Опубликовано: 9 октября 2021 / Обновлено: 10 октября 2021

Топ-11 способов увести ребенка с прогулки без истерики

Помогите ребенку расширить круг общения

У застенчивого ребенка мало друзей. Стеснительность и неуверенность в себе мешают ему знакомиться со сверстниками и общаться с ними на равных. И нередко родители, видя, насколько тяжело малышу находиться в большом коллективе, стараются «защитить» его. Няня вместо детского сада, минимум времени на детских площадках, праздники только в кругу семьи — это целый ряд ошибок, которые тормозят развитие ребенка и совсем не помогают ему в навыках социализации.

«Гуляйте с ребенком в час пик, когда много ребятишек на площадке, чтобы он начал взаимодействовать со сверстниками, — говорит Любовь Быкова. — Есть много активных игр, таких как прятки, догонялки, катание на велосипеде. Не ленитесь, возьмите с собой на площадку игрушки, самокат. Чаще посещайте новые места, где ребенок еще никого из ребят не знает: здесь он будет учиться знакомиться и выстраивать новые отношения. Игра раскрепощает, помогает освоить навык и легче отстаивать свое мнение, развить инициативность. Способствует формированию доверия и уверенности в себе, развивая спонтанность. Лучше использовать игры, которые способствуют расширению поведенческого репертуара ребенка и приводят к развитию умения позитивно разрешать проблемные ситуации».

«Запишите ребенка на различные развивающие занятия, где он сможет познакомиться с другими ребятами. — советует Любовь Быкова. — При этом можно переходить к групповым занятиям постепенно, если малыш сильно стесняется. Пусть это будет сначала работа с педагогом тет-а-тет, а затем малые группы по 2-3 человека. А дальше — большой коллектив. Меняйте ситуации вокруг ребенка постепенно, давая ему возможность адаптироваться, тогда научение знакомству будет проходить комфортно и безболезненно».

Причины истерик у детей

Не бывает истерик без причины, просто «из-за дурного характера». У любой реакции есть стимул, другое дело, что не всегда он так же значителен, как последствия, то есть истерика. Что может ее спровоцировать?

1. Нехватка внимания. Если малыш заметил, что может получить дозу родительского внимания, только разразившись истерикой, он будет прибегать к этому способу все чаще и чаще, такова тактика детей раннего возраста. Взрослым, попавшим в эту ловушку, стоит пересмотреть уклад жизни: ребенку не хватает вашей любви, теплоты и участия, и он всеми силами старается обрести их. Частые болезни, дерзкие поступки, хулиганство, антисоциальное поведение — таковы проявления отсутствия внимания со стороны родителей в школьные годы. До этого лучше не доводить. С раннего возраста постарайтесь ежедневно выделять время на содержательное, интересное и очень личное общение с ребенком, чтобы ему не требовалось искать подтверждения вашей любви к себе истериками.

2. Неспособность выразить свою мыль. Ребенок не может вербализовать возникшее у него желание, донести до взрослого свою мысль или потребность, хочет быть понятым, но не знает как. Это наиболее частая причина вспышек гнева и истерик у детей до 2 – 3 лет. Обучайте малыша выражать свои эмоции более мирным путем. Как можно чаще общайтесь с ребенком, читайте книги — это подстегнет речевое развитие, подскажет ему, как можно вести себя в определенных ситуациях, как озвучивать свои ожидания.

3. Усталость, нехватка сна, голод легко становятся причиной истерик в возрасте 1 – 2 лет. Для детей, склонных к подобным эмоциональным взрывам, режим дня очень важен. Соблюдение привычного времени для приема пищи и сна — обязательное условие их воспитания, чтобы не допускать перевозбуждения от усталости и, как следствие, истерик. Ребенок утомился — необходимо создать условия для отдыха, проголодался — нужно срочно перекусить, не высыпается — укладывать спать раньше. Избегайте активных игр перед сном, старайтесь не ходить часто в людные или незнакомые места: все это действует очень возбуждающе на психику малыша.

