Полезная информация
В жизни крохи бывает несколько кризисов: впервые родители сталкиваются с таким явлением, когда малышу исполняется 1 год
Еще наиболее распространенным считается кризис 3 лет, поэтому родителям крайне важно знать, как помочь своему сыну или дочке пройти этот период. Многие родители также задаются вопросом о том, —как научить ребенка писать—
Творческие мамы и папы пытаются выяснить, —как научить ребенка рисовать—, и это хорошие желания, которые активно развивают детей. Если и у вас возникали эти вопросы, можете ознакомиться со статьями на данную тематику и найти в них все ответы.
Приходилось ли вашему малышу переживать кризис 2 лет? Как он или она вели себя в этот период, и что вы делали, чтобы помочь своему крохе? Поделитесь своими историями и полезными советами, а также оставляйте ваши отзывы о данной статье.
Как бороться с истериками?
Истерики лучше научиться предотвращать, тем более сделать это намного проще, чем прекратить их. Ниже приведено несколько дельных советов:
- Можно прибегнуть к уговорам, и постараться доступно объяснить причины, по которым нельзя выполнить его требования.
- Переключение внимания. Отвлечь малыша или занять чем-то другим очень часто помогает выйти из трудной ситуации.
- Согласие. Если то, что требует ребенок безопасно для него и его здоровья, и не способно нанести вред окружающим, то родители могут согласиться исполнить желание крохи.
Однако стремиться к абсолютному послушанию, только для того, чтобы ребенок был послушным, вряд ли стоит. В тех случаях, когда предупредить истерику не удалось, и она все же началась, необходимо дать ребенку успокоится, при этом самим оставаться спокойными. Лучше всего не трогать кроху и на время оставить его в одиночестве. Таким образом, можно показать своему чаду, что такой метод не будет иметь успеха и ни к чему не приведет. Оставшись один, малыш быстрее прекратит крики и займется чем-то более увлекательным, а может сам выйдет на контакт с родителями.
ЧИТАЕМ ПОДРОБНО: как реагировать на ночные истерики у ребенка 2-х лет по мнению Комаровского?
Если ребенок продолжает истерить достаточно долго, стоит снова попробовать успокоить и пожалеть его или отвлечь внимание
Важно из-за припадка не уступить малышу и не сделать так, как он хочет. Надо оставаться последовательными, мудрыми и справедливыми при принятии решений – это верный способ справиться с истерическим крохой
Надо оставаться последовательными, мудрыми и справедливыми при принятии решений – это верный способ справиться с истерическим крохой.
ЧИТАЕМ ПОДРОБНО: что делать, если у ребенка приступ истерики?
Общие сведения
Каждый карапуз индивидуален и такое понятие, как кризис двух лет может иметь условное название. У кого-то он начинает проявляться уже в полтора годика, у кого-то — после двух с половиной.
То, насколько длительным будет этот период, зависит от:
- атмосферы в семье;
- физического здоровья ребенка;
- от наличия доверительных отношений, выстраиваемых между малышом и его родителями.
Есть детки, у которых кризис, наступающий в два года, проходит достаточно спокойно, родители даже не замечают его. Тогда, как у других — не обойтись без бурных эмоций и истерик.
Зачастую кризис длится недолго, в частности, если родители знают, как реагировать и правильно себя ведут с малышом. Если же со стороны отца и матери допускается множество неправильных действий, то данный период затягивается.
Почему ребенок не отпускает маму ни на шаг
Есть и куда менее очевидные причины силльной привязанности ребенка к маме, присмотритесь к ним внимательнее, возможно, найдете свой вариант. Установив причину беспокойства ребенка, будет проще исправить ситуацию.
У ребенка что-то болит
Ребенок не отпускает от себя маму, потому что плохо себя чувствует, но еще не знает, как об этом сказать. Он просто хочет, чтобы мама носила его на ручках, обнимала, да и просто была рядом – от этого становится легче. И если простуда или боли в животике проходят довольно быстро, то режущиеся зубки могут терзать ребенка месяцами. Будьте к нему внимательны, вы ему сейчас очень нужны.
