Когда же миг придет желанный
Для определения, правильно ли развивается новорожденная кроха, важно все. И как малыш набирает в весе, и как спит, и как ест, и как реагирует на окружающий мир
Одним из показателей, что все идет хорошо, также является воспроизведение ребенком первых звуков.
Плач, попискивание, вздохи, кряхтение, которые он издает с первых секунд жизни, в расчет не берутся
А вот на произношение самых легких гласных уже обращается внимание. Принято считать, что нормально развивающийся, здоровый ребенок в месяц агукает
Но четкого срока «ровно через 4 недели после рождения» тут нет. Каждый человек (и новорожденный кроха тоже) уникален, у каждого есть свои отличительные способности, не являющиеся отклонением. То есть если малыш бодр, хорошо ест, правильно набирает вес, но в месяц не агукает – это еще не повод бить тревогу. Просто пока у него не получается гортанно произнести что-нибудь членораздельное. Зафиксированы случаи, когда дети начинают агукать только месяцам к трем или позже, и при этом они абсолютно здоровы.
Что можно сделать, чтобы ускорить процессы
Врачи-педиатры советуют родителям не торопить события, а дождаться, когда младенец сам начнет улыбаться, гулить. Но заниматься и играть с ним никто не запрещает.
3 увлекательные игры для самых маленьких
1
Для того, чтобы малыш понял, что такое улыбка, начал на нее реагировать, можно попробовать играть с ним в «Улыбку Чеширского кота». Когда малютка смотрит прямо на родителя нужно начать постепенно улыбаться все больше и больше, а затем, наоборот, улыбка должна уйти с лица так же медленно.
Осознанным агуканьем и улыбкой малыш может реагировать на музыку, мобиль над кроваткой или ласковое обращение к нему.
2
Взять кусок ткани (платок или полотенце), повесить на руку, поочередно сначала закрывать улыбающееся лицо при помощи платка, а затем открывать.3
Для координации взгляда, ласково разговаривая с малюткой, перемещайте лицо вправо-влево, вверх-вниз. Малышу будет интересно следить за вами взглядом, он будет вас видеть и слышать.
Учим разговаривать
Для развития речи с карапузом также можно играть или заниматься. Поначалу нужно с ним как можно больше разговаривать. Новорожденным необходимо общение, он требует его с самого рождения. Ведь бывают моменты, когда кроха плачет не от боли, не от голода, при этом чистый, а как только мама начинает с ним разговаривать, он замолкает
Именно так он привлекает внимание, просит с ним поговорить
Не оставляйте его без внимания, уделите ему 20-30 минут своего времени, осчастливьте. Когда новорожденный начинает агукать, просто повторяйте за ним. Малютка, послушав родителя, также будет повторять звуки. Таким образом, перекликиваясь с крохой, даже из другой комнаты, у него будет ощущение, что мама или папа рядом, слушает и понимает его. Можно самим просто произносить звуки. Поначалу «а», «о», «у», а уже потом «агу», «угу», «огу» и т.д. Это поможет крохе понять и научиться произносить звуки. Как научить ребенка говорить в 2 года можно узнать в следующей нашей публикации.
Коваленко Т.А., логопед, Центр «Династия на ул. Жуковского», г. Санкт-Петербург
Для правильного развития речи младенца стоит с ним заниматься. Методик множество, можно подобрать индивидуально каждому.
Мамочкам необходимо уделять малышу достаточно внимания, разговаривать с ним. Любая сможет развивать своего кроху дома. Для этого нужно просто проделывать несложные упражнения и массаж, который посоветует специалист в поликлинике.
Развиваем мелкую моторику
Также стоит развивать мелкую моторику чада. Для этого необходим массаж ладошек, гимнастика ручек, прикладывание к ладошкам предметов различных текстур. Также всем известные игры «Ладушки», «Сорока», «Пальчики-братики» очень помогают в развитии не только самих ручек, но правильной речи.
Кроме того, не стоит забывать о детских песенках, сказках, потешках. И лучше всего, чтобы не пользоваться электронными видами воспроизведения, а петь песни и читать сказки самим. Ведь для малыша голос мамы и папы самые знакомые, родные.
