Как найти баланс критики и похвалы
- Всегда анализируйте факты. Оценить успеет общество, а родитель может понять причины и следствия.
- Чувство вины и гордыня формируются быстро. Прежде чем выразить своё мнение, спросите, как к этому относится сам подросток.
- Следите за режимом, обнимайте ребёнка, говорите с ним и уважайте его. Спокойный ребёнок не сходит сума от похвалы и не падает в обморок от критики.
- Младших подростков хвалим за хорошее. Старшим даём конструктивную критику их поступкам.
- Похвалите и раскритикуйте для начала себя за свои родительские действия и воспитательские приёмы, проанализируйте, что вам узнать было бы приятно, а за что стыдно. Ребёнку так же.
Иногда, достаточно взгляда, чтобы понять, осилит ли сейчас ребёнок серьёзный разговор, или, возможно, его грустный вздох скажет больше
Важно помнить, что вы не любите больше, когда хвалите и не любите меньше, когда критикуете. Это важно доносить в ваших словах и действиях.
Есть еще несколько нюансов того, как правильно хвалить ребенка:
1. Похвала должна следовать сразу за поведением
Например, нет смысла говорить за ужином: «Степа, ты здорово собрался в школу сегодня утром». Это не повлияет на изменение поведения. Нам нужна похвала непосредственно после сборов в школу.
2
Кроме того, важно хвалить даже за небольшие изменения в поведении. Вы можете хотеть, чтобы ребенок выполнял работу по дому в течении часа каждый день. Однако, в начале важно хвалить ребенка даже за небольшие изменения
И, конечно, после того, как вы убедились, что дело выполнено
Однако, в начале важно хвалить ребенка даже за небольшие изменения. И, конечно, после того, как вы убедились, что дело выполнено. Вы можете хотеть, чтобы ребенок выполнял работу по дому в течении часа каждый день
Вы можете хотеть, чтобы ребенок выполнял работу по дому в течении часа каждый день
Однако, в начале важно хвалить ребенка даже за небольшие изменения. И, конечно, после того, как вы убедились, что дело выполнено
3. То, что сказано, действительно должно иметь значение
Важно внимательно следить за тем, чтобы избегать пустых похвал. Нет смысла просто говорить: «Отлично. Замечательно
Молодец». Это формально. Нет ничего плохого в этих словах. Но они не помогут изменить поведение
Замечательно. Молодец». Это формально. Нет ничего плохого в этих словах. Но они не помогут изменить поведение.
4. Не хвалите человека
Важно хвалить только поведение
Можно говорить или подразумевать: «ты хороший мальчик» в любом случае независимо от твоего поведения. Поведение и поступки могут быть плохими и хорошими, а человек ты всегда хороший.
5. Не говорите, что ваша любовь или симпатия зависит от поведения:
«Мама и папа действительно любят тебя, когда ты делаешь Х». Не делайте этого.
Важно, чтобы ребенок знал: «Мама и папа действительно любят тебя, что бы ты ни делал»
6. Не говорите: «Ты делаешь маму и папу счастливыми, когда делаешь это»
Нет. Есть смысл хвалить только поведение, не ставя глобально от него в зависимость счастье и здоровье самого родителя.
7
И, возможно, самое важное: не добавляйте ложку дегтя к бочке меда. Например: «Отлично! Ты подобрал свои игрушки так, как я просил. Прекрасно!»
Вы погладили ребенка. Теперь ложка дегтя: «Почему ты не можешь всегда быть таким? Почему ты не можешь делать это так, как всегда делает твоя сестра? Почему я должна каждый раз тебя пилить, чтобы получить такое поведение?» Эти слова подрывают эффект похвалы
Прекрасно!». Вы погладили ребенка. Теперь ложка дегтя: «Почему ты не можешь всегда быть таким? Почему ты не можешь делать это так, как всегда делает твоя сестра? Почему я должна каждый раз тебя пилить, чтобы получить такое поведение?» Эти слова подрывают эффект похвалы
Например: «Отлично! Ты подобрал свои игрушки так, как я просил. Прекрасно!». Вы погладили ребенка. Теперь ложка дегтя: «Почему ты не можешь всегда быть таким? Почему ты не можешь делать это так, как всегда делает твоя сестра? Почему я должна каждый раз тебя пилить, чтобы получить такое поведение?» Эти слова подрывают эффект похвалы.