Читай также: Привязанность ребенка к маме – проблема?
Ребенок чувствует мамину тревогу
Вы с кем-то поругались, дела идут неважно, нечем заплатить за квартиру, кто-то на вас не так посмотрел – все эмоции, которые вы переживаете, переживает и ваш малыш. Даже если ругались не при нем, и ему еще неизвестны финансовые проблемы
У вас просто все на лице написано, а он это «считывает» за секунды. А если маме тревожно, значит, существует какая-то опасность, значит – он должен быть рядом с мамой, чтобы она могла его защитить.
Ребенку кажется, что вы хотите от него освободиться
Так бывает, когда вы, вроде бы, целый день проводите с ребенком, но при этому ваши мысли находятся где-то далеко. Да и занимаетесь вы совсем не ребенком, а, к примеру, домашними делами, разговорами с подругами по телефону, общением в интернете.
Читай также: Даже скрытый конфликт вредит ребенку
Ребенку никак не удается привлечь ваше внимание, отчаявшись, он начинает плакать. Но вместо того, чтобы, наконец, увидеть ребенка, вы раздражаетесь
Вы устали, дела не ладятся, а тут еще ребенок не хочет отпускать маму от себя, и устраивает истерики.Получается замкнутый круг.
КАК ПРЕОДОЛЕТЬ ДЕТСКУЮ ГИПЕРПРИВЯЗАННОСТЬ
С причинами сильной привязанности ребенка к маме разобрались. Осталось понять, что делать, если ребенок не отпускает от себя маму.
- Не ругайте малыша за крики и истерики, не оставлять резко одного, не уходить из дома украдкой или обманом.
- Восполните нехватку внимания. Обнимайте, целуйте, играйте с ребенком.
- Не отвлекайтесь на телефон и интернет, активно реагируйте на вопросы и просьбы ребенка.
Когда малыш получит ваше качественное внимание, когда вы уделяете время только ему и ни на что не отвлекаетесь, у малыша не будет необходимости добиваться его борьбой. Конечно, это случится не в один момент
Ребенок должен вначале убедиться, что это не временное явление, что теперь так будет всегда.
Читай также: Как проявить родительскую любовь?
Чтобы ребенок понял, что даже когда мамы нет рядом, она не пропала, тоже нужно проявить терпение. Выберите момент, когда ребенок занят каким-то увлекательным делом и договоритесь, что пойдете на кухню приготовить чай. Не задерживайтесь надолго. Когда ребенок привыкнет к тому, что вы, как и обещаете, возвращаетесь, можете начать ненадолго уходить из дома, постепенно увеличивая время своего отсутствия.
Помните, что главное, в чем нуждается ребенок, который не отпускает маму от себя ни на шаг, – это чувство защищенности и уверенности в маминой любви.
Читай также: Материнская любовь для социализации
Читай также: Проявляем любовь к ребенку: 5 простых способов
Не торопите события
Учитывайте то, что ребенок не сразу переключается с одной деятельности на другую. Если он увлеченно играет в какую-то игру, но уже настало время идти есть или купаться, дайте ему время перестроиться. Сначала предупредите его: «Скоро я позову тебя обедать». Таким образом вы дадите ему время выйти из игры. Также предоставляйте ему больше времени на осуществление той деятельности, которую он только осваивает. Разбудив ребенка с утра пораньше на пятнадцать минут, вам не придется нервничать и смотреть на часы, опаздывая в садик. Постоянно подгоняя ребенка, вы добровольно обрекаете себя на бесконечные расстройства и раздражение. Ну и, конечно, сами провоцируете новые истерики вашего ребенка.
Сопереживайте
Помогайте малышу называть свои чувства и говорить о них. Умение осознавать и проговаривать свои ощущения помогает малышу реагировать более гибко, видеть наиболее частые проблемы, готовиться к ним заранее: «Когда мы идем в поликлинику, я боюсь, что доктор сделает мне больно», «Оставляя меня в группе с детьми, ты уходишь незаметно, и меня это сильно тревожит». Обсуждая с малышом ситуацию, не давайте оценок, а если нужно, делайте выводы: «Хорошо, тогда я больше не буду уходить незаметно, давай придумаем свой ритуал прощания».