Диагностика заболеваний кишечника
Для диагностики кишечника проводят специальные исследования, чтобы оценить его состояние и строение:
Консультация врача-гастроэнтеролога. На приеме специалист проведет анамнез пациента: выслушает жалобы, спросит про образ жизни, питание, назначит необходимые анализы и исследования.
Анализ крови. Увеличение некоторых показателей может соответствовать определённым недугам кишечника. Например, увеличение эозинофилов наблюдается при заражении глистами.
Анализ мочи и кала. Например, анализ на фекальный кальпротектин поможет диагностировать болезнь Крона.
Инструментальные методы:
Колоноскопия. Многие опасаются этой процедуры, но на сегодняшний день она может проводится под наркозом без малейших болевых ощущений. Помимо этого, колоноскопия является самым эффективным способом исследования толстой кишки.
Эндоскопия. При помощи эндоскопа врач имеет возможность оценить состояние тонкой кишки.
Ректоскопия. Безболезненный метод исследования, позволяющий увидеть патологии на глубине 25-30 см от анального отверстия.
Гастроскопия (ФГДС). Проводится с помощью гибкого эндоскопа, что позволяет осмотреть изнутри желудок, пищевод и двенадцатиперстную кишку. Считается одним из самых эффективных методов исследования ЖКТ.
Ирригоскопия с использование контрастного вещества. Во время процедуры в прямую кишку вводят контрастное вещество, после чего проводят рентгенографию. Эта процедура позволяет исключить наличие опухолей, перфорации и стеноза стенок кишечника.
Ректально-пальцевое обследование. В процессе такого осмотра врач может исключить или подтвердить такие недуги, как геморрой, проктит, анальные трещины.
Компьютерная томография (КТ) и магнитно- резонансная томография (МРТ). Эти виды исследования применяются по строгим показаниям.
Капсульная эндоскопия. Это самый новейший метод исследования желудочно-кишечного тракта. Считается неинвазивным и безболезненным. Суть состоит в том, что пациент проглатывает очень маленькую капсулу с камерой, а потом направляется в дневной стационар для наблюдения в течение 8-12 часов.
От агуканья к лепету
Очаровательный грудничок учится произносить первые слоги поэтапно: от уникального агуканья до перехода к лепету. Крик – первоначальная стадия формирования речи.
Выговор звуков обычно сопровождается движениями рук и ног, и это забавляет. Агуканье подразумевает протяжное гортанное произношение новорожденным несложных гласных звуков «е», «у», «а», «о» и «уа», «уэ». Взрослым слышатся такие сочетания как «агу». Это своеобразный этап изучения речи, развития голоса.
Ребенок агукает и при обращении с окружающими, и в одиночестве, может говорить «агу» рисункам, игрушкам. Бывает, малыш пытается воспроизвести заинтересовавший звук. Ему самому нравится новшество, которое он освоил.
Когда грудничок должен начать говорить?
Долгожданное «ма-ма» в большинстве случаев ребенок произносит примерно в возрасте 7 месяцев. Однако, специалисты утверждают, что это не является признаком того, что кроха зовет самого дорогого человека на свете — скорее, это «удобный» и легкий для произношения слог.
Согласно нормам, в 10-11 месяцев младенец должен говорить порядка десяти слов, включая подражания, например, «мама», «баба» и других.
А в возрасте одного годика и старше ребенок должен осознанно называть всех членов семьи. В 12 месяцев кроха зовет маму, папу, бабушку и прочих людей, т.к. обращается именно к ним.
Развитие речи после года можно сравнить со «снежным комом». До 18 месяцев кроха осваивает по 6-8 новых словоформ, чуть позже — уже по 8-10 в неделю. А после двух лет на освоение огромного числа новых выражений и конструкций может уходить всего несколько дней.
Кто-то в год говорит 3-4 слова, а кто-то — до 15 и более. Главное, чтобы малыш понимал обращенную к нему речь, а также мог выполнять простейшие просьбы, например, «покажи, где папа» или «иди ко мне».
Даже при отсутствии большого активного словарного запаса, пассивный расширяется, а значит, чуть позже малыш обязательно заговорит. Огромную пользу для развития речи приносят песни, потешки, пальчиковые игры, звукоподражание, различные прибаутки, а также сгибание и разгибание пальчиков и массаж ладошек.
