Пустые похвалы
Как часто мы говорим своему малышу: «Моя умничка», «Мой золотой». Эти фразы настолько прочно вошли в наш обиход, что мы даже не контролируем их произнесение. А что они значат для ребёнка?
Детей обязательно нужно хвалить, но не захваливать. Похвала должна быть конкретной: в нужный момент за конкретные действия. В противном случае ребенок перестает её воспринимать и не реагирует даже тогда, когда ей, действительно, есть место.
Совет: Всегда мотивируйте похвалу:
— Какой же ты красавчик, ты сам быстро и правильно оделся на прогулку.
— Ты умничка, сама вспомнила про волшебные слова и вовремя их сказала.
Являются ли ваши методы воспитания правильными? Разберем самые частые ошибки родителей. |
5. Упреки
Родителям свойственно время от времени упрекать своих детей. Мы иногда реагируем обидой на детские капризы и позволяем себе упрекать детей: «У тебя пока своего ничего нет», «Мы с отцом для тебя сутками работаем», «Я из-за тебя образования не получила».
И вот ребенок уже считает себя виноватым. Чувство вины, которое родители поселяют в душе ребенка, еще никому не помогало стать успешным и счастливым.
Совет: Замените упрек просьбой:
— Сложи аккуратно свои вещи, у нас с папой нет возможности в ближайшее время купить новые.
— У тебя, конечно, есть собственное мнение, только постарайся учесть и наш жизненный опыт.
6. Фразы о беспомощности ребенка
Наблюдать, как ребенок долго завязывает шнурки, неправильно протирает пыль или криво режет колбасу, не очень приятно. Поэтому родители позволяют себе сказать: «Дай я сам сделаю, у тебя все равно ничего не получится».
И мы оказываем своим детям медвежью услугу, делая что-то за них. Чего мы этим добьемся? Во-первых, того, что ребенок сам так ничему не научится. Во-вторых, у него появится уверенность в своей неполноценности и никчемности. В третьих, мы «обрубаем» желание что-то делать. Зачем что-то делать, если родители все сделают за него, причем гораздо лучше, чем он сам.
Совет: Фразы о беспомощности детей замените уверенностью в них:
— Я верю, что ты научишься завязывать шнурки, сейчас нужно очень быстро это сделать, давай я помогу, а вечером вместе потренируемся.
— Я знаю, что ты справишься, просто стоит попробовать ещё раз.
— Я понимаю, что ты расстроился из-за того, что не получилось… Я могу показать, как можно сделать иначе, а ты сможешь повторить.
7. Неуважение к детским переживаниям
Каждый ребенок попадал в ситуации переживаний: ссора с другом, потеря любимой вещи, не получился рисунок, не взяли солистом. На фоне взрослых проблем детские волнения кажутся глупыми и пустыми.
Именно поэтому, чтобы успокоить ребенка, мы подбираем пустые фразы: «Не расстраивайся из-за ерунды», «Ничего страшного не произошло», «Мне бы твои проблемы». Отмахиваясь от малыша, мы должны понимать, что теряем его доверие и веру в себя. Ведь его переживания для взрослых не важны. В следующий раз он просто не расскажет нам о своих проблемах.
Совет: Разделите с малышом переживания и предложите варианты развития событий:
— Я понимаю, что ты очень сильно расстроился из-за ссоры, но думаю, что вы помиритесь, потому что вы – друзья.
— Ты переживаешь из-за плохого рисунка, но можно нарисовать новый.
— Я вижу, что ты очень расстроен, что не получилось прибежать первым. Давай потренируемся и я уверена, у тебя получится бегать быстрее.
Понаблюдайте за своим общением с ребенком. Сколько бесполезных фраз вы сказали ему за день? Стоит ли удивляться, что дети не слышат своих родителей, если мы сами не несем им никакой информации.
Устыжение
Весьма грязный, отвратительный метод. Особенно, если он используется на людях. Давая ребёнку понять, что он плохой и никчемный, показывая свою полную власть над ним, возможность всегда его вывести на чистую воду, родители демонстрируют своё превосходство (психологическое насилие).