4. Болезнь. Универсальная причина для капризов в любом возрасте, но чем младше ребенок, тем более высока вероятность срыва эмоций в истерику. Опытные родители знают: если малыш непривычно капризен и легко теряет терпение — это может быть симптомом болезни. Создайте мягкую психологическую атмосферу, не требуйте от ребенка того, что он не в силах сейчас сделать.

5. Возрастной кризис. Истерики такого происхождения длятся недолго: они связаны с преодолением так называемого кризиса 3 лет и заканчиваются, как только ребенок выходит на новый этап психического развития. Своеволие, строптивость, негативизм, упрямство и протестные настроения, свойственные детям в 2,5 – 3,5 года, могут выливаться в истерики, с которыми родителям без понимания особенностей этого возрастного этапа очень трудно справиться.

6. Подражание взрослым. Как бы взрослым ни хотелось обратного, естественное детское стремление подражать родителям распространяется и на не самые лучшие ваши поступки и реакции. Бесполезно требовать от ребенка следовать определенным правилам поведения, если взрослый не выполняет их сам: легко фрустрируется, раздражается, теряет самообладание. Маленькие дети усваивают родительские модели поведения, поскольку мама и папа для них образцы для подражания. Чем больше времени проводит с вами ваш ребенок, чем насыщеннее ваше общение, тем больше он повторит вас в себе. Придерживайтесь той линии поведения, которую хотели бы видеть и у своего воспитанника.

7. Просчеты в воспитании. Нередко взрослые сами провоцируют вспышки гнева и истерики у детей. Они бывают слишком прямолинейны и тверды (если не сказать жестки) в своих требованиях к ребенку, чем подавляют его самостоятельность и инициативность. Часто случается так, что родители не оказывают своему чаду достаточно внимания и склонны к попустительству. Другая крайность — чрезмерная забота о ребенке, когда выполняется любое его желание (иногда с опережением). Еще одна ошибка — отсутствие ясных правил поведения и установленных границ дозволенного. Все это так фрустрирует и дезориентирует ребенка, что он оказывается не в состоянии справиться с эмоциями в ситуации несоответствия своих желаний родительским ожиданиям. Неправильное взаимодействие с малышом может вызывать истерики начиная с младенческого возраста.

Несмотря на то, что воспитание играет огромную роль в том, какое поведение демонстрирует ребенок, это только один из факторов. Корень проблемы лежит в особенностях детской психики, а именно — в типе нервной системы, или темпераменте.

Чтобы адаптация ребенка прошла легко

Адаптация в саду у каждого малыша проходит по-своему, важно заранее подготовить ребенка к детскому саду. Прекрасно, если есть возможность приучать малыша к садику постепенно. Для ребенка будет сильным стрессом, если после сугубо домашнего окружения он сразу на целый день останется в новой, чужой для него обстановке

Для ребенка будет сильным стрессом, если после сугубо домашнего окружения он сразу на целый день останется в новой, чужой для него обстановке.

Сначала приведите ребенка в садик на прогулку, останьтесь с ним на 20-30 минут, постепенно увеличив время пребывания в группе до часа.
Стимулируйте малыша общаться с другими детками, с воспитателями, если видите, что «процесс пошел» — отходите в сторонку, но не уходите.
Затем познакомьте малыша с обстановкой внутри заведения: побудьте в группе во время игр, обеда, останьтесь на время дневного сна.
Посмотрите, в какие игры и игрушки играют с детьми воспитатели, и научите малыша этим играм дома.
Если увидите, что ребенок заинтересованно общается с другими детками, оставляйте его одного – сперва на несколько минут, предупредив, что скоро вернетесь.
День за днем увеличивайте время его самостоятельности и каждый раз четко сообщайте малышу, когда именно вы за ним придете: «Я заберу тебя после того, как ты пообедаешь; после того, как ты поспишь»

Всегда сдерживайте свое обещание, не опаздывайте!
Важно: лучше, чтобы первые дни ребенка в садике пришлись не на традиционное начало сентября, а на лето. Меньше деток в группе, больше внимания ему лично – залог более легкой адаптации.

