Лечится ли неадаптивная мечтательность
Участники описали свои попытки обращения за профессиональной медицинской помощью для избавления от неадаптивной мечтательности, в результате которой получали психофармакотерапию на основе ошибочного диагноза. Психотропные препараты, например антипсихотические, помогали незначительно, уменьшая тревожность, но не устраняя навязчивые грезы. Другие сообщили об умеренном улучшении симптомов депрессии и об отсутствии ответа неадаптивной мечтательности на различные селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (СИОЗС), такие как паксил или циталопрам. Респондентам были поставлены различные диагнозы, включая депрессивное расстройство, тревожное расстройство, обсессивно-компульсивное расстройство, посттравматическое стрессовое расстройство, пограничное расстройство личности и диссоциативное расстройство или несколько диагнозов одновременно. Стыд и страх быть неправильно понятыми служили препятствиями для точности диагностики и правильного выбора последующей терапии.
Респонденты принимали 46 различных психофармакологических препаратов, а также 18 рекреационных психоактивных веществ. Из 202 участников 70,8% сообщили, что когда-либо употребляли вещества в развлекательных целях. Большинство людей сообщали об отсутствии положительного или отрицательного эффекта от любого типа лекарств или рекреационных препаратов. Участники исследования отмечали, что использование производных конопли может чаще и в большей степени обострять неадаптивную мечтательность, чем другие соединения: у 29% марихуана вызывала незначительное или значительное усиление грез, но у 15% симптомы несколько уменьшились. Общей тенденцией оказалось частое использование в социальной среде алкоголя и психоактивных веществ, а также то, что любое уменьшение мечтательности из-за рекреационных ПАВ может быть частично обусловлено социальным окружением, а не принимаемым веществом.
На основании предварительных данных исследователи предостерегают людей с навязчивыми грезами от употребления марихуаны или синтетических агонистов каннабиноидных рецепторов. Что касается потенциально полезных при неадаптивной мечтательности соединений, у 24% участников антидепрессанты вызывали уменьшение симптомов по сравнению с 10%, которые заявили, что препараты слегка или значительно усилили грезы. Кроме того, у 7% нейролептики уменьшили симптомы, тогда как только 2% сообщили об их усилении. Авторы полагают, что антидепрессанты СИОЗС оказались относительно эффективной подгруппой препаратов и могут стать лекарствами первой линии при неадаптивной мечтательности.
Грезы как зависимость
Участники исследования отмечали, что на грезы тратится много времени. Фактически респонденты прямо описали стремление к мечтаниям как зависимость. Временные затраты различались: некоторые говорили о 2–3 часах в день, тогда как другие обозначали более длительные периоды — 6 часов и больше. Огорченные психической зависимостью, стыдящиеся и обеспокоенные тем, что их раскроют, и полные решимости скрыть свою тайну от общества, многие респонденты обращались за профессиональной помощью.
Может быть интересно
Проведенное в Польше исследование 2018 года, основанное на интерпретативном феноменологическом анализе (IPA), однозначно рассматривает навязчивые грезы как новую форму поведенческой зависимости. Неадаптивные мечтатели имеют определенное сходство с проблемными интернет-игроками, которые играют для того, чтобы избежать реальных жизненных трудностей (бегство от реальности), и используют фантазию, чтобы испытать вещи, не существующие в реальности, или опробовать в игре альтернативные идентичности. Навязчивые грезы можно рассматривать как поведенческую зависимость, потому что люди испытывают острое стремление к ним или чувствуют себя вынужденными повторять и растягивать этот процесс. Некоторые сообщают о непреодолимом желании погрузиться в мир фантазий сразу после пробуждения или хотят продолжать фантазировать, если их прерывают. Кроме того, мечтатели обеспокоены потерей контроля над фантазиями и безуспешными попытками ограничить их до приемлемого уровня.
Неадаптивные мечтания
Грезы (сны наяву) долгое время рассматривались как разновидность бессознательной деятельности. Фрейд изначально предположил, что мечтание представляет собой попытку решения переживаемой депривации или конфликта и что фантазия, которая входит в сознательное осознание, вполне может представлять собой золотую середину между неудовлетворенными желаниями и требованиями социальной адаптации или моральными ограничениями общества. Позже ученые предположили, что сама фантазия не обязательно должна возникать только из фрустрации или отложенного удовлетворения, но может служить адаптивным функциям. Тем не менее грезы не считались важным объектом психоаналитических или психотерапевтических исследований.