В такие моменты в душе ребёнка зреет чувство неуверенности, он чаще начинает сомневаться в собственном выборе. Малыш всё реже изъявляет желание творить, само выражаться. Он всё реже к чему-то стремится, боясь быть пристыжённым.
Ребёнок со временем начинает стыдиться того, чего не следует, а наоборот — теряет всякий стыд в действительно неловких моментах.
Нежелание вновь переживать чувство стыда ребёнку приходится отказаться от всего, что могло бы вызвать это неприятное ощущение.
Случается, что внутри ребёнка рождается сопротивление, позволяющее ему совершать социально неприемлемые поступки, которые на самом деле нужно стыдиться. Складывается парадоксальная ситуация, когда противоестественными поступками малыш пытается взять стыд под контроль.
Подменяя внутреннюю работу совести устыжением или принуждением, родители лишают ребёнка здравомыслия, отнимают у него совесть, волю, что провоцирует действовать так, как выгодно только ему, не придерживаясь каких-либо норм этики и морали. Навсегда теряется нравственность, а взамен приобретается бессовестность.
Также следует выяснить причину поступка и объяснить соответственно его возрасту, как следует поступать в подобных случаях, используя примеры любимых сказочных героев или из личного опыта. Это поможет ему спокойно принимать любые ограничения и запреты, следовать моральным, духовным принципам.
Используя такую стратегию, ребёнок никогда не усомнится в Вашей любви к нему, не сможет обмануть или смалодушничать, всегда будет собран и уверен в своих силах. Ведь известно, когда человека называют плохим и негодным, то волей-неволей он чувствует себя таковым.
Роль мотивации в воспитании послушания
Нотации и угрозы — малодейственные методы воспитания. Наилучшие способы игровые или соревновательные. Например, превратите уборку в интересную игру. Ваш ребёнок полицейский следователь или кладоискатель. Он исследует территорию комнаты и ищет пропавшие игрушки. Задача: найти все и поместить их на свои места.
Даже уборку можно превратить в интересную игру
Если в семье есть ещё дети, то между ними можно устроить турнир. Это сделает жизнь детей более разнообразной.
Для того чтобы ребёнок захотел убрать свою комнату, спрячьте его любимую игрушку и скажите, что найти её можно, только убрав комнату.
Ребенок не слушается, истерит
Детская истерика дома или в общественном месте – страшный сон любого родителя. Как справиться с такими проявлениями непослушания с минимальными обидами, стрессами, ссорами?
Во-первых, родителям следует быть последовательными в отношении того, что можно делать ребенку, а что запрещено. Допустим, в один из дней у мамы хорошее настроение, и она позволяет смотреть мультики и не ложиться спать. На следующий день ребенок просит о повторении ситуации и устраивает скандал, получив отказ. Ему непонятно почему иногда можно не спать, а иногда нельзя
Поэтому важно придерживаться одних и тех же правил, принципов в воспитании изо дня в день
Во-вторых, мнение мамы и папы относительно запретов всегда должно быть едино. Предположим, в один из дней папа изрядно устал на работе и позволил ребенку тихо поиграть с телефоном. Пришла мама и руководствуясь установленными в семье принципами запретила играть дольше 15 минут. Ребенок устроил истерику, не поняв почему взрослые сначала сами разрешают, а потом запрещают.
В-третьих, истерика не должна поощряться даже в самой трудной ситуации. Уступив только однажды, вы навсегда преподнесете ребенку шанс для новых манипуляций
поэтому важно провести профилактическую беседу с бабушками, дедушками, другими членами семьи о правилах поведения в случаях истерики
В-четвертых, если истерика все же случилась, необходимо обсудить с ребенком ситуацию, после того как он успокоиться. Спросите почему он себя так повел, расскажите почему вы себя так повели. Диалог – лучшая профилактика детских скандалов.
Как заставить ребёнка слушаться?
Первое с чего стоит начинать – это, конечно, НЕ наказания!