Разговаривая с ребенком, не навязывайте ему желательные для вас реакции: «А ты не бесись, подойди и возьми сам», «А ты не цепляйся за мою юбку, говори спокойно». Покажите, что вы понимаете его чувства. Куда полезнее дать малышу проговорить свои ощущения и найти в вас поддержку: «Ты, наверное, переживал, думая, что я опять опоздаю и заберу тебя последним», «Ты рассердился, что я оставила тебя одного с бабушкой». В разговоре с малышом используйте фразы: «Я тебя могу понять…», а не «Это потому что…», говорите: «Мне это знакомо…», а не «Тебе нужно поменьше…» Главный лозунг вашего участия: «Держись!» — и не нужно много слов.
Слушайте, проявляя сочувствие, говорите за него, если ему еще трудно; главное, что должен понять ваш ребенок, — что рядом с ним надежное, утешающее плечо. Да, иногда крайне тяжело вымотанной, уставшей от постоянных истерик маме проявлять сочувствие и говорить: «Я понимаю тебя, ты расстроен»
Но почему так важно ваше сочувствие? Ваше понимание и помощь, которую он получает от вас в определении своих чувств, помогают ребенку защититься от таких разрушающих состояний, как чувство вины, отверженности, тревоги и обиды
С двух до трех с половиной лет у малыша формируется причинно-следственная связь, которую родители должны укреплять: теперь не просто «Я сержусь», а «Я сержусь, потому что ты не пришла, когда я тебя звал», «Я испугался, потому что потерял тебя». Он распознает свои чувства и учится называть их своими именами, а также разбирается в том, что вызывает в нем те или иные реакции: «Я люблю заведенный порядок, я не переношу сюрпризы и неожиданности». Это основа знакомства с собой. Ребенок учится отличать свои внутренние фантазии от реальности, регулировать свои переживания
Он должен научиться контролировать свои импульсы и порывы: успокаиваться, концентрировать внимание, планировать, предвидеть определенные последствия своих поступков. И все это — момент отделения себя от мамы, тяжелые периоды формирования собственного «я»
А чтобы это «я» утвердилось, нужен диалог и принятие детской точки зрения.
Без опыта двустороннего общения ребенок будет в дальнейшем иметь сложности в понимании других людей, их чувств и представлений. Ему будет трудно правильно реагировать, выражать свои чувства и наводить мосты в общении с другими людьми.
Какие еще факторы способствуют развитию частых отитов у детей?
Аллергия. Было установлено, что аллергические процессы могут по-разному влиять на состояние среднего уха и слуховой трубы. Это и воспалительный отек (такой же как и в других отделах дыхательной системы), и заброс аллергенов из носоглотки в слуховую трубу, и среднее ухо. Все это приводит к дополнительному ухудшению и так плохо функционирующей слуховой трубы у детей.
Аденоиды. Увеличенная аденоидная миндалина примыкает к устью слуховой трубы в носоглотке. Установлено 2 возможных механизма:
- Бактериальный резервуар, и при каждом удобном случае (ОРВИ, чихание при аллергии) инфекция попадает в ухо.
- Из-за излишнего давления увеличенных аденоидов на устье слуховой трубы дополнительно нарушается процесс ее открытия.
Рефлюкс. Следует отметить, что острые отиты у совсем маленьких детей (до 6 месяцев) могут возникнуть вообще без связи с инфекцией. Кормление в неправильном положении может приводить к забросу пищи в носоглотку и в среднее ухо. Это было подтверждено наличием пепсина в среднем ухе у детей. Слизистая оболочка дыхательных путей не имеет защитных свойств от желудочного содержимого и реагирует на него воспалительными изменениями. По этой же причине не рекомендуется длительное использование соски (более 6-12 месяцев).