Fotolia

Что стоит сделать.

Понаблюдайте. Возможно, вам надо немного скорректировать время прогулки, успеть «увести» кроху пока он еще не переутомился. Если причина капризов не в этом, посмотрите, не научился ли ребенок уже манипулировать вами, используя крик и истерики, зная, что в таком случае мама уступит?

Подумайте, почему ребенок может не хотеть идти домой? Причины могут быть самые разные. Как пример, ребенок приходит домой и ему там скучно, или он сразу остается один, потому что маме надо заниматься другими делами. Может быть его друг по игре приходит на площадку позже и они не успевают наиграться вместе, может быть ребенку очень нравится играть именно в песочнице, предложите взять немного песка с собой. Причин может быть настолько много и такие неожиданные, что все не перечислишь. Поэтому наблюдайте за своим малышом и представьте себя на его месте. Например, моим очень нравились камешки. В таком возрасте они были у детей во всех карманах. И уходя с улицы, я позволяла набрать еще, потому что дома после прогулки можно было их раскрашивать, рассматривать их причудливые формы, возить дома их в грузовых машинках и т.д. Вариант с камешками очень часто выручал, чтобы избежать скандала и с интересом отправиться домой, делать интересное для ребенка дело.

Покажите малышу, что его понимают. Проговорите крохе его чувства. Скажите, что он расстроен, что надо идти домой и вы его понимаете, ведь на улочке так хорошо

Когда ребенок успокоится, переключите его внимание, предложив что-нибудь интересное. Придумайте какую-нибудь игру, например, кто быстрее добежит в сторону дома, а там уже придумайте следующую интересность

Что-нибудь, что интересно делать вашему ребенку дома. Только обязательно выполните обещание!
Еще один способ, не акцентировать внимание карапуза на сборах домой. Просто предлагайте ему на выбор разные действия, направленные на сборы и поход домой. К примеру, спросите по какой дорожке или тропинке ему нравится ходить? Пусть выберет. Предложите выбрать, как он понесет игрушки, будет ли убирать их в сумку или понесет что-то в руках? Можно предложить по дороге домой нарвать цветочков, чтобы потом поставить их в вазочку. Постоянно переключайте внимание малыша на нужные вам действия.

Для деток постарше, можно озвучить что-то интересное, что они успеют сделать дома, если сейчас соберутся и пойдут домой. Подумайте, что может привлечь?
С детками постарше можно пробовать договариваться. Озвучив отведенное время до конца прогулки или обозначив это время количеством каких-либо действий. Например, еще пять минут покачаться на качели, еще два раза поиграть в прятки или еще пять раз скатиться с горки и после домой. Но положительную перспективу тоже можно упомянуть.

В общем, придумывайте и пробуйте. Предлагайте ребенку заменить
одно интересное дело, в данном случае прогулку, на какое-либо другое не менее
интересное для ребенка дело.

Долго прощаться или уходить побыстрее «с глаз долой»?

Ольга Гома уверена, что, заводя ребенка в сад, обязательно нужно с ним попрощаться, а не исчезать незаметно. Если мама просто убегает, пока ребенок отворачивается, его мир рушится, он начинает думать, что самый близкий человек может просто исчезнуть. 

— Если вы говорите ребенку, что будете ждать его за дверью, как иногда говорят мамы, стойте там или не обещайте такое. В противном случае вы просто подрываете доверие к вам.

Нужно обязательно придумать определенный ритуал похода в сад или прощания. Это поможет ребенку начинать день на позитиве.

— Например, можно насыпать корм в птичью кормушку по пути или придумать специальное рукопожатие при прощании. Соблюдайте этот ритуал всегда.
 