Первое – это укрепление своей материнской позиции и авторитета! Поскольку без этой базы добиваться послушания от ребёнка бесполезно и лишняя трата нервов.
Для того, чтобы укреплять авторитет, нужно разобраться как мы его теряем? Я назову вам несколько самых распространённых причин, которые выявила в ходе своей психологической практики:
- Вы вообще не знаете, что такое авторитет и как он вырабатывается.
Поэтом ваши отношения с ребёнком не имеют под собой прочного фундамента. Воспитываем, как воспитывается и как говорится «куда ветер подует», туда вы и клонитесь. Смотрите мой видеоурок по данной теме:
- Незнание основ развития ребёнка.
Что произойдет с 5 летним ребёнком, если его поместить в коллектив двухлеток? Он начнет деградировать! И наоборот! Вот также и с нашими детьми – вы как мама просто обязаны думать на 2 шага вперёд и в ребёнкин год – накапливать информацию и читать статьи, книги по развитию двухлеток. Только грамотно корректируя свои взаимоотношения с ребёнком можно поддерживать авторитет. Много полезной информации есть в разделе о возрастных кризисах>>>
- Путаница ролей в семье.
На занятиях я задаю вопрос, который задам и Вам – «Кто отвечает в вашей семье за воспитание и развитие ребёнка?»
Ответ оба – неправильный, потому что не бывает у страны 2 президентов, и если отвечают оба – значит, не отвечает никто. Ребёнок оказывается в ситуации бесхозности! Поэтому – всё-таки, кто отвечает за ребёнка в Вашей семье? Обсудите этот вопрос вечером с мужем, если сами не можете на него ответить! Также о ролях родителей обязательно смотрите курс Мама и папа — воспитываем вместе>>>
- Отсутствие чёткой системы наказаний и поощрений.
Чаще всего мы с легкостью знаем, что делать ребёнку нельзя! А вот когда возникает вопрос – а что делать можно – многие мамы теряются, и говорят общую фразу «всё, что не запрещено – делать можно». К сожалению, мозг ребёнка устроен не так! Он не понимает общих фраз, и когда мы чересчур пережимаем с запретами, и при этом не даём вариантов выбора – ребёнок начинает стараться расширить свои границы.
Конечно, это не все причины, но даже разобравшись с этими 4 Вы уже продвинетесь в повышении своей материнской позиции в глазах ребёнка! И ребёнок начнет вас слушаться!
Хотите разобраться в ситуации более подробно?
Для Вас записан практический онлайн курс Мама – главная!>>>
А как Вы заставляете ребёнка слушаться?
- Ребенок не слушается на улице
- Как маме реагировать на замечания посторонних
- Как реагировать на детские слезы?
Как заставить ребенка слушаться?
Правила и дисциплина необходимы самому ребенку, так как формируют его зону комфорта, пользоваться одними лишь угрозами значит ставить себя в невыгодное положение, малыш совсем скоро отвернется от таких родителей и начнет жить своей агрессивной жизнью.
Когда говорят, что ребенок совсем от рук отбился и не слушается, это значит, что неправильно были выбраны способы внедрения дисциплины в семье, и виноваты здесь только взрослые, за что же наказывать детей.
Чтобы заставить ребенка слушаться, нужно придерживать следующих рекомендаций:
Родители должны придерживаться одного направления в воспитании, если мама говорит нет, значит и папа должен ее поддерживать. Иначе ребенок очень быстро начнет умело манипулировать Вами.
Воспитание нужно проводить только с любовью, без брани, шума, истерик, рукоприкладства
Нельзя в этом деле перегибать палку, произносить фразы, которые смогут ранить ребенка.
Станьте для малыша положительным примером, говорите с теплом и уважением, тогда и ребенок будет любить Вас и окружающий мир, с заботой относиться к взрослым и детям.
Наказывая детей, Вы подтверждаете собственное бессилие и воспитываете черствых и равнодушных личностей.
Окружите малыша максимум теплотой и вниманием, уважайте его мнение, дарите ему улыбки, целуйте, обнимайте, пусть высказывает свою точку зрения, а Вы корректируйте по мере необходимости.