Первые попытки грудничка заговорить
И все-таки, когда же ребенок начинает гулить и агукать? У одних это происходит в 1,5 месяца (а то и раньше), у других – в 3
Педиатры считают, что если первые звуки не появились после трех месяцев, стоит обратить внимание на развитие речи. Показать малыша педиатру, неврологу, лору
Вполне может быть, что задержка не связана с конкретными заболеваниями и в ближайшее время ребенок залепечет вместе с вами. Но лучше все же перестраховаться, обратиться к детским врачам и исключить патологии
Важно и своевременно начать лечение, если доктор сочтет это необходимым
Когда серьезных причин для беспокойства нет, старайтесь почаще общаться с малышом, петь ему песни, приговаривать потешки. И ребенок загулит. Вот, например, такое четверостишие:
- Ушки наши могут слушать,
- Нос дышать, а ротик кушать.
- Могут глазоньки моргать,
- Рученьки скорей хватать.
Или
- Этот пальчик крупный, толстый, назовем его – большой!
- Этот пальчик как указка, и на ручке он второй!
- Средний пальчик, самый длинный, разместился в середине!
- Этот пальчик безымянный, назван именем он странным!
- А мизинчик пятым встал, хоть и мал, зато удал!
Разных потешек и поговорок очень много. Дети в восторге от таких стишков и слушают их с улыбкой.
У малютки наверняка появится желание отвечать, подражать речи взрослых и общаться с самым близким человеком. И тогда вы обязательно услышите и «агу», и «ба», и «па», и даже полноценное «папа». По статистике, слово, которое первым произносит большинство детей, – именно «папа». И к этому надо отнестись с пониманием и улыбкой.
На что обратить внимание
График развития речевых навыков был приведен выше. Дети развиваются по-разному, и даже самые талантливые говоруны могут освоить все необходимые навыки в своей возрастной категории, только когда достигнут ее верхней границы. Поэтому нормы своевременного развития не всегда служат надежными ориентирами для понимания того, правильно ли овладевает речью конкретный ребенок. Мы зайдем с другой стороны и подскажем, что должно стать поводом для обращения к специалистам:
- К концу 1-го месяца ребенок не кричит перед кормлением;
- К концу 4-го месяца не улыбается, когда с ним говорят, и не гулит;
- К концу 5-го месяца не прислушивается к музыке;
- К 7-му месяцу не узнает голоса близких, не реагирует на интонации;
- К концу 9-го месяца отсутствует лепет и ребенок не может повторять за взрослыми звукосочетания и слоги, подражая интонации говорящего;
- К концу 10-го месяца малыш не машет головой в знак отрицания или ручкой в знак прощания;
- К 1 году ребенок не может произнести ни слова и не выполняет простейшие просьбы («дай», «покажи», «принеси»);
- К 1 году 4 месяцам не может назвать маму «мамой», а папу «папой»;
- К 1 году 9 месяцам не может произнести 5 – 6 осмысленных слов;
- К 2 годам не показывает части тела, которые ему называют; не выполняет просьбы из двух действий («пойди в комнату и возьми книгу»), не узнает близких на фотографиях;
- В 3 года не может пересказать короткие стихи и сказки, не может назвать свое имя и фамилию; говорит так, что его не понимают окружающие; говорит очень быстро, проглатывая окончания, или очень медленно, растягивая слова.
Почему ребенок не агукает? Как распознать аномалии развития?
Многие родители беспокоятся, когда от малыша не слышно агуканья в возрасте 1,5-2 месяцев. Не нужно преждевременно впадать в панику: речевое развитие – процесс индивидуальный, требующий времени и одним детям дающийся легче, а другим – тяжелее. Некоторые дети до 2 месяцев только кричат, но это не является признаком задержки речевого развития.
Бывают и такие ситуации: речевые способности активно формируются, младенец с энтузиазмом агукает и гулит – и вдруг наступает период молчания. Это нормальное, недолго длящееся явление, обычно отмечающееся в четырехмесячном возрасте, когда начинается лепетание. Ребенок просто готовится к следующему этапу произношения звуков. Через короткий промежуток времени агуканье и гуление возобновятся, прибавятся лепетание, способность смеяться, визжать, пищать.
Бывает, что младенец резко прекращает агукать из-за стрессового воздействия, дискомфорта из-за режущихся зубов, заболевания. Желание общаться вернется, как только состояние организма нормализуется.