Что происходит с ребенком в этот период
Характерные признаки кризиса одного года:
- Самостоятельность;
- Неуправляемость;
- Упрямство;
- Непослушание;
- Требование внимания к себе;
- Чувствительность к замечаниям;
- Обиды;
- Агрессия;
- Капризность;
- Противоречивое поведение.
В это время у ребенка наблюдается определенный скачок в развитии. Внутри него происходят глубокие психологические преобразования. Он начинает ощущать себя личностью и хочет быть самостоятельным. У маленького человека возникают собственные желания, которые больше не зависят от взрослых. Он стремится познавать мир самостоятельно — все потрогать, попробовать на вкус, посмотреть, что внутри. И любые запреты вызывают в нем волну непослушания.
НЕМНОГО ТЕОРИИ
Психологи выделяют несколько периодов развития психики малышей.
- Период младенчества (от 0 до 1 года);
- Период раннего детства (от 1 года до 3 лет);
- Дошкольный период (с 3 до 6 лет);
- Младший школьный период (с 7 до 11 лет);
- Старший школьный период (с 12 до 17-18 лет).
И, зная эту периодизацию, пережив кризис первого года и переход ребенка из горизонтальной плоскости в вертикальную со всеми вытекающими последствиями, я морально готовилась к кризису трех лет.
А тут нате! Оказывается 2 года считается одним из самых сложных моментов для ребенка и окружающих его взрослых. Кризис 2 лет у ребенка и взрослых!
Физически уже развит, понимает чего хочет, чего не хочет и упорно этого добивается, а объяснить толком не может. Вот и выливается это все в капризы и обиды.
И именно в этот момент проявляется та самая «борьба за власть», о которой я писала в статье про причины нарушения поведения у детей.
Как я определила, что это борьба за власть?
Да меня просто «выбешивает», когда Дениска начинает сопротивляться моим просьбам. Я злюсь невероятно. А это как раз и является индикатором борьбы за власть.
Почему возникает кризис одного года
Ваш малыш растет и каждый день узнает что-то новое. К одному году он уже такой взрослый, что вы с удивлением вспоминаете, каким маленьким и беззащитным он был, когда родился. Теперь он ходит или хотя бы пытается, понимает слова взрослых и пробует говорить сам.
Каждый день мир открывается ему все больше. Вместе с новыми знаниями о мире его эмоциональное восприятие усложняется, ему нужно больше движения и впечатлений. Ребенок настойчиво требует общения и становится очень эмоциональным. Главное — запастись терпением и сохранять спокойствие. Никакая муха вредности не кусала вашего кроху. Просто он вырос, и у него начался кризис одного года — переходный период между младенчеством и ранним детством. Впрочем, этот период можно прожить и без явных кризисных проявлений, если предоставлять малышу достаточно внимания, возможностей для движения и развития. В контексте этой темы советуем познакомиться с материалом о развитии и игрушках
Перечислим основные процессы, происходящие с малышом к 12 месяцам:
- Становление ходьбы. Примерно в 8 – 14 месяцев дети начинают самостоятельно ходить, что само по себе сильно влияет на развитие ребенка, ведь этот новый навык дает ему возможность еще глубже исследовать окружающий мир.
- Развитие речи. В этот же период активно развивается речь. Но язык годовалого ребенка не похож на язык взрослых. Слова, которые он произносит, отличаются от привычных нам, и в каждое малыш вкладывает какой-то особый смысл, а иногда и несколько. Значение слова зависит от ситуации, в которой оно произносится. Мышление ребенка в этом возрасте носит несамостоятельный характер. Если взрослые могут пользоваться словами для описания своих мыслей, переживаний или воспоминаний, то ребенку они нужны для того, чтобы описать то, что он видит в данный момент времени. Пока еще он не может говорить об отсутствующих предметах. Данное явление носит название «автономная речь». С ее помощью ребенок констатирует, но не делает умозаключений. Вместе с тем слова «взрослой речи» малыш уже понимает.