Агрессивные фантазии
Очень часто встречаются ситуации, когда еще вчера ребенок ассоциировал себя с добрым доктором, пловцом-спасателем, а сегодня с яростным криком «летает» по комнате и крушит все вокруг, а в детском саду обижает других детей. Фантазии внезапно переходят черту дозволенного и становятся агрессивными.
Ребенок все чаще увлекается войнушками, крушит, ломает, уничтожает под видом монстров и злодеев, перенося враждебный настрой в обыденную жизнь. И вот он уже ассоциирует со Злом другого человека и может начать бороться против него физически.
Если с вашим ребенком начало происходить подобное, стоит сразу выявить причины такого поведения. Зачастую в игру могут переноситься травмирующие психику реальные переживания.
Увиденное насилие, скандалы в семье, обиды и ожидание наказания – все это может приводить к агрессивным фантазиям. Ребенок, способный на насилие, чаще всего убежден, что его не любят.
Кроме того к агрессивной форме воображения приводит просмотр фильмов и мультфильмов, не подходящих малышу по возрастной категории. Дошкольник еще не может четко разграничивать образ добра. И если, например, вроде бы положительный герой мультфильма (Бетмен, Супермен, Человек — Паук) в борьбе со злом и несправедливостью уничтожает физически своих противников, несозревшая психика ребенка воспринимает это как данность. Происходит подмена понятий Зла и Добра, в голове ребенка они просто смешиваются.
Проявления инфантилизма в жизни
До этого уже много говорилось о поведении инфантильных детей и взрослых, сейчас эти темы нужно обобщить.
Инфантильность детей более ярко и заметно начинает проявляться всё же в школьном возрасте. Дети хуже учатся, у них возникают проблемы с концентрацией внимания. Они могут встать и выйти посреди урока или перебивать учителя. Их игровая деятельность преобладает над учебной. В общении со сверстниками инфантилизм проявляется в неумении контролировать своё поведении, в непосредственной реакции на происходящее вокруг. Такие дети доверчивы и наивны. Зачастую круг их общения состоит из детей младшего возраста, так как они находятся ближе к ним по уровню развития.
Наивность и непосредственность сохраняются также и у взрослых людей. Их эмоциональные реакции не всегда адекватны ситуации. Кроме того, у взрослых людей инфантильность проявляется в нежелании брать на себя ответственность за свои поступки. Такие люди редко вступают в брак или заводят семью по собственной инициативе. В отношениях такие люди на бессознательном уровне будут искать того, кто сможет исполнять роль родителя, то есть заботиться и покровительствовать. В профессиональной деятельности незрелые личности будут всячески избегать ответственности. Данная категория людей не любит решать проблемы. Сталкиваясь с трудностями, они либо от них бегут, либо стараются забыть, либо перекладывают их на плечи других людей. Они зависимы от мнения окружающих, поэтому боятся критики и очень остро реагируют на неё.
Многие психологически не зрелые люди впоследствии становятся иждивенцами. Женщины находят состоятельных мужчин, которые полностью обеспечивают их. Мужской инфантилизм чаще проявляется в нежелании и неумении вести домашнее хозяйство. Такие мужчины будут искать женщин, на которых можно переложить все заботы о домашнем хозяйстве.
Конечно, по большей своей части проявления инфантилизма не несут в себе угроз жизни и здоровью самого человека и его близким и друзьям. Но всё же это явление нельзя оставлять без внимания.
Отличительные особенности инфантилизма
Существует множество различных видов задержки развития, и люди зачастую их путают между собой. Для того чтобы лучше понять, что представляет собой инфантилизм, и разобраться в причинах его возникновения, стоит для начала выяснить, чем он отличается от других видов задержки развития.
Для начала стоит уточнить, что инфантилизм связан в первую очередь с задержкой развития эмоционально-волевой сферы. И в отличие от умственной отсталости в данном случае интеллект остаётся сохранным. Если и происходит задержка в интеллектуальном развитии, то это уже вторичное явление, возникающее в результате социальной дезадаптации. Такие люди могут успешно заниматься творчеством, петь, рисовать, писать рассказы, стихи. Они способны к абстрактно-логическому мышлению, поэтому для них доступны очень многие умственные операции. Трудности, которые у них возникают при решении тех или иных задач, по большей части связаны с нарушением концентрации внимания, неумении планировать и анализировать свою деятельность и её последствия, а также с избеганием принятия ответственности за свои действия.