Воспитатель подтверждает, что самый сложный момент — это уход мамы. Обычно после прощания дети быстро отвлекаются и занимаются своими делами. 

— Когда утром вы привели ребенка в сад, расскажите, что придете за ним в такое-то время, убедите, что все будет хорошо, поцелуйте и попрощайтесь. Если ребенок плачет и не отпускает маму, тут должен активную роль сыграть воспитатель. Я обычно беру ребенка на руки, жалею его, мы машем маме ручкой и заходим в группу

Там с помощью разговоров и игр я стараюсь его отвлечь, переключить внимание на что-то другое. И обычно уже совсем скоро ребенок играет с игрушками и сверстниками. 

Как ускорить адаптацию?

Чтобы ребенок быстро и легко привык к переменам в его жизни, психолог Ольга Гома советует заранее рассказывать ему о детском саде. Нужно делать акцент на позитивных вещах (что там много игрушек, дети вместе играют и ходят на прогулки), не приукрашая действительность, чтобы потом у ребенка не было разочарования.

Психолог советует еще до начала учебного года сходить с малышом на последнюю прогулку в саду, чтобы он познакомился с воспитательницей, увидел, что дети весело играют вместе, а потом их вечером забирают мамы.

Если администрация не запрещает чужим людям играть на территории сада, такие прогулки станут отличным подспорьем для успешной адаптации в будущем, соглашается воспитатель Виктория Кулинич. Можно также взять ребенка с собой, когда мама за пару дней до начала посещения сада понесет справку заведующей.

— Обычно в этот день заведующая показывает помещение той группы, куда определен ребенок. И это отличная возможность познакомить малыша с тем местом, куда он скоро придет. Если там еще будет воспитательница, то он сможет с ней наладить с ней первичный контакт.

Когда придет время посещать детский сад, начинать нужно с минимального времени, постепенно оставляя ребенка в саду все дольше:

— В первую неделю стоит водить ребенка в сад на 1-2 часа во время произвольной игры в группе или на улице (без завтрака и занятий), —  советует психолог Ольга Гома. —  Затем можно приходить на завтрак и в течение недели оставлять ребенка на 2-3 часа. Еще 2-3 недели водим малыша с завтрака до обеда и только потом оставляем на дневной сон, забирая сразу после сна либо полдника. Хорошо, если этот этап тоже продлится около 2-3 недель. После такого плавного вхождения в режим можно оставлять ребенка уже на весь день, но по возможности забирать в течение пары месяцев в 16-17 часов.
 

Примерно такой же схемы придерживается воспитатель, только она выделяет на каждый этап в среднем по неделе. Начинать новый этап адаптации, например, оставлять ребенка на обед или сон, Виктория Кулинич советует не с понедельника, а со вторника.

— Дети за выходные немного отвыкают от сада, поэтому в понедельник лучше оставить тот же режим, что был на прошлой неделе. А со вторника уже вводить что-то новое: обед, сон и т. д.

Истерики появились…

Может быть, с этой проблемой вы были знакомы и раньше, а может быть, ребенок стал «закатывать сцены» именно сейчас, реагируя на детский сад. Дитя, которое катается по полу и испускает пронзительные вопли с утра пораньше, когда вы нервничаете, опаздывая на работу, и мучительно прикидываете, как вам его, такого, доставить в детский сад, может изрядно потрепать вам нервы. Но, как и большинство других проблем, эта вполне решаема, хотя и требует больших эмоциональных «вложений» с вашей стороны.

Прежде всего, глубоко вздохните и успокойтесь: это не продлится вечно. Ребенок вырастет и перестанет впадать в истерики гораздо быстрее, чём вам сейчас кажется. В детских истериках самым мучительным для родителей является даже не поведение ребенка само по себе, а собственное родительское ощущение полного бессилия, растерянность, незнание, как себя вести в такой ситуации.