- Противостояние взрослым. На этом этапе происходит отделение от матери. Ребенок начинает противопоставлять себя другим. Малыш отказывается выполнять просьбы родителей (прежде всего — если он ощущает недостаток их внимания), иногда как бы возвращаясь к более раннему периоду в поведении.
У малыша возникает противоречие между собственными потребностями и возможностями: он стремится все делать сам, но у него не всегда получается. Он хочет сказать, но не может подобрать слова, хочет достать, но не дотягивается. Эти противоречия не только движущая сила его психического и общего развития, но и причина возникновения агрессии и эмоциональных вспышек.
Кризис одного года может длиться от одной недели до нескольких месяцев, пока у ребенка не закончится период автономной речи.
Чего не надо делать родителям
Многие родители переживают, не понимая, как лучше вести себя с капризным малышом. Не стоит волноваться — этот нелегкий период надо просто пережить, стараясь сделать так, чтобы он прошел максимально безболезненно для вас и для ребенка
Важно понимать, что все происходящее с ним — это нормально. Чего не стоит делать:
- Винить себя в том, что ребенок плачет или капризничает;
- Слушать родственников, говорящих, что вы его разбаловали;
- Кричать на малыша, показывать ему свою негативную реакцию и шлепать его — он все равно не поймет за что;
- Ругать его за сломанные игрушки и разрисованные стены — так он познает мир;
- Запрещать ему все подряд. Помните, что каждый запрет — это стресс для ребенка, а все его непослушное поведение и разбрасывание игрушек — способ познать мир. В опасной ситуации спокойно объясните ему, почему не следует так поступать;
- Использовать слово «нельзя» слишком часто. Приберегите его на случай, если ребенок действительно делает что-то не так (например, высыпает сахар на стол). А в критических ситуациях используйте слово «опасно»;
- Мешать малышу быть самостоятельным — поддерживайте его, если он стремится все сделать сам;
- Впадать в крайность, реагируя на все его капризы и исполняя все его желания, — ищите способы отвлечь или уговорить ребенка;
- Вести себя недостойно или неправильно в присутствии малыша — дети в этом возрасте все копируют;
- Показывать ребенку, что вы доминируете, потому что вы взрослый, — он должен видеть в вас своего друга;
- Игнорировать малыша.
Почему ребенок стал капризным?
Так называемый кризис двух лет – это не отклонение от нормы, а вполне закономерный процесс взросления малышей, когда они постепенно начинают осознавать свою индивидуальность и на этом фоне пытаются понять границы дозволенного. Их поведение кардинально меняется: капризы становятся не исключением, а привычкой; истерики могут начинаться внезапно и в самый неподходящий момент; любая родительская просьба бывает встречена негативом.
Данный период, который, к слову, может длиться до 3 лет, для большинства родителей становится настоящим кошмаром. Началом драмы может послужить все что угодно: от понравившейся в магазине игрушки до развязавшегося шнурка на ботинке.
В этом возрасте многие детки еще не умеют полно и развернуто выражать словами свои эмоции, и единственным вариантом для них отстаивать свою волю являются капризы и упрямство. Война за чужую куклу может развернуться прямо в песочнице на глазах у изумленных зрителей. Мама не купила мороженое, вот и получай очередной шквал негативных эмоций. «Нет!», «не хочу!», «не буду!» — стандартный набор слов во время кризиса 2 лет для обозначения своей позиции, с которой родителям придется считаться.
Данный этап развития нужен для совершения предстоящего большого скачка в развитии. Как только малыш наиграется в «своеволие» и поймет с подачи взрослых, что его мнение – это не пустой звук, кризис 2 лет пройдет, у ребенка наступит период спокойного и мирного познания окружающего мира.
Правильная реакция на истерику
Часто неверная реакция родителя на истерические припадки ребенка провоцирует еще больший протест с его стороны. Основной метод, с помощью которого кроха пытается повлиять на взрослого и добиться желаемого – истерика. Она может сопровождаться не только криками и плачем, но и выбрасыванием игрушек и предметов, укусами, плеванием, а в некоторых случаях даже приступами удушья. Не проявив твердость однажды, родители тем самым дадут понять ребенку, что такой подход эффективен, и он начнет устраивать их все чаще. В будущем это опасно тем, что кроха станет манипулировать и использовать любовь родителей и их жалость в своих целях.
Важно понимать, что в период кризиса бурные припадки и чрезмерное упрямство вполне естественны для ребенка, и бывают они в той или иной степени у всех деток. Бить тревогу по этому поводу раньше времени не стоит
Обеспокоиться данным вопросом следует только тогда, когда кроха закатывает истерики по несколько раз в день, то есть истерическое поведение начинает носить уже постоянный характер.
Что такое кризис 2 лет?
Дети растут не только внешне, но и внутренне. Происходит развитие личности и становление психики. Они начинают чувствовать свою индивидуальность и проявлять самостоятельность.
Поведение малыша находится в полной зависимости от его эмоционального и психологического состояния.
На определенном этапе развития наступает кризис двух лет у ребенка. Не нужно воспринимать его, как что-то ужасное. Это — один из этапов взросления маленького человечка, а их в жизни будет еще очень много.
Поверьте, все это «цветочки» по сравнению с переходным возрастом.
Помните! Ваша задача: помочь ребенку гармонично развиваться, не подавляя его личность, а развивая необходимые качества и навыки.
Немаловажным остается вопрос: Когда заканчивается кризис 2 лет у ребенка?
При правильно выстроенной линии поведения родителей, кризис не затянется и успешно преодолеется в течение 2-4 недель.
Это интересно: Кризис 3 лет у ребенка — изучаем развернуто
Чего нельзя делать
- Во-первых, необходимо набраться терпения и не использовать ответные эмоции на плохое поведение малыша. Даже если он или она начали закатывать истерику, чрезмерные эмоции могут только усугубить ситуацию.
- Если вы поставили определенные границы, нельзя ими пренебрегать, даже если он начинает выплескивать свои эмоции. Задача родителей не просто сказать, что так нельзя делать, а уметь объяснить, почему нельзя так поступать. Если мама и папа пренебрегают собственными словами, у крохи со временем стирается понятие «авторитет» родителей, и он еще больше противится в дальнейшем.
- Не стоит также унижать и проводить разъяснительную работу у всех на виду. Лучше всего пойти с непослушным карапузом домой, и в тихой обстановке спокойно объяснить, почему его поведение плохое, и почему ему не стоит в дальнейшем так себя вести.
Свобода выбора
Ребенок, как и любой человек, должен иметь право делать свой выбор. В кризисный период, в 2-3 года, у малыша начинают формироваться волевые качества, для нормального становления которых ему необходимо осознавать и понимать свою самостоятельность в моменты, когда он принимает решение сам. Если отказывать ребенку в возможности выбора, можно нарушить развитие целеустремленной и уверенной в себе личности.
Но полная свобода, предоставляемая двухлетнему ребенку, тоже не является наилучшим выходом. Идеальным вариантом будет предоставление малышу свободы выбора при помощи вопросов с уловками. К примеру, можно дать ему выбрать, на какую площадку идти гулять, какую сейчас взять с собой лопатку: маленькую или побольше.
Какие еще имеются особенности кризиса двухлетнего возраста?
У всех ли детей случается кризис?
С кризисом сталкиваются практически все малыши, но протекает он у всех с разной степенью выраженности и интенсивности, которые зависят исключительно от индивидуальных особенностей. Нередко кризисные проявления у малышей имеют настолько несущественную выраженность и кратковременный характер, что родители их попросту не замечают.
Поведение ребенка в кризисный период будет полностью зависеть от гордости за свои достижения, проявлений своеволия, становления самостоятельной личности, психологических изменений. Помощь специалистов может потребоваться лишь в единственном случае – если у ребенка, достигшего трехлетнего возраста, будут отсутствовать перечисленные качества.
Итак, у ребенка начался кризис 2 лет, что делать?