Длительное время не проявляется способность к агуканью у детей:
- аутистов;
- недоношенных;
- с хромосомными мутациями и прочими генетическими аномалиями;
- получивших черепно-мозговую травму;
- переживших кровоизлияние в мозг во время родов или сразу после рождения;
- имеющих патологии мозгового центра речи;
- часто болеющих, имеющих слабый организм или врожденные патологии;
- отличающихся спокойным характером и меланхоличным темпераментом.
Глухие дети не только значительно отстают от здоровых сверстников в развитии речи, но также в младенческом возрасте меньше агукают и лепечут. Связано это с тем, что слуховая система имеет большое значение для формирования речевых способностей.
Нарушение речевого развития, требующее помощи специалиста, проявляется следующими симптомами:
- внезапное прекращение агуканья и гуления, длящееся несколько суток;
- отсутствие агуканья после 4 месяцев;
- отрывистое и неприятное звучание при гулении;
- визжание вместо гуления;
- нежелание контактировать со взрослыми членами семьи, воспроизводить услышанное.
При появлении вышеперечисленных симптомов у ребенка родители должны обратиться к невропатологу.
Согласен гулить, когда я в настроении
Ближе к 6 месяцам ребенок начнет произносить более сложные слоги. К первому году жизни – простые слова. Пока он этого не умеет, разговаривайте друг с другом, агукаясь. Не забывайте делать паузы, чтобы у малыша была возможность вставить свое слово. Наслаждайтесь каждым мгновением прекрасной поры детства, ведь оно проходит так быстро.
Тематический материал:
- Как научить ребенка переворачиваться на живот
- Развитие речи у детей 2 лет
- Развитие ребенка до года по месяцам
И не придавайте слишком уж большого значения ожиданию «агу» – на несколько недель раньше или чуть позже, чем у знакомых. Зачастую бывает и так, что младенцы, агукающие с первого месяца жизни, начинают отчетливо произносить слова чуть позже сверстников, не проявлявших такой ранней разговорной эрудиции.
А детки, быстро научившиеся лепетать, не всегда начинают читать раньше менее общительных ровесников. Главное, следите за тем, чтобы развитие ребенка не стояло на месте, а имело прогресс. При необходимости в более позднем возрасте обратитесь за помощью к логопеду. И будьте оптимистом!
Что об этом думает доктор Е. Комаровский
Также рекомендуем посмотреть еще одно видео о том, в каком возрасте, как правило, малыши начинают агукать :
Гуление и агукание малыша — быстро сменяющие друг друга этапы развития. Чтобы эти процессы не стали разочарованием для мам и пап, необходимо с самого рождения готовиться, ждать первые звуки малыша и подготавливать к этому ребенка. Простые упражнения подтолкнут кроху к первому гулению и «агу»
Но самое важное — сохранять эмоциональное спокойствие внутри семьи и отдавать малышу всю любовь и нежность
Почему дети не агукают: причины
Не создавайте паники, если ваш ребенок в 1-1.5 года молчит. Каждый малыш – индивидуум, в нем заложен определенный темперамент и наследственный фактор. Все как у взрослых – одни более говорливые, другие – молчуны, но агуканье у здорового ребенка всегда наступает.
Агуканье – период непродолжительный. К 2-3 месяцам от роду малыш овладевает гулением. Это более сложная речевая форма – с включением согласных звуков: к, г, х. Четко слышится: агу, кхы. Младенцам самим нравится их разговор, они могут «болтать», выражая радость или расстройство, а могут гулить беспрерывно совершенно в эмоционально-спокойном состоянии. Если ребенок агукает в 2-3 месячном возрасте, значит, развитие соответствует возрастным нормам.
В 4-5-месячном возрасте дети пытаются воспроизвести губные согласные «м», «п», «б». Малыш произнес «ма», добавьте к нему аналогичный слог и произнесите «мама», чтобы дочка или сын повторили. То же самое с «ба» и «па». Он быстро усвоит такие важные слова в жизни, а повзрослев, будет постоянно их произносить.
В 8-12 месяцев малыш будет четко выговаривать первые слова из одинаковых слогов.
