Признаки наступивших изменений
О том, что начался очередной этап в развитии вашего малыша, вы сможете определить по его поведению. Это самый верный барометр, что ребенок знакомится с миром новых ощущений и знаний. Основные признаки следующие:
Малыш постоянно следует за вами по пятам куда бы вы не пошли.
Даже ваше присутствие в соседней комнате его не успокаивает, а о возможности отлучиться на более дальнее расстояние не может быть и речи.
Как минимум, вы должны находиться в пределах видимости ребенка, а как максимум —постоянно с ним чем-то заниматься и уделять максимальное внимание
Важно! Только при таких условиях малыш более-менее спокойно себя ведёт, без истерик и слёз
Важно! Только при таких условиях малыш более-менее спокойно себя ведёт, без истерик и слёз. Как справиться со страхом разделения смотрите в интернет-курсе Мама, не уходи!>>>
Как справиться со страхом разделения смотрите в интернет-курсе Мама, не уходи!>>>
Ребенок становится стеснительным.
Любое незнакомое ему лицо вызывает плач. Если чужой человек попытается заговорить с малышом, дотронется или просто посмотрит, то он сразу же будет к вам прижиматься изо всех сил.
Проявления ревности со стороны ребенка.
Как только вы попытаетесь заговорить с кем-то или просто посмотрите в сторону, отдавая своё внимание другим, малыш всячески попытается вернуть его себе любыми доступными ему способами. Резкие перепады настроения
Резкие перепады настроения.
В течение 10 минут малыш успевает и поплакать, и посмеяться. Причем смена эмоций происходит молниеносно.
Меняется сон ребенка.
Он хуже засыпает, продолжительность сна становится короче, период отдыха беспокойный —малыш постоянно крутится и вздрагивает.
Как наладить сон ребенка в этот непростой период, смотрите в интернет-курсе Как научить ребенка засыпать и спать без груди, ночных пробуждений и укачиваний>>>
- Частые капризы без явных на то причин.
- Потеря аппетита.
Малыш избирательно подходит к еде и отказывается есть то, что ещё вчера любил больше всего.
Читайте полезную статью Рацион и меню питания ребенка в 10 месяцев>>>
Как только вы заметите один из этих признаков или столкнетесь со всеми сразу, что вполне возможно, значит ваш малыш вступил в новую фазу развития.
Показатели нервно-психического развития
Двигательные навыки малыша поднимаются на новый уровень. Уже столько всего умеет делать ваше чадо. Он и садится из положения лежа и стоя, уверенно держит спинку, не заваливается даже при повороте головы. Хорошо стоит, держась одной рукой за опору, ходит вдоль дивана и даже может залезть на него. Быстро ползает даже по гладкой поверхности.
Интересуется всем, что вокруг происходит. Изучает новые предметы долго, вдумчиво. Открывает, закрывает, выдвигает, задвигает шкафы, достает и складывает обратно различные вещи.
Любит, чтобы его водили за ручки, ходит без устали и просит снова и снова.
Активно проявляет эмоции: если веселится, то от души и хохочет во весь голос. Подражает речи взрослых. Из произносимого лепета вполне можно услышать подобие слов.
Находит и приносит знакомые игрушки, разбирает и собирает матрешку, пирамидку, складывает предметы в коробочку.
Начинает проказничать : при слове «нельзя», продолжает делать своё дело, при этом хитро улыбается и следить за вашей реакцией.
Уже может самостоятельно пить из кружки. С удовольствием орудует ложкой, но пока ещё получается плохо. Не бойтесь испачканной кухни, ведь малыш приобретает необходимый жизненный навык.
Освоение окружающего пространства
Любящие родители наверняка играли с младенцем в игры на поиск издаваемого звука. Игры с 10-месячным ребенком пора усложнить. Можно включить музыку на небольшом устройстве и спрятать его. Поиск звука очень нравится детям.
Развивающие игры для детей 10 месяцев на улице незаменимы для освоения ими окружающего пространства
Важно поощрять исследовательскую деятельность, не запрещать ребенку собирать различные палочки, камни, листья и шишки. Если вы нашли что-то новое, покажите это ребенку, издав удивленный возглас
Рассмотрите находки дома в спокойной обстановке, расскажите малышу об их цвете и форме. Основы любознательности важно заложить уже сейчас, в дальнейшем развитии это очень важно!