Вы и сами знаете, что нужно сохранять: спокойствие и только спокойствие. Только вот как это сделать? Для начала организуйте время таким образом, чтобы угроза опоздания на службу не давила на вас. Если уж вы знаете, что сборы в детский сад будут сопровождаться скандалом, распланируйте время с учетом этого печального факта: договоритесь на работе, что в течение ближайших недель будете приходить на полчаса или на час позже. Если это невозможно, придется раньше вставать.

Кстати, возможно, что уже этой, очень простой меры, окажется достаточно, чтобы утренние «трели» прекратились: ребенок может бузить именно потому, что ему претит утренняя спешка. Не исключено, что ему нужна более плавная, неторопливая подготовка к ежедневному переходу из дома в детский сад. И если у него появится возможность поиграть дома пятнадцать минут перед выходом в детский сад или завтракать с мамой, а не в группе, вполне вероятно, что он успокоится.

Если же это не помогает, усвойте некоторые простые правила обращения с бунтующим ребенком. Утренние истерики, связанные с походом в детский сад, чаще всего имеют характер манипуляции: ребенок очень надеется, что таким образом сумеет «победить» вас и садик наконец будет отменен.

Дайте ему понять, что вы не боитесь его истерики и не будете выполнять его требований лишь потому, что он лежит на полу и производит весьма неприятные звуки. Ребенок должен видеть, что вы не злитесь на него, не обвиняете и не собираетесь наказывать, но не намерены поддаваться. Ваша спокойная и дружелюбная настойчивость и последовательность станут залогом того, что «показательные выступления» очень скоро останутся в прошлом.

Во время истерики не бросайте ребенка одного. Поверьте, ему было бы очень страшно остаться наедине со своими неуправляемыми эмоциями. Если вы чувствуете, что теперь уже вам трудно справляться с собой, можно выйти на несколько минут, но при этом обязательно скажите малышу, что вы сейчас вернетесь!

Выработайте и обсудите с ребенком правила поведения во время вспышек. Например: он может кричать, падать на кровать или топать ногами, но нельзя швыряться вещами, кусаться и царапаться, плеваться и визжать родителям в ухо. Поверьте, несмотря на всю бурность и вроде бы неконтролируемость происходящего, малыши довольно быстро усваивают такие правила. Нужно иметь про запас и какие-то меры пресечения на тот случай, если ребенок все-таки преступает черту. Вы можете ласково, но твердо взять его на плечи, сжать ему руки или ноги и сказать: «Стоп. Драться нельзя, это не по правилам. Я помогу тебе остановиться». Если во время истерики ребенок расшвырял игрушки или одежду, он должен потом собрать их и сложить на место сам. Объясняйте ребенку, что с ним происходит: «Это вспышка. Ты вышел из себя, потому что не хочешь идти в детский сад и расставаться со мной. Но ты можешь остановиться, а я тебе помогу. В садик идти все равно надо, но когда я тебя заберу, мы сможем вместе погулять побольше (или еще что-нибудь привлекательное и утешительное для ребенка)». После завершения бури обязательно «опустите» занавес: возьмите малыша на руки, обнимите и приласкайте его, пообещайте друг другу жить мирно и дружно. Никогда не попрекайте ребенка его вспышками!

Напротив, малыш быстрее перерастет такой способ реагирования, если после вспышек вы будете хвалить его, отмечая его успехи: «Молодец! Ты был очень рассержен, но помнил, что драться и царапаться нельзя!» или «Ты уже большой мальчик! Как здорово, что ты не разбросал игрушки, когда сердился!».

ИТАК, если ребенок впадает в истерику: 

* Не отменяйте немедленно своих решений

* Не берите ребенка насильно на руки

* Не старайтесь поднять ребенка с пола

* Не оставляйте ребенка одного

* Следите за своим эмоциональным состоянием

* Переключите внимание ребенка

Причины, по которым малыш не хочет ходить в сад в 2 и 3 года — таблица

2 года3 года
Топ-11 способов увести ребенка с прогулки без истерики

Малыш боится смены окружающей обстановки и режима.