Кто быстрее: мальчики или девочки
Конечно, каждый малыш уникален и развивается своими темпами. На практике небольшая задержка в развитии речи может оказаться лишь индивидуальной особенностью. Более того, повлиять на темпы развития речи могут: болезнь, стресс, дефицит общения с окружающими взрослыми или мультилингвистическая среда, в которой растет малыш.
И все равно бывает очень сложно отказаться от искушения сравнить своего ребенка с другими. Почему некоторые дети в возрасте 2 лет уже читают на память отрывки из «Мойдодыра» и говорят целыми фразами, в то время как другим требуется еще 1,5 – 2 года, чтобы оказаться на том же уровне? Стоит ли беспокоиться по этому поводу?
В современной психологии выделяются два типа детей с нормально развивающейся речью: «говоруны» и «молчуны».
«Говоруны» проявляют повышенную активность и интерес к окружающему миру. Такие дети любят что-то рассказывать, задавать много вопросов и легко осваиваются в новой обстановке. Иногда они начинают говорить раньше, чем другие дети.
«Молчуны» склонны к созерцательности. Им всегда требуется адаптироваться к новой обстановке. Могут начать говорить поздно, но практически сразу без дефектов
Таким малышам важно, чтобы их слышали и понимали. Поэтому родители должны постараться внимательно реагировать на вопросы ребенка
Однако, если «молчун» не начал говорить к 2 – 3 годам, нужно обратиться к специалисту.
По статистике, у мальчиков речь начинает развиваться позже, чем у девочек. Одна из причин кроется в физиологии. Созревание головного мозга у девочек происходит быстрее. Это влияет на рост словарного запаса: к 2 годам у девочек он обычно вдвое больше, чем у мальчиков того же возраста. Плюс они эмоциональнее по своей природе и с радостью делятся всеми своими впечатлениями, а мальчики склонны проявлять большую вербальную сдержанность, высказываясь только «по делу».
Помимо этого, многочисленные исследования показали, что чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается речь. Вполне логично, что более активные малыши могут начать демонстрировать продвинутые речевые навыки раньше своих медлительных сверстников.
Если малыш не агукает и не гулит
В данной статье я привел примерные сроки, которые касаются развития речи ребенка. Если ваш малыш никак не вписывается в них, то это еще совсем не означает, что с ним что-то не то, может у него такой темперамент. Кстати, кроме темперамента на развитие речи влияют:
- Перенесенные болезни;
- Стрессы;
- Когда родители вообще не занимаются развитием ребенка.
Ребенок мог агукать и гулить, а потом перестать, такое тоже бывает, ничего страшного, вполне возможно, что ваш малыш просто перестраивается и скоро снова начнет лепетать, используя уже новые буквы. Главное в этот период не прекращать заниматься с ребенком. И опять же, если грудничок замолчал и не возобновляет свои лепетания уже довольно долго, то лучше обратиться к педиатру.
В принципе все, дорогие друзья, я желаю вашим деткам быстрого развития, чтобы они поскорей научились гулить и лепетать, а потом и заговорили с вами.
Важен стимул
При нормальном развитии ребенка взрослые могут стимулировать его речевые и эмоциональные навыки. Активный контакт с родителями поможет карапузу научиться правильной реакции на различные внешние явления, выражению своих эмоций, удовлетворению потребности в общении с родными.
Как же помочь крохе быстрее освоить улыбки и агуканье? Это вполне можно сделать, следуя простым советам.
Создавайте нужные условия для развития этих навыков
Крохе важно быть сытым, сухим, вовремя гулять и спать. Также ему необходим контакт с мамой: его нужно часто брать на руки, делать массаж (особенно ладошек), гимнастику, ласково поглаживать
Это непременно вызовет у малыша ответные положительные эмоции.
Постоянно разговаривайте с ребенком: комментируйте все, что вы делаете, что происходит вокруг. Важно уже на этом этапе окружить его активной речевой средой. Так он не только привыкнет к тому, что речь – средство общения, но и сам намного быстрее будет осваивать этот навык.
Обеспечьте малышу позитив. Говорите ласковым голосом, часто рассказывайте веселые потешки, сопровождая их эмоциями, всегда улыбайтесь, обращаясь к малышу.
Отвечайте, когда ребенок «говорит» с вами. Повторяйте вместе с ним звуки, которые он произносит, добавляйте новые, артикулируя медленно и утрированно. Давайте ему возможность «выговориться», а затем отвечайте.