Нейро-психомоторное развитие
- Начинают проявлять предпочтение в использовании одной из рук. Если протянуть малышу предмет, то чаще всего он будет стараться схватить его одной из рук;
- Знают, каким образом можно манипулировать родителями и используют различные способы воздействия для достижения желаемого (крик, капризы, плач). Манипуляции учащаются, если крохе удается найти слабое место родителей. Рекомендуется стараться не поддаваться на попытки малыша переубедить вас в определенном решении, чтобы не показать вариант воздействия;
- Понимают и выполняют простые просьбы: «дай», «покажи», «на». Предлагая такие занятия карапузу несколько раз в день, через несколько недель можно заметить, как быстро малыш ориентируется не только в задании, но и в собственных игрушках, бытовых предметах;
- Выполняют одно и то же действие по несколько раз для получения желаемого результата. Во время игры малыш может ругать игрушку, если не получается положить ее в другую, но эти эмоции не останавливают кроху от действий, а только усиливают стремление достигнуть поставленной цели. Чтобы малыш меньше злился, подсказывайте ему правильный вариант действий;
- Стремятся получить положительную оценку, специально повторяют звуки и действия, вызывающие восхищение взрослых. В этом возрасте не рекомендуется веселиться или восхищаться, на новое, но неправильное действие. Если кроха сделал что-то нежелательное, но очень смешное, нужно сдержать проявление эмоций;
- В самостоятельной игре могут использовать простые элементы сюжетной игры: качать куклу, катать машинку;
- Любят играть с небольшими предметами при помощи пальцев. Пинцетный захват стал более совершенным и карапузу нравится подбирать крошки, трогать и переносить с места на место крупы или мелкие детали. Такое занятие очень полезно, но стоит позволять играть с маленькими предметами только под присмотром взрослого.
Как учить ребенка обращаться с игрушками
Вначале малыш одинаково обращается со всеми игрушками: он их хватает, рассматривает, трясет, ударяет ими по столу или по полу, тянет их в рот. Применяя такие стандартные исследовательские действия, ребенок самостоятельно кое-что узнает о свойствах некоторых игрушек и о том, как с ними надо обращаться.
Например, он обнаруживает: погремушка издает звук, когда он ее трясет. И соответственно с ней и обращается. Однако большей части игрушек соответствуют специфические действия, которые должен показать взрослый
Знание этих специфических действий и предметов (игрушек), с которыми они совершаются, важно для интеллектуального развития ребенка. На базе этих знаний строятся затем новые, приобретаемые в более позднем возрасте
- Начинайте показывать ребенку разные действия при игре в мяч. Используйте для этого не один, а два-три мячика. Очень хорошо, если ребенок полюбит играть с мячом. Показывая ему мяч, а затем пряча его в разные места, вы сможете развивать у ребенка навыки поиска. Катая мяч в определенном направлении, вы задаете ребенку маршрут, по которому он должен научиться передвигаться.
- Научите ребенка звонить в колокольчик — отличную развивающую игрушку для детей 10 месяцев. Придумайте игру, при которой вы делаете что-то для него приятное, например, начинаете его щекотать, если он позвонит в колокольчик. Таким образом, вы сделаете колокольчик любимой игрушкой и сможете использовать его при обучении ребенка новым умениям.
- Обязательно подарите ребенку машинку и покажите, как катать ее вперед и назад. Сопровождайте катание какими-то звуками, типа «дрр» или «би-би», которые он сможет дальше употреблять для обозначения машины. Если же он не начнет сразу же подражать вашим действиям, поместите его руки на машину и покатайте ее его руками. Катайте затем машину по очереди или используйте в игре две машины, одну будете катать вы, другую — ребенок.
- После того, как вы научите ребенка катать машину руками, привяжите к ней веревку и покажите, как ее можно катать за веревку. После этого попробуйте предложить ему взять эту веревку — и когда он ползет, и когда стоит, и когда пытается ходить. Возможно, он воспользуется вашим предложением.
- Когда малыш уже научился катать свою машину (руками и за веревку), предложите ему машину другого цвета, величины и формы и посмотрите, станет ли он ее катать. Если он этого не сделает, объясните ему, что это машина (назовите ее «дрр» или «би-би») и что ее тоже катают. Но не показывайте катания руками! Проверьте, поймет ли он вас. Если не поймет, привяжите к этой новой машине веревку и дайте ему в руки. Если и это не поможет, покажите, как вы катаете новую машину. После того, как он тоже начнет ее катать, постарайтесь проверить с помощью еще нескольких игрушек, с каким набором (классом) предметов связывает ребенок действие катания и не является ли при этом определяющим факт, что у машины есть колеса. Вам будет легче находить лучшие методы развития ребенка, если вы будете не только видеть, что он делает, но и понимать, почему он это делает.
- Машина интересна потому, что в ней можно возить разные предметы. Покажите, как это делается. Если среди игрушек есть грузовик, дайте ребенку небольшие предметы, которые он не может проглотить, и покажите ему, как их можно складывать в машину и потом везти в какое-то место, где их можно высыпать.
Уход за младенцем
Уход за ребенком 10 месяцев предполагает следующие действия:
- массаж;
- гимнастика;
- ежедневное купание;
- приучение к горшку;
- гигиенические процедуры.
Важно установить режим дня, который во многом влияет на здоровье малыша
Что можно включить в рацион
В рацион питания к началу 11-го месяца введены многие продукты. Грудное молоко или детскую смесь давать рекомендовано только перед сном или после пробуждения. Питание должно быть правильным и сбалансированным. Нельзя давать жареные и копченые продукты. Не обязательно доводить пищу до пюреобразного состояния. Если уже есть зубки, можно предлагать продукты небольшими кусочками.
Режим — сон и бодрствование
Спит малыш в сутки 12-14 часов. Днем он нуждается в двухразовом сне по 90 минут
Важно приучить ребенка укладываться спать в одно и то же время ежедневно
Купание и гигиена малыша
Купать малыша следует каждый день. Желательно за час до отхода ко сну. В воде он может находиться до 25 минут. В воду можно добавлять отвары трав. Пользоваться мылом и шампунем разрешено не больше двух раз в неделю. Желательно приобрести резиновые и заводные игрушки, водные пистолеты, лейку и другие предметы, которые заинтересуют малыша.
Гимнастика с ребенком
Физические упражнения необходимы для развития опорно-двигательного аппарата и укрепления иммунитета. Рекомендовано включать следующие упражнения:
- приседания и вставания с поддержкой;
- ползание на четвереньках;
- ходьба около опоры;
- упражнения на сгибание и разгибание конечностей.
Каждое занятие следует повторять на протяжении 15 минут, обязательно уделяя время отдыху.
Что умеет малыш к концу 10-го месяца
Что должен уметь малыш к началу 11-го месяца своей жизни? Десятимесячный ребенок свободно и легко должен выполнять ряд действий:
- садиться самостоятельно;
- стоять несколько минут без опоры;
- захватывать и удерживать любимую игрушку;
- легко переворачиваться со спинки на животик и обратно;
- самостоятельно вставать, ходить, держась за руку родителя, стену или другую опору.
Так как в этом возрасте ваш малыш начинает делать свои первые шаги, следует задуматься о покупке обуви. Она обязательно должны быть качественной и подходить по размеру.
Физические навыки
На 10-м месяце жизни ребенок закрепляет все то, чем овладел ранее. Новых навыков приобретает меньше. Он хорошо ползает, самостоятельно садится и встает, свободно передвигается по опоре, а некоторые дети даже делают в этом возрасте первые шаги.
Социальное развитие
Социальные навыки, которыми владеет десятимесячный ребенок:
- повторяет звуки и отдельные слова за взрослыми, а также жесты и мимику;
- выполняет несложные инструкции;
- знает свое имя;
- дети стремятся получить похвалу и расстраиваются, если их ругают;
- нуждается в игре, с желанием идет на контакт с ровесниками и детьми постарше.
Социальным навыкам ребенок учится от взрослых, поэтому как можно чаще нужно разговаривать и играть с ним.
Эмоциональное развитие
В этом возрасте ребенок проявляет эмоциональную реакцию на любые события: он с радостью воспринимает весть о прогулке или купании, обижается и злится, если что-то не получается, пугается при незнакомом звуке.
Речь
В 10 месяцев словарный запас расширяется. Совершенствуются речевые навыки. Малыш произносит осмысленные слова и слоги, соотносит слово с действием или предметом, узнает на картинках предметы.
Нейро-психомоторное развитие
Познавательные процессы к концу 10-го месяца получают свое стремительное развитие:
- в речи появляется больше слов и слогов;
- малыш распознает звуки и мелодии, узнает близких родственников по голосу;
- наблюдает за действием взрослых, улыбается в ответ на улыбку;
- понимает несложные инструкции;
- стоит без опоры и делает первые шаги без опоры;
- захватывает предметы двумя или тремя пальчиками.
В 10 месяцев ребенок способен играть на протяжении 20-30 минут один.
Двигательные навыки
Дети в этот период хорошо ползают и передвигаются на четвереньках, уверенно стоят, передвигаются и встают, держась за опору, могут слезть и залезть на возвышенность. Некоторые малыши начинают делать первые шаги.
Начинают реагировать на неприятные ситуации и вредные привычки
К вредным привычкам этого возраста относят сосание пальца или воротничка одежды, кручение волос. В этих случаях родителям следует быть внимательным и ласковым к своему малышу. Чаще нужно брать его на руки, играть, не оставлять подолгу одного в кроватке.
Заключение
В заключение хотелось бы отметить, что приоритетными направлениями действий взрослых в этот период являются стимулирование речи малыша, формирование первых привычек, прививание доброжелательного отношения к окружающему миру, введение таких понятий как «необходимо», «нужно», а также воспитание культуры поведения.
Скоро вашему маленькому чаду исполнится 2 годика – серьезный рубеж не только для него, но и для родителей. Каждому маме и папе хочется, чтобы ребенок развивался не хуже других деток, а может даже и лучше. Однако в 1 год и 10 месяцев речь идет не только о двигательных, речевых навыках, но также о психологическом аспекте, становлении крохи как личности.
Старшее поколение склонно к тому, что все это выдумки, но современные специалисты продолжают стоять на своем. Именно в данный период времени происходит закладка фундамента характера и основных качеств, поэтому родителям следует запастись терпением и проявить мудрость в воспитании любимого чада.