромного, застенчивого ребенка, это хорошая тренировка уверенности в себе, умения выступать на публике.
3. Огород на подоконнике — пусть ваш малыш еще раз почувствует себя взрослым помощником. Дети нетерпеливы, поэтому лучше посеять быстрорастущие растения—лук, кресс-салат, мяту, рукколу. Развиваются наблюдательность, расширяются горизонты воображения.
4. Сюжетно—ролевые игры – «дочки-матери», «школа», «магазин», «больница» список можно продолжать бесконечно. В этих играх ребенок может обойтись без родителей и лечить, кормить, воспитывать игрушечных друзей. Малыш стремится активно включиться в мир тех взрослых вещей, которые ему пока недоступны. Понаблюдайте за ребенком в этих играх и узнаете многое о себе.
5. Элиас (Скажи иначе) — веселая игра—угадайка слов и изображений. Пополняется словарный запас, развивается речь, логика и воображение.
6. Химические опыты — можно долго объяснять ребенку законы природы, но куда интереснее наглядно показать волшебные превращения. Попробовать себя в роли юного ученого помогут специальные наборы для юных химиков.
7. Фанты — предложите детям заветную коробочку и отправляйтесь по своим делам. Игра будет полезна застенчивым, стеснительным детям. Карточки с забавными заданиями повеселят любую компанию.