Ещё одно нарушение психического развития, с которым путают инфантилизм – это аутизм. И в том, и в другом случае у человека наблюдается снижение социальной активности, нарушение социальной адаптации. Однако больные аутизмом, как правило, вообще не нуждаются в социальных контактах и даже избегают их
Всё внимание у них направлено вовнутрь, другие дети их просто не интересуют. Ребёнок-аутист всегда находится в стороне от других детей и предпочитает играть самостоятельно
У тех, кто страдает инфантилизмом, социальные контакты изначально не нарушены. Наоборот, такие дети стремятся общаться с окружающими, любят быть в центре внимания. Социальная адаптация снижается в результате того, что такие люди не могут контролировать своё поведение и проявление своих эмоций, им становится сложно существовать с теми, кто их обгоняет в развитии. Это и приводит к нарушениям социальных контактов.
Кроме того, у детей-аутистов, в отличие от инфантильных детей, наблюдается задержка речевого развития или же вообще его отсутствие.
Также не всегда задержки физиологического развития будут свидетельствовать о том, что такой человек инфантилен. Зачастую, причиной задержки именно физиологического развития становится гормональный сбой. Например, карликовость, вызванная недостатком соматотропного гормона (гормона роста), гормонов щитовидной железы. Такие люди выглядят значительно меньше своих сверстников, однако их психическое развитие в большинстве случаев полностью соответствует возрастной норме.
Как развить фантазию и воображение у детей?
Развитие воображения и творчества детей – это то, чем должны озаботиться родители. Есть три закона развития творческого воображения:
- Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего личного опыта человека.
Действительно, всякое воображение строится из реальных элементов, богаче опыт — богаче воображение. Отсюда следствие: надо помогать ребенку накапливать опыт, образы и знания (эрудицию), если мы хотим, чтобы он был творческим человеком.
Можно представить то, что сам не видел, но о чем слышал или читал, то есть можно фантазировать на основе чужого опыта. Например, можно себе представить землетрясение или цунами, хотя этого никогда не видел. Без тренировки это трудно, но можно.
Содержание воображаемых предметов или явлений зависит от наших чувств в момент фантазирования. И наоборот, предмет фантазии влияет на наши чувства. Можно так «сфантазировать» свое будущее, что это будет руководством на всю жизнь, а можно нафантазировать ужасов и бояться войти в темную комнату. Чувства, как и мысль, движут творчеством.
Как развить воображение у ребенка
Вот такой вот сложный процесс – наше воображение. Оно зависит и от типа восприятия, и от жизненного опыта, и от умственных способностей. Поэтому развивая в ребенке все виды восприятия и нагружая его умственный багаж разнообразными знаниями, родители будут способствовать и развитию воображения. Что посоветовать для этого?
Руководствуясь своим опытом мамы и няни, расскажу, что делала я для развития воображения у детей.
Возьмите за правило позволять детям смотреть меньше мультиков, но больше читать книг с картинками. Это для совсем уж малышей. Деткам дошкольного возраста нужно уже читать книги без картинок. Давно уже известный факт – только живое слово будит воображение и подбрасывает зрительные образы. Слушая – рисуем
В ходе чтения всегда акцентируйте внимание ребенка на различные описания, а не на действия. Останавливайтесь и задавайте вопросы
Что-то вроде: «Как ты думаешь, это красиво?» или «Как ты себе представляешь, какого цвета было платье на принцессе?». Отлично помогает развивать фантазию игра с рифмами. Придумайте сюжет и помогите ребенку сочинить рифмованную историю. Или читайте стишок из книжки, и пусть малыш догадается, какое слово будет звучать в рифму. Например, «наша Маша ела…?» Понятное дело – кашу! Поясните малышу суть рифмы и тренируйте воображение, пополняя, таким образом, запас слов и подсказывая новые и малознакомые слова. Слушайте не песенки, а мелодии из песенок и пусть ребенок вспоминает слова. Это развивает память и воображение. Это как запоминать карту местности, а потом воспроизводить ее, мысленно представляя детали. Кстати, о картах. Нарисуйте с ребенком карту двора по памяти, и потом пусть он пофантазирует на тему, каким бы он хотел видеть свой двор. Поиграйте в магов. Придумайте для малыша волшебную палочку или волшебный шар. Палочка пусть все уменьшает или увеличивает, а в шаре пусть отражается будущее. Спросите ребенка, что бы он хотел уменьшить или увеличить палочкой, будь на то его желание. Поинтересуйтесь, каким он видит будущее (завтра, через месяц, через год, когда станет взрослым).
Чаще задавайте ребенку вопросы на тему: «а что было бы, если…». Как вариант:
- ты умел бы летать;
- попал один в чужую страну;
- отправился в космическое путешествие;
- вернулся на один год назад;
- встретил на улице живого тигра и т. д.
- Рисуйте вместе разных сказочных героев, вспоминайте, как они описаны в книге. А если описания нет, то пусть малыш сам придумает образ. Подсказывайте ему, задавая вопросы. Например: «У него есть голова?», «А сколько у него глаз?», «А зубы у него есть?». Попросите ребенка нарисовать древний мир, каким он его видит, или другую планету.
- Очень хорошо будит воображение простое рассматривание картинок в новой книжке. Пусть ребенок по одному только названию и картинкам расскажет, каким он видит сюжет этой книги. Или пофантазирует на тему каждой из картинок. Еще вариант – дать уже знакомым картинам новое название.
- Музыка – отличный вариант для развития фантазии. Прослушав фрагмент любого произведения (подойдет и классика, и современная инструментальная или электронная музыка), пусть малыш расскажет, что он почувствовал и придумает историю, которую ему навеяли звуки.
- И еще очень интересный метод развития воображения. Утром, когда малыш только еще проснулся, не забывайте интересоваться у него, что ему снилось. А если он не помнит, то пусть придумает себе сон. По его рассказу, кстати, очень легко узнать о его настроении.
Фантазировать и придумывать всякую всячину можно везде и всегда: дома, на прогулке, по дороге в садик и обратно, на отдыхе и между делом. Главное – чтобы слишком уж буйная фантазия ребенка не увела его далеко от действительности. Как говорится, мечтать – не вредно, вредно – не мечтать!
Формирование первых коммуникативных связей
В возрасте 3 года ребёнок оказывается на пороге детского сада. Когда в один из радостных дней 1 сентября мама отводит его в какое-то странное заведение, в котором надо находиться почему-то без родителей в течение достаточно длительного времени, в окружении очень странных, похожих на него людей, да ещё и какая-то тётя, называющая себя «воспитатель», требует, чтобы он выполнял требования, которые необходимы.
Этот возраст очень важен с точки зрения формирования первых коммуникативных связей ребенка со сверстниками. Именно в этом возрасте, в 3 года, появляются первые зачатки ролевого самосознания. Ребёнок начинает осознавать себя личностью и идентифицировать себя как личность, отдельную от окружающих. Находит в себе те черты, которых нет в других, и находит в других те черты, которых нет у него. Он начинает понимать разницу между собой и другими, у него формируются первые признаки его индивидуальности.
Это очень важный период, и лично я категорически не советую игнорировать дошкольные учреждения, детские сады, спортивные секции, кружки, где ребенок имеет возможность формировать у себя достаточное количество коммуникативных навыков.
Домашние дети, которые сидят с бабушками и дедушками круглосуточно, и выходят только при хорошей погоде в песочницу во дворе, гораздо хуже адаптированы к школе, чем те дети, которые в дошкольном возрасте имели возможность устанавливать коммуникативные связи и формировать свою социальную роль.
Зачем нужно развивать фантазию?
Взрослые понимают, что нужно развивать воображение карапузов, но часто не знают, как это сделать. Детские психологи утверждают, что ребенок с развитой фантазией быстрее разбирается с новым материалом, лучше усваивает полученную информацию, развивает творческие способности. Такие дети, как правило, вырастают уравновешенными, спокойными. Они способны принять взвешенные решения и реализовать себя в выбранной сфере. Если с детства развивать фантазию у ребенка, с большей долей уверенности можно предположить, что он вырастет творческой личностью. Это не означает, что малыш в будущем станет музыкантом, художником или актером. Творческие способности помогают людям любых профессий: директорам, архитекторам, педагогам, и т.д.