Если ребенок говорит нет на какую либо просьбу не нужно его наказывать, нужно объяснить, почему так, а не иначе. Переведите ситуацию на собственный пример и доступно все разложите по полочкам.
Когда речь идет о покупках, нужно заранее проговаривать, какую игрушку или сладости мы сможем купить, если же ребенок не слушается, объяснять, как родители зарабатывают деньки, для каких целей, почему их нельзя так бездумно тратить.
Приучайте к труду с малых лет, пусть ребенок убирает в своей комнате, помогает готовить ужин, лепить пельмени, гулять с животными, и даже если он это делает неуклюже и неправильно, не ругайте малыша, а поощряйте, покажите на собственном примере, как это нужно выполнить правильно.
Говорите с ребенком спокойным уравновешенным тоном, без угроз и историк
Согласно исследований, те дети, которым запрет подавали в виде криков и наказаний были меньше послушными, нежели те, с кем разговаривали мягко, не повышая голоса
Последовательность в действиях если ребенок не сделал уроки, то он обязательно должен лишиться прогулки, если же сделал что-то полезное, то должен быть вознагражден, как и обежали родители.
Да, абсолютно послушный ребенок это не норма, ведь малыш через свои ошибки приобретает жизненный опыт, задача родителей оградить его от серьезных последствий, уберечь от несчастья.
Ребенок 4 года не слушается
В 4 года ребенок наконец может сказать словами все, что хочет. Но возникает новая проблема: он хочет говорить только «нет» в ответ на все просьбы родителей. Это классический период протеста – еще один этап, через который проходит любая семья. В отличии от кризисных периодов, когда непослушание становится постоянным, в 4 года периоды протеста возникают волнами. Чем правильнее реагируют родители, тем реже ребенок сопротивляется.
Сейчас ребенку важно, чтобы его любили и уважали, поэтому лучшее, что может сделать мама, это постоянно напоминать ему о своих чувствах и позволять самостоятельно принимать решения
Подстраивайтесь под особенности развития ребенка 4-х лет
Дети быстро переключают свое внимание, не могут долго заниматься одним делом. Задача родителя: дать малышу возможность реализовать свой потенциал, а не заставить его сидеть на месте
Занимайтесь с ребенком, уделяйте ему внимание, обеспечивайте возможность регулярно выплескивать свою физическую активность и у него не останется сил или желания сопротивляться вам.
Как быть с подростком?
Подростки тоже не любят убирать свою комнату. Как заставить ребёнка слушаться в этом случае? Ведь они могут избегать общения со взрослыми, и тем более их просьбы.
Труднее всего контактировать с подростком
Попробуйте мотивировать ребёнка, объясните ему, что с порядком в комнате, у него станет больше порядка в жизни и всё ему будет удаваться гораздо легче. Организованная комната делает его самого более дисциплинированным и подтянутым. Найдите ему пример, достойный подражания. Это может быть кто-то из ваших знакомых, добившийся успехов в жизни или его кумир. Возможно, применение отрицательных примеров, чтобы объяснить, как делать не надо.
Пристыдите ребёнка, скажите ему, что у взрослых успешных людей в доме царит порядок, и он к ним пока не относится.
Подростка надо научить следить за порядком
Попробуйте убрать с ребёнком комнату вместе, разговаривайте с ним, демонстрируя уважение. Только будьте осторожны. Есть риск вторгнуться на чужую территорию, ведь у ребёнка могут быть свои секреты, с которыми он вряд ли захотел бы делиться.
Не требуйте от ребёнка идеального выполнения ваших просьб и требований, это может надолго отвратить от их выполнения. И почаще их хвалите, когда они вас услышали и проявили послушание.
Чрезмерная нагрузка
Традиционная школа нагружает уже с младших классов: после пяти-шести уроков в день у школьника есть всего несколько часов на отдых, после которого нужно садиться за домашнюю работу. Если заданий много, школьники корпят над ними до позднего вечера. Перегруженный ребёнок не хочет делать уроки, оттягивает их выполнение. Иногда школьники и члены семьи вынуждены заниматься домашкой даже по выходным — печатать доклады, делать поделки, готовить проекты.