Улыбки и агуканье – первые проявления психоэмоционального и речевого развития детей
Поэтому так важно способствовать их своевременному появлению и совершенствованию, окружая кроху любовью, вниманием и заботой. Так малыш подготовится к освоению все более сложных навыков, которых на пути к первому юбилею будет невероятно много
Становление речи малыша в первый год его жизни
В период от 1,5 до 4 месяцев малыши активно пробуют на слух звуки и с большим удовольствием делятся своими умениями с окружающими.
К 6 месяцам у крохи происходит развитие и формирование речевого слуха. Он уже играет оттенками своего голоса, когда гулит или агукает.
На протяжении второго полугодия дети учатся сочетать звуки, и нужно сказать, это неплохо у них выходит: мама уже понимает малыша и откликается на все его просьбы.
К концу первого года дети понимают значения нескольких десятков слов и даже пытаются их повторить. У ребенка формируется самостоятельная речь, состоящая из простых слов, чаще всего понятных только родителям. Малыш осознанно произносит эти слова, устанавливая самые простые связи с окружающими.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ С ДЦП
Важно отметить, что ДЦП – не смертельный приговор. Факт наличия этого заболевания у человека не обуславливает определенную продолжительность его жизни
Но, из-за деформации внутренних органов, костей и суставов, недоразвитости дыхательной и сердечно-сосудистой системы люди с детским церебральным параличом живут меньше, чем без патологии. Они выглядят старше своего возраста из-за ускоренного старения, уже к 40 годам, жизненный потенциал очень сильно растрачивается.Основными факторами, которые влияют на продолжительность жизни людей с ДЦП, являются:— тяжесть заболевания;— наличие вторичных осложнений и диагнозов;— качество жизни;— реабилитация и физическое развитие;— умственное развитие и обучение;— поддержка близких и социализация.
От первой улыбки до осознанной
Первая улыбка новорожденного, пожалуй, самая главная радость для его родителей, которые пристально наблюдают за ним, ожидая этого чуда. И многие уверяют, что малыш одаривает их улыбкой уже в первую неделю жизни. Однако такую улыбку вызывают неосознанные, рефлекторные движения мышц, чаще всего происходящее во сне. Для того чтобы это произошло осознанно, крохе нужно научиться задействовать более 15 мышц.
Поэтому в первую неделю назвать улыбку крохи осознанной нельзя. Сейчас он улыбается не потому, что увидел маму или услышал что-то забавное. Просто ему комфортно, сухо, тепло и сытно. Такая рефлекторная улыбка – лишь сигнал, что у малютки все хорошо. Малыш начинает улыбаться сознательно после того, как научился распознавать эмоции родителей. А для этого его мозг должен проделать непростую работу. Нервные импульсы передаются в нужный отдел мозга, вызывая ответную улыбку. Происходит это примерно в 4–8 недель от рождения.
Теперь ребенок будет осознанно стараться привлечь к себе внимание папы или мамы улыбкой. А получив от них ответную реакцию, будет улыбаться все чаще, все продолжительнее
Это и означает, что кроха из периода новорожденности переходит на новый этап развития: младенчество.
Кроха начинает улыбаться в ответ на определенные явления:
- лица родных, их голос, мимику;
- колыбельную, ласковые слова, хлопки в ладоши;
- появление ярких игрушек;
- приятные тактильные ощущения.
Это называют комплексом оживления, который начинает проявляться на втором месяце жизни малютки.
Осознанно или рефлекторно
Отследить точную грань между лепетом и первыми словами бывает сложно. Но внимательному родителю по силам. Когда ребенок произносит звуки неосознанно, он постоянно повторяет самые любимые. Но, когда он говорит «папа» при виде отца или «дай», показывая на игрушку, это уже осознанная речь.
Когда именно появятся первые слова предсказать невозможно. На процесс формирования разговорных навыков влияет ряд факторов. Один малыш к году произносит больше 10 слов, другой – 1-2
В младенчестве важно понимание малышом обращенной к нему чужой речи. Это позволит сформировать лексический запас
Проверить, сколько слов знает годовалый ребенок просто. Достаточно попросить его принести машинку или мишку. Выполнил просьбу или перевел взгляд на игрушку, значит, все понял.