Вместо заключения
Мечты — это нормальная и очень распространенная умственная деятельность с бесчисленными ежедневными короткими эпизодами фантазий, однако про чрезмерную, неконтролируемую, тревожную и дисфункциональную форму грез до сих пор известно мало. Последние пять лет интерес к этому явлению возрос, во многом благодаря усилиям профессор Сомера и его коллег, но в русскоязычной научной литературе проблема навязчивых грез до сих пор полностью игнорируется и затрагивается лишь в некоторых СМИ.
Проверить себя по шкале склонности к навязчивым грезам читатель может в автоматизированной версии опросника, переведенной на русский язык. Подробнее ознакомиться с проблематикой и опубликованными научными работами по неадаптивной мечтательности можно на сайте проекта профессора Сомера. Также существует небольшое русскоязычное сообщество «Анонимные Дейдримеры», предлагающее онлайн-собрания для людей, страдающих от навязчивых грез и желающих найти поддержку.
Практические советы для родителей по развитию воображения
Развитие фантазии и воображения у детей очень важно для усиления интеллектуальных данных ребенка. Поэтому даем вам несколько рекомендаций, как это осуществить
- Складывайте вместе с ребенком развивающие конструкторы, не пользуясь инструкцией.
- После просмотра фильма, мультфильма, прочтения книги предложите малышу представить себя на месте определенного героя. Пусть он расскажет, как бы он поступил в различных ситуациях (моделируйте вместе), почему именно так, каковы будут последствия таких действий.
- Обсуждайте разнообразные способы применения предметов.
- Побуждайте ребенка к сочинению историй с описанием характеров персонажей, места действия.
- Во время прогулки обсуждайте прохожих. Пусть малыш придумает историю для каждого: где он живет, кем работает, куда спешит.
- В этом возрасте обучающие курсы будут как никогда кстати. Специалисты рекомендуют отдать предпочтение ментальной арифметике. Эти занятия направлены на гармоничное развитие полушарий мозга. Это положительно сказывается на физическом и творческом развитии, способствует воображению и креативному мышлению.
Развитое мышление — залог успеха в учебе. Если родители культивируют в ребенке эту способность, в дальнейшем он становится активным, любознательным, легко справляется с нестандартными задачами и ситуациями
Но в ходе воспитания важно четко разграничить творческое мышление и беспочвенные фантазии
Расстройства аутистического спектра
Вторым наиболее распространённым расстройством психики в детском возрасте является расстройство аутистического спектра. Сокращённо РАС. В структуру этих расстройств входит очень много различного рода клинических единиц. Одно из самых ярких и классических проявлений расстройства аутистического спектра описали в свое время отечественный психиатр Груня Ефимовна Сухарева и её зарубежный коллега Ганс Аспергер.
Эта форма на сегодняшний день носит название синдром Аспергера, то есть синдром раннего детского аутизма, при котором происходит довольно выраженная асинхрония психического развития ребенка. В его развитии мы видим значительное ускорение в отношении сверстников интеллектуальных, когнитивных функций, и в значительной степени отставания в отношении эмоциональных и волевых функций.
Личность такого ребенка формируется деформированным образом, он в конечном итоге оказывается лишённым психических возможностей для коммуникации со сверстниками. Ему ничего не остается делать, как замыкаться в своем собственном внутреннем мире, который носит название «аутистического мира». Мир аутиста – это мир его фантазий, установок, известных очень часто только ему. Помощь такому ребёнку может оказать только тот специалист, которому удалось в этот мир хоть как-то заглянуть, не говоря уже о том, чтобы пробраться в этот мир и понять его законы.
Виды воображения у детей
Для большинства людей воображение и фантазия — идентичные термины. Но это не совсем верно.
Фантазия — это придуманная ситуация или образ, которые не имеют отношения к реальному миру. Яркий пример — говорящие животные, зубная фея или подводное царство.
Воображение — намного ближе к реальности и даже базируется на ней. Под термином «воображение» подразумевают умение ребенка формировать в уме реальные образы, ситуации и управлять ими. Они не противоречат действительности, являются ее продолжением. Ребенок может воображать, как будет играть с подаренной собакой, как станет успешным ученым или спортсменом. Таким образом, фантазии — это представление о том, что не может происходить в реальности. Воображение — представление вполне реальных вещей.
Таблица сравнения фантазии и воображения:
Фантазия | Воображение | |
Настоящее время | Ситуация или образ, далекий от реальности | Ситуация, в основе которой реальные события, но развитая ребенком дальше |
Будущее время | Остается вымыслом | Может быть воплощена в будущем |
С точки зрения специалистов, воображение имеет большее значение. Его рассматривают как творческое начало малыша, креативность, его способность моделировать ситуации, приближенные к реальности. Но все ли воображение одинаково? Выделяют три его вида:
- Воссоздающее, когда малыш моделирует ситуации, связанные с услышанным, увиденным, прочитанным.
- Неуправляемое, когда моделирование ситуации противостоит законам логики, последовательности событий.
- Творческое, когда ребенок самостоятельно создает ситуации, образы, истории.
Считается, что творческое воображение — наиболее важно. Оно плотно переплетается с фантазией, и именно эти два направления нужно развивать в ребенке
В будущем это позволит малышу:
- Обдумывать поступки, принимать решения с учетом возможных последствий.
- Решать нестандартные жизненные задачи, находить выход из непредсказуемых ситуаций.
- Адаптироваться в социуме, занять в нем свое место.
Несмотря на то, что фантазии считаются обычными выдумками, они положительно сказываются на развитии ребенка, являются источником вдохновения, радости
Важно поощрять фантазирование, но следить, чтобы ребенок не замыкался на своем выдуманном мире
С чего начать родителям
Чтобы развить у маленького человека воображение, не нужно тратить много времени или денег на дополнительные занятия с педагогами. Что могут сделать родители?
Рассказывать интересные истории. Вспомните, что связь между поколениями устанавливалась посредством передачи информации от старших, умудренных опытом, членов семьи младшим. Не обязательно использовать красочные, иллюстрированные книги или специальные пособия.
Малышу будет интересно услышать историю от родителей по дороге в детский сад, перед сном, на прогулке
Поучительные рассказы могут быть короткими, но они должны заинтересовать и привлечь внимание.
Заниматься творческой деятельностью. Вместе рисуйте, лепите, мастерите поделки из природных материалов, стройте из деталей конструктора
Идей, как завлечь маленького непоседу, много. Предоставьте малышу свободу в творчестве. Пускай рисует пальчиками, вырезает детскими ножницами фигурки и наклеивает в альбом, мастерит игрушки для кукольного театра. Тактильные занятия развивают мелкую моторику, и в результате работы ребенок сможет проявить творческие способности. Обязательно похвалите малыша, когда он закончит работу. Картинку, даже если она нарисована неаккуратно, повесьте на видное место или заботливо сложите вместе с другими поделками.
- Использовать подручные средства. Не обязательно использовать дорогие краски, кинетический песок, специальные наборы для творчества. Простые вещи, которые всегда под рукой, также способствуют развитию детской фантазии. Например, в песочнице можно построить город из песка, а из шишек и желудей смастерить забавных зверушек.
- Контролируйте просмотр мультфильмов. На экранах гаджетов детям предлагают готовые решения, и им не нужно что-то додумывать, фантазировать, сочинять. Малышу необходимо предоставить собственное, личное пространство, где он сможет реализовать собственные фантазии. К сожалению, родители часто воспитывают ребенка-потребителя, а не создателя.
Безусловно, маме проще дать в руки крохе планшет и спокойно заняться своими делами. Но потратьте всего час для того, чтобы поиграть с малышом: вместе полистайте книжку, порисуйте, слепите фигурки из пластилина
Маленькому ребенку важно, чтобы родители были рядом, предлагали занятия, хвалили, поощряли
Заключение
Как показывает опыт, «предупреждён – значит вооружён». Знание необходимой информации поможет вовремя заметить инфантильность поведения ребёнка или же понять ошибки воспитания, вызывающие риск развития данного расстройства и вовремя решить проблему. Это в свою очередь приведёт к тому, что количество инфантильных людей будет уменьшаться, а качество их жизни наоборот повышаться.
Екатерина Корнева, Психология 4 статей на сайте
На данный момент являюсь студенткой старших курсов факультета психологии (ИП им. Выготского) РГМУ. Основная моя специальность — психология служебной деятельности. Направление и сфера профессиональных интересов: социальная психология, психология девиантного поведения, юридическая психология.