Что делать? Необходимо снизить нагрузку на школьника. Выходом может стать семейное обучение, где родители и школьники могут сами регулировать нагрузку. Так, в «Домашней школе Фоксфорда» ученики отмечают, что у них гораздо больше свободного времени, потому что расписание занятий сбалансировано, а подача материала более плотная, чем в обычной школе.
Что делать если ребёнок капризничает?
Некоторые дети пытаются добиться своего с помощью капризов. Задача родителей на этом этапе остановить капризы и заставить ребёнка услышать вас. Для этого просто нужно перестать потакать ребёнку в его капризах. При этом все домочадцы должны быть заодно, иначе результат достигнут не будет.
Если стоит вопрос о том, как заставить слушаться ребенка 6 лет, в этом возрасте пора приступать к более сложному этапу. От просьб нужно переходить к требованиям, только не резко, а очень аккуратно. Сначала требуйте то, что ребёнок сделал бы без ваших приказов. Например, вы знаете, что он с удовольствием ходит за хлебом, но не любит выносить мусор. Вы говорите твёрдо: «Сходи за хлебом!», и он послушно выполняет приказ, именно это и нужно. Только не требуйте сделать сразу всё.
Что делать, если малыш не слушается
Чтобы ребенок адекватно воспринимал требования взрослых, нужно прежде всего наладить доверительные эмоциональные отношения.
Советы, помогающие наладить поведение ребенка:
Минимизируйте количество запретов, тогда и поводов к наказанию станет меньше;
Поработайте над громкостью собственного голоса — старайтесь разговаривать спокойным тоном;
Смиритесь с тем, что подрастающему ребенку требуется больше свободы, доверия и отсутствия контроля;
Договоритесь со всеми близкими родственниками на предмет однозначных требований к подрастающему человеку;
Запреты, начинающиеся с частицы «не», плохо справляются со своей задачей
Употребляйте слова «опасно», «остановись», «осторожно», «внимание»;
Не повторяйте требования много раз. Стоит сделать строгое замечание единожды, затем произнести контрольную фразу второй раз и наказать.. Убедить ребенка слушаться родителей в 3 года проще, чем в 7 или 10 лет, поэтому не запускайте проблему
Убедить ребенка слушаться родителей в 3 года проще, чем в 7 или 10 лет, поэтому не запускайте проблему.
Причины непослушания детей, спровоцированные поведением самого воспитателя:
Недостаток опыта работы у молодого специалиста
Всем известно, что дети, несмотря на свой несмышленый возраст, являются хорошими психологами. Как только они остаются наедине с новым воспитателем, то всеми своими «щупальцами» стараются распознать, найти все сильные и слабые стороны педагога. Происходит своего рода тестирование: у воспитателя на профпригодность, а у детей на возможность неподчинения. Здесь, главное, кто останется сильнее. Так как детей большинство, а молодой воспитатель в единственном лице, да еще и без опыта работы то, как правило, дети остаются в более выигрышной ситуации.
Недостаток внимания со стороны воспитателя
Бывает такая ситуация, когда педагог переключает свое внимание на человека, зашедшего в группу, или отвлекается на подготовку необходимого материала для организации следующего вида деятельности. Дети очень восприимчивы к такой обстановке и незамедлительно пытаются воспользоваться подходящей возможностью подурачиться
Фотография с сайта orelsreda.ru
Неумение организовать досуг
В детском саду ребята проводят от 9 до 12 часов, поэтому чтобы дети слушались и с интересом посещали дошкольное учреждение воспитателю при планировании самостоятельной и совместной деятельности с детьми необходимо учитывать не только возрастные и индивидуальные особенности, но и интересы своих воспитанников. Любая деятельность в детском саду должна носить развивающий характер, только при таких условиях у детей будет сохраняться устойчивый интерес к разнообразным занятиям и играм. Если ребенку предлагается досуг несоответствующий его возрасту, то он быстро потеряет к нему интерес и начнет выражать своеобразный протест, который выльется в виде непослушания.