Когда малышу еще нет трех лет, ему крайне необходимо внимательное отношение мамы. Кроха из привычной для него домашней среды, где любимая мама всегда рядом, попадает в чужой мир, где все абсолютно люди для него незнакомы, пусть даже они относятся к нему положительно.

Малютке приходится принимать правила распорядка дня, которые могут отличаться от тех, что у него были дома

Также важно учитывать необходимость дисциплины, которая была не так категорична у мамы. Нарушение личного пространства и режима дня провоцирует появление истерик. Негативный опыт первого посещения детского садика

Негативный опыт первого посещения детского садика.

Часто именно этот отрицательный опыт дает категорический отказ ребенка от дальнейшего посещения ДОУ.

Ребенок психически не готов к детскому саду.

Решить эту причину бывает сложнее всего. Истоки ее могут крыться в особенностях развития каждого малыша. Порой первоисточник этой проблемы – нехватка эмоционального общения с мамой.

Переизбыток впечатлений.

Эмоций, переполняющих кроху в садике, бывает столь много, что малыш может просто устать и переутомиться. В связи с этим появляются неожиданные капризы, слезы, нервы.

Негативное отношение к ребенку персонала.

Это не всегда имеет место, но исключать такое условие не стоит.

Топ-11 способов увести ребенка с прогулки без истерики

4 правила примерного родителя

Чтобы спокойно увести сына или дочь с прогулки придется проявить изобретательность.  Однако существует четыре базовых и простых правила из детской психологии, которые помогут договориться с ребенком:

  1. Дайте доиграть.

Вспомните себя на рабочем месте. Вы не пойдете пить кофе с коллегой или не уйдете домой, пока не закончите то, что нужно сделать. Вот и ребенок не хочет уходить, потому что ему нужно достроить башенку или доиграть в прятки, это — его потребность.

Необходимо тактично предупредить малыша, что пора уходить, вовремя взять его за руку и увести домой. Обязательно сделайте комплимент о том, какая красивая башня получилась, как ловко ребенок убегал, прятался.

  1. Договоритесь на последние пять минут или последние пять раз.

Не все дети раннего возраста хорошо ориентируются во времени. Потому нужно выбрать тот вариант, который понятнее вашему малышу.

Как это можно сказать: «Маша, нам пора уходить. Еще пять минуток и домой. Иди пробегись еще кружок», «Петя, нам нужно идти домой, давай ты еще пять раз съедешь с горки, и пойдем».

  1. Уходите играючи.

Важно! Уход с детской площадки не должен быть резким. Переведите одну игру в другую

Предложите ребенку попрощаться с песочницей, игрушками, фигурками, другими детками.

Пообещайте живым и неживым обитателям детского городка, что вы сюда еще вернетесь. И играючи идите домой: играйте в догонялки, в прятки. Но заранее договоритесь, что после того, как вы найдете или догоните непоседу, то пойдете прямиком домой.

  1. Держите свое слово.

Сказали, что ребенок получит сладость — купили. Сказали, что осталось пять минут или пять прыжков на батуте — никаких уступок, несмотря на торги или капризы маленького оппонента.

Это поможет приучить ребенка к дисциплине, укрепит родительский авторитет, упростит уходы с прогулок. В противном случае истерики не прекратятся, а ребенок научится манипулировать родителями.

Как поддерживать свой авторитет, и быть лидером для ребенка в важных вопросах, смотрите в интернет-семинаре Мама — главная>>>

Семейные ритуалы важны для психологического здоровья ребенка, сплочения мамы и малыша. Почему бы не превратить уход с улицы в веселый ритуал из игр?

Вот вы прощаетесь с песочницей, а вот бежите по тротуару, а вот ребенок, как обычно, сам открывает домофон, вызывает лифт, открывает квартиру.

Важно! Не забываем до этого напоминать, что лифт, ключ, домашний питомец, игрушки соскучились по своему маленькому другу

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий