Методы борьбы с детской манипуляцией
Советы родителям в борьбе с детской манипуляцией
- Игнорирование провокаций. В данном случае речь идет не о полном равнодушии к своему маленькому шантажисту, а о здравом подходе к возникшей проблеме. На истерики необходимо реагировать хладнокровно, не впадая при этом в ответную агрессию. Спокойный родитель — эмоционально здоровый ребенок, что доказано не только психологией, но и жизненным опытом многих людей.
- Личный пример. Сложно воспитать какие-то качества у ребенка, если при этом они нарушаются самими же взрослыми. Необходимо четко показать детям, что хорошо, а что плохо. Без этого все попытки избавиться от манипуляций со стороны маленького узурпатора закончатся полным провалом.
- Отказ от сравнения. Нельзя ждать от ребенка адекватных поступков, если его постоянно сравнивают с кем-то в негативном ключе. Может, соседский мальчик или девочка ведут себя идеально на людях, но не факт, что у их родителей полностью отсутствуют проблемы с ними в кругу семьи. Подобное систематическое унижение может вызвать детскую манипуляцию как фактор самозащиты и поиска любви близких людей.
- Пресечение истерик. При этом ребенок будет капризничать максимум пять минут, потому что его несформировавшаяся личность не выдержит мудрых аргументов взрослых. Ребенок хочет гулять, а на улице дождь, что не кажется ему веской причиной отказа от веселого досуга. Взрослые должны быть строги в этом случае, потому что, раз уступив глупой прихоти, они пожалеют об этом на всю жизнь.
- Серьезный разговор со старшим поколением семьи. Маленький шалопай может искусно манипулировать бабушкой или дедушкой, рассказывая о своей исключительности и притеснениях со стороны родителей. Многие пожилые люди активно реагируют на эти душещипательные истории, жалея при этом внука-провокатора. Следовательно, всей семье необходимо сесть за своеобразный стол переговоров, чтобы решить возникшую проблему при двойных стандартах воспитания ребенка.
- Отказ от лжи. Очень часто мы задаемся вопросами, что такое детские манипуляции и как с ними бороться. При этом за ребенка делаются поделки и домашнее задание, что аргументируется мужественным поступком и проявлением родительской заботы. Итог всегда является плачевным, потому что юный сорванец превращается в будущем в хладнокровного манипулятора своими родителями.
Советы педагогам в борьбе с детской манипуляцией
Выдержка. Педагог — это призвание, а не профессия. Поэтому необходимо мудро оценивать возникший конфликт. Нерадивый воспитанник может наотрез отказаться выполнять задание или возложенное на него поручение. При этом необходимо держать себя в руках, чтобы вспышкой агрессии не усугубить положение. Детская манипуляция может быстро пройти, если при этом педагог проявляет хладнокровие и выдержку.
Анализ требований подопечного. Не всегда ребенок хочет необоснованное, поэтому следует разобраться в причинах возникшей проблемы. Есть реальная возможность того, что манипуляция детей является элементарным скрытым протестом против притеснения их прав. Проблему нужно решать на корню, чтобы детский каприз не перерос в откровенную агрессию ко всем окружающим.
Поощрение. Маленький смутьян может быть удивлен необычной манерой поведения педагога. Запрещая одно, мудрый человек, которому доверили воспитание детей, может дозволить другое
При этом юный манипулятор переключает свое внимание на иной объект, тем самым автоматически прекращая начинающийся конфликт.
Проверьте себя
Безнадежность, раздражение… Что делать с этими чувствами?
Рекомендации Юлии Гиппенрейтер – известного детского психолога, автора популярных среди родителей книг «Общаться с ребенком. Как?», «Продолжаем общаться с ребенком», «Поведение ребенка в руках родителей».
Итак, спросите себя, что вы чувствуете по отношению к ребенку?
Если РАЗДРАЖЕНИЕ, то это всегда значит, что ребенок борется за ваше внимание. Что с этим делать: найти способ показать ребенку ваше расположение, ваше безусловное принятие
Ему и вправду недостает вашей ласки, проявлений любви. Обнимайте почаще, говорите ему приятные вещи, комплименты. Избаловать любовью невозможно
Что с этим делать: найти способ показать ребенку ваше расположение, ваше безусловное принятие. Ему и вправду недостает вашей ласки, проявлений любви. Обнимайте почаще, говорите ему приятные вещи, комплименты. Избаловать любовью невозможно.
Если чувствуете ГНЕВ, то это борьба за самоутверждение против чрезмерной родительской власти и опеки.
Что делать: уменьшить контроль.
Если ОБИДУ, то у ребенка есть желание отомстить. Например, не выполнить обещание, опоздать, не позвонить и так далее. На самом деле, в корне лежит несправедливое наказание, которое вы когда-то сделали по отношению к ребенку, и в душе он просто страдает. Хотя может это даже и не осознавать.
Что делать: спросить себя, что заставило ребенка причинить вам боль, какая боль у него самого. Поняв причину, попытаться ее устранить.
Если БЕЗНАДЕЖНОСТЬ И ОТЧАЯНИЕ в связи с негативным поведением ребенка (часто бывает у родителей подростков), то это значит, что в основе его поведения лежит потеря веры в собственный успех. У него низкая самооценка.
Что делать: перестать требовать, позволить проявлять самостоятельность, сбросить на ноль все ожидания и претензии и найти доступный для ребенка уровень задач. Вероятно, планка завышена. Организовать совместную деятельность без критики и постоянно искать способ поощрить ребенка. В состоянии успеха он начинает чувствовать себя более ценным.
Подпишись на IZHLIFE
И узнавай новости Ижевска там, где удобно.
Кто такой человек-манипулятор
Человек-манипулятор – это такой человек, который с помощью скрытых психологических приёмов добивается желаемого от других людей.
Слово «манипуляция» в переводе с латинского означает «ручной приём», и первоначально это слово использовали для обозначения управления куклами. Действительно, человек-манипулятор – это настоящий кукловод, который дёргает за невидимые ниточки, коими являются психологические слабости собеседника, и заставляет его действовать в нужном для себя направлении. При этом управляемый думает, что это именно его намерения и желания. Таким образом, человек-манипулятор действует гораздо тоньше и эффективнее, чем какой-нибудь жёсткий диктатор, который пытается управлять людьми явным и грубым способом – с помощью насилия, приказов, распоряжений и запугивания.
Интересно, что зачастую даже сам человек-манипулятор не осознаёт, что является манипулятором. Управление людьми происходит у него спонтанно.
С психологической манипуляцией мы сталкиваемся практически ежедневно. Взять хотя бы рекламные ролики, плакаты, яркие вывески магазинов, прочие приёмы маркетологов. Они составлены так, чтобы воздействовать на те или иные слабости публики и вызывать у неё желания, которых у них до этого не было. К примеру, изображения продуктов питания на рекламных плакатах делаются такими, чтобы при взгляде на него у людей невольно пробуждался аппетит. Уставшие от постоянной городской суеты люди, взглянув на плакат туристического агентства с изображением отдыхающей на красивом пляже девушки, внезапно начинают желать хотеть на отдых, хотя ещё минуту назад они об этом и не думали. Маркетолог – это, пожалуй, самый страшный тип человека-манипулятора, потому что своим умением он владеет профессионально.
Человек-манипулятор легко может встретиться и в более повседневной обстановке. В обычном рабочем коллективе чаще всего имеется человек, который незаметно перекладывает свои обязанности на других. Делает он это незаметно, используя дружеские чувства. Всем кажется, что это такой приятный в общении человек, что отказать ему просто невозможно. При этом всё общение с ним ограничивается рабочим местом, а сверх этого вы с ним даже не встречаетесь. Не все понимают эту маленькую истину, поэтому хитрость манипулятора работает долго.
Даже в своём доме нередко можно встретить человека-манипулятора. Некоторые домочадцы могут сознательно давить на своих родственников, чтобы добиться того, что им нужно. Чаще всего такие люди давят на жалость, вызывают чувство вины. Характерный пример – дети, которые с помощью плача выпрашивают у родителей разрешение посмотреть мультфильм, заставляют их купить ему понравившуюся игрушку и т. д. Родители, не желая обидеть своего ребёнка, которого они так сильно любят, идут у него на поводу. Да, дети – это одни из самых сильных людей-манипуляторов, потому что используют наиболее глубокие человеческие инстинкты и переживания – материнский инстинкт, чувство семейной привязанности. Родители, явившие ребёнка в окружающий мир, как бы чувствуют свой долг перед ним – заботиться о нём и обеспечивать приемлемое качество жизни. На таких людей очень легко воздействовать даже ребёнку.