Неправильное распределение эмоциональной нагрузки
Нервная система у дошкольника устроена таким образом, что процесс возбуждения преобладает над торможением
Особое внимание необходимо обращать на подвижных детей. Если своевременно не переключить их внимание на более спокойную деятельность, то дети могут потерять контроль над своим поведением, а это является очередной причиной того, что дети не слушаются взрослого
Когда родитель должен настоять, а когда уступить (как не сломать личность ребенка)
К послушанию нужно приучать ребенка с малых лет, особенно строго контролировать соблюдение требований, нарушив которые, малыш может создать угрозу жизни и здоровью.
До 3 лет человек на многое реагирует на рефлекторном уровне, на этом и должна строится система ограничений:
- Придумайте слово-запрет, например, «стоп» или «опасно». Услышав его, маленький исследователь должен автоматически остановиться;
- Покажите взаимосвязь между сигнальным словом и последствием нарушения;
- Не реагируйте на непослушание, иначе ребенок в будущем может специально выводить вас на эмоции.
Этот метод не распространяется на все сферы жизни, иначе малыш не приобретет собственный опыт. Ситуации, не представляющие сильную угрозу, подрастающий человек должен прожить без вашей помощи и подсказки. Это поможет вам сохранить хорошие отношения с ребенком, не сломать его как личность, а ему открывать мир, учиться на ошибках, делать выбор и расставлять приоритеты.
Убедить ребенка слушаться можно мягкими способами. Крики, скандалы, строгие непоследовательные запреты сформируют истерический тип личности, в привычное поведение которого войдут нарушения послушания.
5 СЕКРЕТОВ Воспитания послушного ребенка! Что делать если ребенок вас не слушается?
Watch this video on YouTube
Как разговаривать с ребенком правильно?
Очень многое зависит от того, как и что вы говорите малышу
Для начала стоит обратить внимание на громкость — если постоянно говорить на повышенных тонах, ребенок перестает воспринимать смысл фраз. Вспомните свои чувства, когда начальник или продавщица отчитывают вас на повышенных тонах
Даже если это заслуженная критика, появляется злость и обида на кричащего человека.
Установить зрительный контакт
Дети концентрируются только на одной задаче, так что пока что вы не привлечете к себе его внимание, он может просто не слышать ваши фразы. Правильно: сесть на корточки перед ребенком, коснуться руки, чтобы он посмотрел на вас, и посмотреть в глаза
Обратиться по имени и повторить свою просьбу.
Короткие и понятные задания, особенно если вы разговариваете с ребенком младше 4 лет. Им сложно запомнить и выполнить последовательность действий. Поэтому вместо односложного «сними куртку и обувь, помой руки и садить за стол», выдавайте задания постепенно. Сначала «снимай куртку и обувь», когда будет выполнено «помой руки», и только после этого «садись за стол».
Слишком длинные речи. Родители любят припоминать прошлые оплошности, когда отчитывают ребенка или просят прекратить что-то. А детям сложно уловить о чем фраза «Ты забыл как упал с дивана в прошлый раз и пришлось ехать в больницу? Сейчас же слезай, иначе опять ситуация повторится и ты будешь плакать». Правильно сказать лаконично: «Прыгать на диване нельзя — это опасно». В этом случае главное послание будет получено.
Косвенные указания. Малыши воспринимают все фразы буквально, поэтому не видят указания к действию в вопросе «Ты собираешь вылезать из лужи?». Не переоценивайте умения детей, ведь они только осваивают язык и многое не понимают. Говорите прямо и однозначно: «вылезай из лужи».
Использование отрицания НЕ. Дети частенько пропускают отрицательный посыл «не», и вместо «не лезь в лужу» слышат приглашение «лезь в лужу». Вместо этого лучше предложить другую интересную альтернативу: «Давай обойдем лужу, чтобы не запачкать новые ботиночки».
Постоянное одергивание. Некоторые тревожные мамочки так опекают ребенка, что на протяжении всего дня предупреждают малыша об опасности: «не споткнись о порог», «обойти злую собаку», «не наступи в лужу», «не урони кружку»… Со временем ребенок перестает воспринимать эти фразы, принимая их за «фоновый шум». Сократите количество замечаний до необходимого минимума, просто ходите рядом с ним и страхуйте в опасные моменты.
Неумение слышать ребенка. Находясь с ребенком 24 часа 7 дней в неделю многие мамы начинают отключаться. Они вроде бы находятся рядом с малышом, но погружены в свои мысли, разговаривают по телефону и не слышат своего ребенка. Со временем малыш начинает копировать это поведение, игнорируя ваши указания. Вместо этого подайте правильный пример — отвлекитесь на минутку от мытья посуды, чтобы выслушать рассказ ребенка. Поддержите разговор, уточните что-то, тогда и малыш будет внимательней относиться к вашим словам.
Помимо этого прислушайтесь к своим словам. Нужно делать акцент не на ребенке и какой он плохой, а на своих чувствах.
Можно сделать акцент на своих чувствах:
Наблюдайте за тем, что вы говорите и как эти фразы может понять ребенок. Тогда вам будет проще найти с ним общий язык.
Кризис или очередной переходной возраст
Все вышеуказанные советы действуют в обычной повседневной жизни, но у людей в разном возрасте случаются кризисы, когда им очень сложно, они требуют помощи. Чаще всего кризисы случаются именно в детстве. Существует кризис в возрасте 6 лет, когда ребенок категорически не слушается. Это не значит, что все дети проходят через этот кризис. Порой он может занять всего несколько дней, порой затянуться на месяцы. Чем правильнее отношение родителей к бунтарству чада, тем быстрее удастся пережить кризис. Необходимо научиться переживать кризисы и выходить из них именно в таком раннем возрасте ребенка, потому что в подростковый период это будет намного сложнее сделать. Дети развиваются не постепенно, а скачками. Ему самому сложно перестроиться из вчерашнего малыша, в сегодняшнего повзрослевшего всезнайку.
Проявления кризиса 6-ти лет
Задача родителей в некоторых вопросах поддерживать отрицания ребенка, искать альтернативу, если согласиться по каким-то причинам невозможно, но не потакать каждому детскому “восстанию”. Если ребенку предоставить полную самостоятельность, как он этого требует, то есть дать ему допуск к холодильнику, не стирать его одежду, не убирать за ним в комнате, не покупать ему сладостей, дать ему возможность окунуться во взрослую бытовую жизнь, то ему это быстро надоест и все вернется на свои места. Ваш сын или дочь не умеют читать мысли, поэтому им надо озвучивать то, что вы их слышите, но не можете сделать так, как они хотят по причинам таким и таким.
Причины кризиса у детей 6 лет
Этот возраст в жизни ребенка связан с окончанием садика и поступлением в школу. Вот и молочные зубы заменяются на постоянные. Этот период для детей является сложным. Появляются новые ценности, навыки, окружающий мир сильно меняется.
Причины непослушания
Ребенок в возрасте 6-ти лет не слушается родителей по самым разным причинам. Вот некоторые из них:
- Дети не понимают того, что им говорят, или как это им преподносят. Особенно они не осознают, почему их родители на них кричат. Ребенок теряется и не знает, что сделать, чтобы родитель успокоился. Вызывает недопонимание крики из-за не аккуратно сложенной одежды в шкафу или чего-то подобного.
- От постоянных криков и угроз, возникает интуитивная “борьба” за свободу действий. Дети от рождения имеют разные темпераменты. Кто-то рожден меланхоликом и беспрекословно слушается не только родных, но и хулиганистых детей во дворе, глупого начальника на работе, сварливую кассиршу в магазине и т. д. Другие малыши рождаются с сильным темпераментом лидера и не готовы к подавлению врожденного достоинства. Эти дети требуют общения без криков, собственно, как и все другие. Им необходимо объяснять, искать компромисс. Сначала это будет сделать непросто, находить выгодное решение для всех – сложная задача, но постижимая. Не только дети должны учиться, родители тоже обязаны это делать.
Основные причины непослушания
Абсолютное послушание присуще детям с некрепкой нервной системой. Они неспособны самостоятельно справляться с задачами, поэтому ждут приказаний и послушно их выполняют. Вырастая, они станут искать себе сильного характером человека, который будет говорить, что им делать. Не зря людей делят на ведомых и ведущих. Все это начинается с детства.
Некоторые дети настолько хитрые, что делают вид, будто они слушаются. Стараются поскорее сделать все, чего от них хотят, чтобы освободиться и заниматься своими делами. Они быстро соображают, что хитростью могут обмануть собственных родителей. Во взрослой жизни, они будут стараться по минимуму контактировать со своими родителями, поскольку так и не смогли найти с ним общий язык.
Дети не слушаются и тогда, когда родители их унижают, сравнивая с одноклассниками, друзьями или детьми со двора
Можно обратить внимание, как быстро портятся хорошие отношения между братьями и сестрами, когда родители начинают их приводить друг другу в пример, одного хваля, а другого, тем самым оскорбляя.
Ребенок не слушается грубит
Грубость и дерзость не возникают у маленького ребенка сами по себе. Они всегда берут начало в родительском поведении. Поэтому следите за собой в присутствии малыша и тем более не позволяйте себе грубости в отношении него.
Если же ребенок уже начал грубить, то разберитесь в причинах. Скорее всего это защитная реакция ребенка на какое-то действие родителей или возникшую ситуацию. Возможно это попытка сбросить накопившиеся негативные реакции, тогда достаточно проявить к малышу сочувствие и позволить сбросить негатив безопасным способом. Например, устроить бои подушками.
Иногда случается, что грубость – это реакция на регулярные отрицательные замечания со стороны взрослых. Если причина в них, то маме стоит минимизировать количество упреков и указаний.
Почему дети не слушаются родителей?
Чтобы решить какую-либо проблему, первое, что нужно сделать выявить ее источник и начинать работу над ним, в противном случае поток трудностей не прекратится.
Дети 2-4 лет
В течение первого и второго года жизни родители чаще всего разрешают своим детям очень многое. Обязанностей у крохи нет, в садик, где к его поведению предъявлялись бы определенные требования, большинство детей такого возраста не ходят. Так в первые годы жизни формируется модель поведения, в соответствии с которой можно все.
Затем наступает более сознательный возраст, 3-4 года, когда привычное поведение становится, по непонятным для ребенка причинам, недопустимым: то, что было можно вчера, сегодня запрещено. Однако взять и сразу поменять свое поведение малыш не может. Добавьте сюда возрастной кризис 3 лет, когда дети начинают впервые проявлять самостоятельность и волю, и можно окончательно понять, из чего складывается причина непослушания в этом возрасте.
Как вести себя родителям?
- Помнить, что источником возникновения проблемы являются они сами это поможет держать свои эмоции под контролем и не кричать на детей.
- Отказаться от жестких методов воспитания, т. к. в этом случае они сломают волю своего ребенка либо вызовут с его стороны волну открытого неповиновения.
С детьми до 2-х лет нужно уметь стоять на своем, если вы решили запретить что-либо. Не стоит делать послаблений в этом вопросе, разрешая что-то запрещенное на 5 минут или чтобы отвлекся, пока я ужин готовлю. Не ругая малыша за попытки саботажа ваших запретов, постарайтесь увлечь его другим видом деятельности, например, игрой.
Ближе к 3 годам у детей начинают формироваться самостоятельность, воля, целеустремленность. Здесь опять же недопустимы жесткие авторитарные меры родительского воздействия. Нужно найти определенный баланс в своих действиях, который позволит избежать вседозволенности, не оказывая давления на психику малыша.
Не окружайте ребенка запретами, дайте ему возможность проявить свою волю в одних вопросах, и тогда будет легче добиться его послушания в других.