Так как же на ребенка воздействовать?
Объяснить
Пока сын или дочь еще маленькие, просто постарайтесь им спокойно объяснить, что чужую вещь брать без спросу нельзя. Помогите представить, что чувствует тот, чье имущество украдено. Как другие люди относятся к тем, кто ворует. Расскажите, какие могут быть цивилизованные способы получить желаемое. Можно договориться об обмене игрушками на некоторое время, можно попросить родителей купить ему похожую. И т.п.
Поддержать
Поддержите самооценку ребенка. Объясните ему, что он столкнулся с трудным испытанием и не смог его выдержать. Соблазн был слишком велик. Расскажите, как с вами в детстве произошло что-то подобное, и как вы поклялись больше не брать чужого и смогли сдержать слово, хоть это и было трудно
Дайте ему понять, что через такой опыт проходят почти все, важно, какой урок ты из него извлечешь. Главное, чтобы ребенок отождествлял себя с честным человеком, и хотел бы соответствовать этому образу
Выяснить причины воровства
Вы помните, они могут быть разнообразными. Но в любом случае, это какой-то дефицит. Может быть, дефицит признания в классе, и ребенок украл, чтобы похвастаться или даже подарить. Может быть дефицит в самооценке, и ему нужна знаковая вещь, чтобы самоутвердиться (у всех уже есть такая игрушка, телефон…) Может быть, ребенок пытался себя утешить, когда было грустно или он нервничал (стресс)
Вам важно узнать, как вы можете помочь ему компенсировать имеющийся дефицит
Исправить
Вместо наказания и упреков покажите ребенку путь к исправлению ситуации. Например, как вернуть похищенное или компенсировать ущерб, если это возможно. Если ему очень стыдно за совершенный поступок, то может быть, можно тайно вернуть вещь на место? А если это уже невозможно, то можно попробовать совершить какой-то хороший поступок, чтобы хотя бы символически уравновесить плохой.
7 – летний Костя с бабушкой ездил гулять в Пушкин. Когда вернулись домой, обнаружилось, что у Кости откуда-то взялся игрушечный мотоцикл. Установить его владельца уже невозможно. Но можно пожертвовать этот мотоцикл и еще какую-то игрушку детям из детского дома. Благо, существуют пункты, куда можно принести вещи для сирот. Костя с бабушкой так и сделали. Собрали несколько игрушек, причем мальчик сам выбрал не только надоевшие уже игрушки, но и те, что любит. А так же присоединили к ним злосчастный мотоцикл. Это восстановило самосознание Кости как честного и доброго человека, способного справляться со своими желаниями и порывами. А главное, надолго запомнилось.
11 – летняя Марина воровала у мамы деньги из кошелька, причем неоднократно. В результате набралась довольно значительная сумма. Как же Марина их тратила? Покупала угощения своим одноклассницам! Так она старалась завоевать их расположение. Когда ситуация вскрылась, обеспокоенные и разочарованные родители по совету психолога собрали семейный совет. Они сумели без упреков и обвинений объяснить Марине, что ей придется как-то компенсировать деньги, взятые из бюджета семьи. Марина могла выбрать: отказаться ли ей от развлечений в каникулы или взять на себя дополнительные домашние обязанности, чтобы у мамы было больше сил заработать потраченную Мариной сумму. Девочка выбрала дополнительные домашние обязанности и целый месяц их выполняла. Так она сохранила самоуважение и научилась лучше отвечать за свои действия.
Лечение
Терапия клептомании состоит в устранении причин, способствующих появлению данного расстройства психики. Психолог, поговорив с ребенком, установит мотивы патологии, даст консультацию родителям по воспитанию их чада и мерам, которые они должны принять, чтобы отпрыску удалось избавиться от желания воровать.
В запущенных случаях и тяжелых ситуациях может понадобиться психотерапия. Одной из самых действенных методик в этих случаях выступает гипнотерапия.
Фармацевтические препараты для лечения клептомании не применяют. Но они могут понадобиться, если у ребенка будет выявлено серьезное психическое или органическое заболевание.
Как бороться с манипуляциями
Чтобы эффективно противостоять манипуляциям, важно понять и по возможности устранить их причину. Тактика поведения напрямую зависит от действий ребёнка. К примеру, многие дети пытаются давить на свою беспомощность, чтобы не учиться чему-то (одеваться, завязывать шнурки, чистить зубы)
К примеру, многие дети пытаются давить на свою беспомощность, чтобы не учиться чему-то (одеваться, завязывать шнурки, чистить зубы).
Медлительным стоит установить чёткие временные рамки, беспомощного «шантажиста» стоит терпеливо учить выполнять необходимые действия. Будет полезно повторять их при этом достаточно часто, чтобы сразу выполнить их было проще, чем продолжать тренироваться.
В результате вы перестраховываетесь и не упускаете возможные симптомы ухудшения самочувствия, а в случае симуляции, врач раскроет все замыслы маленького манипулятора. Желательно не делать при этом ребёнку слишком больших уступок. В результате он определит для себя этот способ манипуляции как неудачный и прекратит симулировать.
Успешно противодействовать истерике, по советам психологов, можно только абсолютным спокойствием. Никто не говорит, что это будет просто. Но только после того, как ребёнок поймёт, что его план не срабатывает, он перестанет устраивать свои «показательные выступления».
Особенно тяжело родителям занимать твёрдую позицию, когда истерику устраивают в общественных местах. Необходимо чётко отказать в требовании без дополнительных уговоров или убеждений.
Если любимым приёмом вашего чада стал эмоциональный шантаж и сталкивание родителей лбами, стоит выработать единую позицию. Не стоит реагировать на тяжкие вздохи, принимать близко к сердцу фразы «меня никто не любит», «я никому не нужен». Нужно разговаривать и терпеливо объяснять в каждой ситуации, почему родители приняли то или иное решение.
Родители — вечно «больные» люди
Хвататься за сердце, капать валерьянку, прикладывать ко лбу мокрое полотенце – сцена из дешевого родительского театра. К нему еще добавляются возгласы типа:
- “Ты меня в могилу хочешь свести”;
- “Хочешь до инфаркта довести”;
- “Вот умру, ты и на могилу приходить не будешь”.
Или капают на мозги фразами:
- “Не задерживайся допоздна, а то если прихватит у меня сердце, то я и скорую вызвать не смогу”;
- “Еще одна двойка, и у меня будет повторный инфаркт” и т.д.
Некоторые родители настолько часто играют подобные спектакли, что дети перестают на это реагировать. И не дай Бог, чтобы у такой мамы реально прихватило сердце, а помощь от ребенка не последовала.
Послушание ребёнка через запугивание
Запугивание в воспитании Малышей пугают Бабой-Ягой и бабайкой, которые «придут и заберут, если будешь плохо себя вести». Среди «грозных фигур» также часто можно встретить «милиционера, который заберет в тюрьму» и «врача, который поставит укол
». Другие распространенные приемы запугивания — «Я ухожу, а ты оставайся!», «Будешь так себя вести, отдам тебя вон той тетеньке, мне такой ребенок не нужен». Ребенка постарше, с которым не удается справиться, нередко запугивают самими же родителями: «А вот придет отец, он тебе покажет!»
Метод этот часто достаточно эффективен в конкретных ситуациях, однако по большому счету приносит больше вреда, чем пользы
. Напуганный ребенок зачастую перестает вести себя плохо, но делает он это только потому, что страх по-настоящему парализует
. Не делая нежелательного, он не в состоянии выполнять и желательное, и уж точно не в состоянии сознательно управлять своим поведением.
По существу, действуя через страх, мы эксплуатируем инстинкты ребенка
, тогда как цель воспитания — развивать сознательное поведение. В итоге ребенок ведет себя как надо не потому, что понимает, что это правильно, осознает смысл этого и не только потому, чтобы порадовать маму. Он просто боится.
Безусловно, использование запугивания способствует развитию серьезных страхов у ребенка и повышенной тревожности. Дети начинают бояться темноты
,
панически боятся оставаться одни дома, у них может проявиться целый букет самых разных страхов, не связанных напрямую с родительскими «страшилками». Не говоря уже о том, что дети, которых периодически пугают милиционерами и врачами, не доверяют людям этих профессий
,
что может негативно сказаться в критической ситуации.
Можно ли совсем обойтись без запугивания и есть ли этому какая-то «здоровая» альтернатива
? Ведь в нашей реальной жизни действительно много опасностей, особенно для неопытного малыша. Поэтому без предостережений в воспитании, безусловно, не обойтись
. Страх — это охранный механизм нашей психики, призванный предупреждать нас об опасностях и рисках.
Отличается предостережение от запугивания тем, что предостережение касается реальных опасностей
, а запугивая ребенка, родитель добавляет в его мир новые, мнимые страхи и опасности. Бояться переходить оживленную дорогу и бояться Бабу-Ягу — это не одно и то же.
Важно говорить об объективных негативных последствиях поведения ребенка. Так, например, фраза «Если будешь баловаться, я отдам тебя вон тому милиционеру» — это запугивание
А фраза «Если будешь баловаться на лестнице, можешь упасть с высоты и сломать себе руку» — это предостережение.
Предостережение тоже играет на чувстве страха ребенка, поэтому важно отдавать себе отчет, что делается это исключительно в целях сохранения жизни и здоровья, а не ради нашего собственного удобства в воспитании
.
Просто задайте себе вопрос: «Я сейчас пугаю ребенка, потому что ему действительно грозит опасность, или потому, что мне надо, чтобы он послушался?» В случае второго ответа стоит поискать другие методы воздействия. Однако, даже используя предостережения, будьте очень чувствительны к состоянию и особенностям ребенка
Ранимые, тревожные дети очень близко к сердцу принимают различные страшные картинки возможных последствий. И если вы в красках распишите такому ребенку, что можно повредить себе, упав с высоты, он может наотрез отказаться вообще приближаться к лесенкам на детской площадке
Однако, даже используя предостережения, будьте очень чувствительны к состоянию и особенностям ребенка. Ранимые, тревожные дети очень близко к сердцу принимают различные страшные картинки возможных последствий
. И если вы в красках распишите такому ребенку, что можно повредить себе, упав с высоты, он может наотрез отказаться вообще приближаться к лесенкам на детской площадке.
Будьте внимательны в выборе слов при общении с ребенком и не пугайте малыша. Ведь его богатая фантазия может породить в сознании чудовищные образы, которые будут
WikiHow тщательно следит за работой редакторов, чтобы гарантировать соответствие каждой статьи нашим высоким стандартам качества.
Боязнь заставляет людей испытывать страх и робость, а также неспособность достичь социального статуса или желаемого результата. Несмотря на то, что устрашение считается негативным качеством во многих межличностных взаимодействиях, умение запугивать может быть полезным в спорте, бизнесе и другой в конкурентной среде. Если вы научитесь наводить страх на людей, то они не смогут наводить страх на вас.
Личный опыт
«Я с шантажистами не торгуюсь»
Мы спросили наших читателей, как им удается избегать манипуляций со стороны ребенка. Вот что они ответили:
Наталья, менеджер по работе с клиентами:
– Когда я что-то не разрешаю своей 5-летней дочери, она говорит, что уедет от нас навсегда. Я предлагаю ей поцеловаться на прощание, помочь собрать чемодан с вещами, ведь я ее так сильно люблю. И через секунду она решает остаться с нами.
Светлана Игоревна:
– А я со своими детьми соглашаюсь. Не хочешь учить уроки, и не учи. Ну, подумаешь, двоек нахватаешь, на второй год оставят. Не хочешь есть суп – не ешь, просто потом будешь всю жизнь от гастрита лечиться.
Альбина:
– Стать лидером для своего ребенка. Никому не подражать. Проявить твердость характера. И вообще, мать есть мать, это она должна научить ребенка жить, а не ребенок переделывать ее характер под свой.
Владимир, руководитель строительной фирмы:
– Однажды слышал, как отец одного одноклассника сына твердым голосом ему сказал: «Я с шантажистами не торгуюсь». Решил взять опыт на вооружение.