Суммируйте и перечисляйте то, что вы видите
Трехлетний малыш прибежал к вам и несмело протягивает рисунок. Синяя клякса на маленьких зеленых ножках, тут и там пятна поменьше, желтого цвета. Пока вы прикидываете, что это могло бы быть, ребенок ждет вашей оценки.
Многие родители сразу же отмахиваются фразой: «Да, красиво, молодец». Но малыш ждет от вас не этих слов.
Также вы можете ответить: «Что-то странное… Бегемот? Что-то не похож, давай, я покажу тебе, как его надо рисовать». Но и такой вариант станет ошибочным. Чужой штамп заменит собственное видение малыша.
Итак, как же быть? Ребенок все еще стоит и с волнением ждет от вас реакции.
Возьмите рисунок и внимательно рассмотрите его, а потом с одобрением в голосе произнесите: «Ты нарисовал что-то большое и синее… я вижу маленькие зеленые ножки… и желтые точки. А здесь еще осталось пустое место…»
Перечисляя детали, вы тем самым проявляете к ним интерес, а не оцениваете работу — что хорошо. Вы отмечаете то, что малыш потрудился, а не то, как он это сделал. Как правило, такой подход сразу же налаживает верный контакт — ребенок, подхватывая слова взрослого, с энтузиазмом продолжает сам: «Это бегемот! Я сначала хотел нарисовать слона, но у меня не получилось. Вот тут желтое — это цветы. А тут будет еще дерево, сейчас нарисую…»
Вы почувствуете, как меняется настроение малыша. Теперь ребенок включился в общение, он больше не подвержен авторитетному мнению и способен сам оценить свою работу. А ведь в самом начале он еще зависел от вашей оценки. Но в ходе разговора малыш получил желаемое одобрение и почувствовал неподдельный интерес к своему занятию.
Приведем примеры суммарной оценки деятельности:
«Я сразу поняла, что ты репетировала. Твои пальцы помнят все произведение до последней ноты. Я бы назвала это упорством».
«Я заметила, что ты оставил последний кусок торта своей сестренке. Вот это сила воли! Я рада, что ты подумал о Марусе».
Можно ли перехвалить и почему этого нельзя делать
Как перехвалить ребенка? Если он часто слышит слова одобрения в свой адрес, независимо от действий, то со временем перестанет их ценить. А всвкоре и вовсе засомневается в своих способностях. Неужели он и правда настолько хорош? Если он не будет слышать привычную похвалу, то усомнится в правильности своих поступков.
Излишняя похвала давит на ребенка. Он старается делать все идеально, иначе, на него не обратят внимания, и перестанут хвалить. Также воспитанник может врать или преувеличивать свои достижения.
Это выставляет неправильные приоритеты в жизни
Он будет что-либо делать не ради саморазвития и успеха, а только чтобы услышать приятные слова, и завоевать внимание родителей
Узнайте 10 типичных ошибок в воспитании, которые дорого обходятся.
Как правильно хвалить ребенка (или 101 фраза, как похвалить малыша)
Сегодня мы хотим поговорить по похвале в жизни ребенка. Это очень важный аспект в воспитании, который отлично стимулирует ребенка к познаванию чего-то нового. Хвалить нужно! Научился самостоятельно кататься на велосипеде, плавать, прочитал первую книгу самостоятельно, а может, только сейчас делал первый свой шаг
Не важно сколько вашему чаду лет. Год, два, десять или шестнадцать
Не жалейте слов, похвалите ребенка. И вы увидите, на что еще способен ваш самый родной человечек. Портал «Любопышка» подготовил для вас фразы-инструкции, которые помогут вам в воспитании вашего ребенка. Наверное, некоторые из них вы используете. Но мы уверены, что-нибудь новенькое или позабытое старое вы обязательно найдете.
Потрясающе!
Остроумно!
Безупречная работа!
То, что надо!
Неплохо!
Чудесно!
Изумительно!
Потрудился на совесть!
Хорошо организовано!
Это лучше, чем когда-либо!
Молодец!
Хорошо придумано!
Ты преуспеваешь!
Восхитительно!
Хорошо делаешь!
Это внушительно!
Невероятно!
Отлично!
Превосходно!
Прекрасно!
Поразительно!
Эффектно!
Хороший ответ!
Ты это заслужил!
Это воля божья!
Оригинально!
В следующий раз будет лучше!
Видишь, какие у тебя способности!
Трудящийся не будет постыжен!
Ну, это событие!
Я знала, что ты можешь это сделать!
Хорошо получается!
Сегодня намного лучше!
Видишь, ты сам справился!
Ты умеешь работать головой!
Сразу видно, что ты хорошо подготовился!
Ты выполняешь задание, просто играя!
Ты на правильно пути!
Это на высшем уровне!
Здорово! С тебя можно брать пример!
Какой прогресс!
Это мне нравится!
Необыкновенно!
Блестяще!
Этим можно гордиться!
Замечательно!
Красота!
Нет слов, чтобы оценить твою работу!
В этом есть своя «изюминка»!
Ты настоящий мастер!
Это гениально!
Ты творчески подошел!
У тебя светлая голова!
На такое приятно смотреть!
Очаровательно!
Сразу видно, что ты умеешь думать!
Разумный ответ!
Стоящая работа!
Это достойно похвалы!
Твои родители могут гордиться тобой!
Захватывающе!
Чувствуется твоя проницательность!
Считай, что ты преодолел новую высоту!
Ты доказал, что хорошо мыслишь!
Радуюсь, глядя на тебя!
Вот таким будь каждый день!
Сложная работа, но ты выполнил ее отлично!
Ты обладаешь необыкновенной трудоспособностью!
В тебе есть трудолюбие!
Ты потрудился даже больше, чем требовалось!
Превосходно выполнено!
Замечательно придумано!
Талант родился!
Если хочешь – можешь!
Просто чудесно!
Великолепно!
Это — победа!
Это – настоящая находка!
Мировой стандарт!
Верно!
Просто прелесть!
Умница!
Это просто удивительная работа!
Так держать!
Лучшего и желать нельзя!
Ты на пути к успеху!
Не работа, а загляденье!
Сильно!
Рожден летать!
Это твое высшее достижение!
Браво!
Ты лучший!
Здорово!
Замечательно
Супер!
Я хочу, чтобы ты меня научил делать так же. Научишь?
С каждым днем у тебя получается все лучше и лучше!
Ты на правильном пути!
Еще лучше!
Просто идеально!
Ты меня порадовал!
Нравится
SocButtons v1.4
Нужно ли это ребенку
Детям нужна похвала хотя бы потому, что это помогает им понять правильно он делает или нет. Например, мама говорит ребенку: «так делать нельзя, это неправильно, ай-ай». И малыш понимает свою ошибку. Иногда не сразу и одной фразы недостаточно. Но похвала помогает понять ребенку как исправить свое поведение. Если, разрисовав обои мама ругается, то ребенку хочется найти выход из этой ситуации, он извинится перед мамой нарисовав рисунок на бумаге, а может и вовсе решит помочь маме убрать за собой. Тут то похвала и сделает свое дело.
После наказания нужно объяснить ребенку, что так делать нельзя, нужно сделать иначе. Например, не разбрасывать игрушки, а убирать их после игры в коробку. И когда отправляем ребенка (или он сам идет) делать уборку, используем похвалу: «Какой умничка! Помогает маме! Убирает сам!» Поощряя правильные действия, мы направляем ребенка на правильный путь.
В воспитании есть метод кнута и пряника. Именно этот метод помогает ориентироваться ребенку в нормах жизни в обществе. Ребенок начинает понимать, что плохо, а что хорошо. Именно одобрение родителей помогает им в этом.
Почему нужно хвалить ребенка
Надо ли хвалить детей? Конечно, ведь похвала родителей для малышей является сильнейшим показателем любви.
В воспитании детей обычно применяется метод «кнута и пряника», что помогает малышу адаптироваться в правилах жизни в социуме: как нужно себя вести, а какое поведение неприемлемо. Разобраться в этом ребёнку помогают родители, используя похвалу и порицание.
Похвала помогает крохе понять, насколько правильны его поведение и действия. Ведь если, к примеру, ребёнок раскидывает игрушки, и мама ему говорит, что так делать нехорошо, он осознает, что такое поведение неправильное. Затем у него возникает вопрос: «А как же правильно?» И здесь на помощь приходят взрослые, показывая, что игрушки нужно убрать на место. Когда ребенок начинает выполнять тоже самое, необходимо хвалить его, говорить, какой он молодец, как хорошо помогает маме. Возможно, малыш не сразу это поймет и родителям потребуется повторять это снова и снова. Похвала дает ребенку положительные эмоции, он начинает верить в себя и свои силы.
Ещё похвала полезна тем, что с ее помощью у детей появляется желание создавать, творить, действовать, добиваться целей, не бояться ошибок. Похвала и поощрения родителей создают крепкий фундамент под названием «я молодец». Таким образом, когда на жизненном пути будут встречаться злые люди, осуждать его, грубо отзываться или унижать, то он не станет сильно беспокоиться по этому поводу, зная, что это совсем не так.
Если малыш неуверенный, очень застенчивый, то он может стать объектом для насмешек и в детском коллективе. Похвала же взрослых поднимает самооценку, малыш становится более уверенным
Но в этом моменте важно не переусердствовать с похвалой, иначе, действительно, у малыша может появиться слишком высокое мнение о себе
Как правильно хвалить ребенка?
Многие родители мечутся из крайности в крайность. Кто-то постоянно хвалит детей, считая мелочь величайшим достижением, кто-то делает это очень редко, ведь во всем нужно знать меру. Дело в том, что дети, которых никогда не хвалят, очень сложно поддаются оценке собственных действий.
Как правильно хвалить ребенка:
- На начальном этапе, когда ребенок еще дошкольник, и ходит в детский сад, ему необходимо указывать, что хорошо, что плохо, стимулировать его развитие, выполнение домашней работы.
- Ребенок должен понимать, что какие-то действия нравятся родителям, кое-что делать нельзя. Именно для этих целей и придумана похвала.
- Конечно, не нужно по 100 раз хвалить ребенка за одно и то же достижение, особенно если оно касается рутинной домашней работы.
- За выполнение обязанностей хвалить не нужно, или делать это очень сдержанно.
Воспитание
Как часто и за что хвалить ребенка?
Хвалить ребенка за процесс лучше не после того как он закончил, а когда он как раз занимается. Т.е. если вы увидели, что ребенок делает что-то очень усердно и хорошо. Поощряйте его «здесь и сейчас». Эффект от похвалы только усилится.
Похвала так же зависит и от возраста малыша. Малышам (дошкольникам) нужна любая похвала, чтобы ему еще больше хотелось развиваться. А вот с детьми постарше посложнее, так как нужно учитывать некоторые особенности.
- Хвалите школьника за креатив, новые подходы к решению проблемы. Это поможет и замотивирует его искать и в следующий раз пути решения проблем. Похвала тут должна быть словно толчок для дальнейших действий.
- Чаще всего детей хвалят определенным образом, используя определенные фразы:
Умница! Ты – самая красивая, самая умная, самая талантливая) девочка в мире. Ты лучше всех делаешь аппликации (поешь, танцуешь).
И вроде бы прекрасная похвала, но есть в такой формулировке некоторая опасность, заключающееся в том, что оценивается личное качество ребенка, а не его действие. У ребенка может сегодня что-то получится очень хорошо, а завтра плохо. И будет сложно объяснить почему сегодня он не самый лучший. К формулировке «Ты – самый лучший» дети привыкают быстро и просто ждут ее от родителей, как что-то обязательное. А если его снова так не похвалить ребенок может обидеться.
К такой формулировке дети привыкают, и такие фразы для них уже звучат как стандарт. То есть, дети к похвале привыкают и ждут ее как реакцию родителей. А если не похвалить? Как он отреагирует? Обидится. Ведь до этого его все время хвалили.
Чем вредна неправильная похвала
- Привыкание к похвале
Подбадривая своего малыша и одобряя его действия постоянно, мы даем ребенку ориентир на то, что он самый лучший и все может. Ребенок ждет родительской реакции постоянно и их одобрения. Мало того это переходит и на других взрослых. Сложность заключается в том, что, когда ребенок становится взрослым он может все также зависеть от одобрения других и похвалы. Опасность заключается в том, что он может стать зависим от мнения других людей - Потеря интереса
Когда ребенок постоянно получает похвалу, он уже не пытается что-либо делать ради результата. Он это делает ради родительского «молодец». И свои лучшие качества он будет проявлять только ради хороших слов, а не потому что ему так хочется. Это обязательно оставит след на его будущем. - Манипулируя с помощью похвалы
Когда мы хвалим ребенка словами «молодец», «хорошо», мы оказываем ему значительную поддержку. Тем самым «подкрепляем действие». Некоторые пользуются таким методом, как «манипуляция похвалой». Ребенка хвалят за определенное поведение постоянно, навязывая ему тем самым свою волю. У ребенка закрепляется в сознании правильность его поступков. И вроде бы это действенный метод, но он не разумный для самого ребенка.
Неразумность метода состоит в том, что ребенка могут поругать за беготню, а за спокойное поведение хвалят. Чаще всего так и происходит. Но проблема в том, что у ребенка скапливается большое количество энергии и для него естественно желание резвиться. Но из-за наказаний мамы и папы, он мучительно терпит и сидит тихонько, лишь бы получить одобрение. При этом в его голове скрываются и накапливаются мысли о том, почему такие позитивные действия вызывают неодобрение у родителей. У него начинают просыпаться противоречия, а это может нанести вред психике.
- Больше не рад.
Некоторые родители могут спешить похвалить малыша. Каждый шаг ребенка не стоит нахваливать. Так как, таким образом, ребенок ориентируется на успех. Ведь малышу нужно пространство, чтобы самостоятельно радоваться за свои успехи. Поэтому не удивляйтесь, если вместо вопроса «я сделал это хорошо?», вы услышите – «я молодец?».
- Пропадает мотивация
Если ребенка постоянно нахваливать, у него в будущем появляются проблемы с мотивацией. Лучше хвалить за усилия, чем за то, что у него все получается. Сегодня все выйдет, завтра нет. Дети расслабляются, когда им говорят, что они делают что-то лучше других.
Как можно хвалить и как нельзя
Означает ли это, что похвала “устарела”? Вовсе нет. Однако не стоит пользоваться ею направо и налево. Ведь, назначая лекарство для больного, врач обязательно указывает время их приема, дозу, учитывает противопоказания, возможность аллергических реакций
Похвала – это тоже лекарство, причем сильнодействующее, и с ней нужно обращаться осторожно: оценивать, хвалить можно только поступки и дела ребенка, а не его самого
Вот пример, который показывает, как надо хвалить. Восьмилетний Андрей хорошо поработал в саду: собрал граблями листья, выбросил мусор, аккуратно сложил на место инструменты. Матери понравилась его работа, и она выразила свое одобрение сыну.
- Мать: В саду было так грязно… Я даже не думала, что можно все убрать за один день.
- Андрей: А я смог!
- Мать: Там было полно листьев и всякого мусора.
- Андрей: Я все убрал.
- Мать: Вот это работа!
- Андрей: Да, было нелегко.
- Мать: Сад теперь такой красивый, на него приятно посмотреть.
- Андрей: Стало чисто.
- Мать: Спасибо тебе, сынок.
- Андрей: (широко улыбаясь). Не за что.
Мать похвалила поступок Андрея, и мальчик почувствовал радость и гордость оттого, что он его совершил. В тот вечер он с большим нетерпением ждал, когда придет домой отец, чтобы показать ему чистый сад и снова почувствовать гордость за свою работу.
Если же похвала оценивает самого ребенка, а не его поступок, она только вредна. Например, такая:
- Ты чудесный сын.
- Ты настоящий мамин помощник.
- Что бы мама делала без тебя?
Такие комментарии вызовут лишь сомнения и тревогу; ребенок почувствует, что он далеко не такой “чудесный сын” и совсем не может быть этим образцовым сыном. Поэтому, не дожидаясь, что его “разоблачат”, он предпочтет немедленно облегчить свою совесть, сознавшись в каком-нибудь проступке.
Похвала так же бьет в глаза, как и яркое солнце, — и так же сильно слепит. Ребенку становится неловко, если его называют чудесным, милым, щедрым, скромным. Он чувствует, что должен опровергнуть эту похвалу, хотя бы частично. Нельзя заявить во всеуслышание: “Спасибо, я принимаю вашу похвалу”. Но и внутренний голос говорит ребенку, что нельзя честно сказать себе самому:
“Я просто чудесный: я и добрый, и сильный, и щедрый, и скромный”.
Ребенок не только опровергнет похвалу, но и подумает о тех, кто его хвалит, примерно так: “Если они так хорошо обо мне думают, значит, и сами немногого стоят!”
Советы психологов
Рассмотренные приемы, помогут родителям разобраться, как хвалить своего ребенка. Каждый родитель может использовать тот прием, который будет уместен в сложившейся ситуации. Но существует табу, которого должны придерживаться все взрослые, если хотят сделать похвалу действенным приемом в воспитании детей.
Какие «нельзя» должны учитываться в воспитании
- Нельзя использовать сравнение между ребятами.
- Нельзя ставить собственных детей выше остальных, говорить, что ребенок рисует или убирает лучше, чем его сверстник. Ведь в дальнейшей жизни чадо будет стремиться избежать сложных задач, чтобы не совершить ошибки, которые совершили его сверстники.
- Категорически нельзя сравнивать между собой детей одной семьи, сестер и братьев. Если старший ребенок легко воспринимал математику, то не нужно говорить младшему об этом. Возможно, что у него совершенно другие способности, ведь все дети не могут быть одинаковыми. Тем самым родители будут оказывать плохое влияние на обоих детей, у старшего будет неоправданно повышаться самооценка, а у младшего произойдет обратный эффект.
- Нельзя смешивать похвалу и критику. Иногда родители могут похвалить, а потом указать на совершенные ошибки и сообщить, где нужно было сделать лучше. Критику ребенок обязательно запомнит надолго, а от похвалы не останется следа.
- Нельзя ждать совершенства или идеального поведения от своего чада, чтобы затем не получать разочарование.
- Нельзя льстить или преувеличивать заслуги, главное выбрать правильный способ выражения одобрения. Поощрение должно быть наполнено искренностью.
- Нельзя перехваливать ребенка, у всего должны быть границы. Если чрезмерно захваливать дочь или сына, то дети не будут стремиться делать что-то хорошо, ведь будут уверены в очередной похвале от родителей.
- Нельзя вспоминать промахи, совершенные в прошлом.
Важно! Дети, которые постоянно ощущают родительскую поддержку, обретают уверенность в собственных силах, могут раскрыть свои таланты и способности
Причем поощрять нужно правильно и грамотно, обращать внимание на небольшие успехи, показывать оценку действиям
Рекомендации родителям
Так нужно ли хвалить детей? Может вообще ничего не говорить, как утверждала Мария Монтессори. По мнению итальянского психолога, ребята, в принципе, не нуждаются в похвале. Дети стремятся к познанию мира и созданию нового, поэтому положительные слова не влияют на их потребности. В некоторых детских учреждениях принципиально не поощряют детей, ведь они привыкают к этому, и не в состоянии оценить собственные результаты и достижения. Ребенок может самостоятельно себя проверять, сверять с образцами, чтобы избавиться от сомнений в правильности выполненного поручения. Преподаватели полностью исключают выражение оценки деятельности ребенка.
Можно продемонстрировать собственное присутствие только взглядом или жестом
В некоторых ситуациях ребятам просто требуется понимание, что родители видят их деятельность, они не испытывают потребности в произнесении слов
Главное — мама и папа одобряют его действия.
Можно сообщить малышу, что папа обращает внимание на его деятельность, мама хвалит ребенка за красивые цветы на рисунке. Главное, детям требуется понимать, что родители видят их достижения и старания.
Можно поинтересоваться у чада, что он сам думает о собственном рисунке или выполнении домашнего задания
Вопросы помогут малышу размышлять о собственном труде, правильно оценить ситуацию и конечный результат работы.
Похвалу нужно выражать при помощи собственных чувств и ощущений
Нужно при похвале выразить собственное отношение к труду малыша, не стоит использовать безличные формы положительной окраски, например: «хорошо-хорошо, иди поиграй».
Важно показывать одобрение стараниям и усилиям детей, а не обращать внимание только на итоговый результат. Необходимо оценивать старания, так чадо увидит, что мама оценила его действия и поняла, что ему непросто совершить определенный поступок.
Можно разными способами выражать родительское одобрение действиям малыша, не стоит мыслить строго по стандартам
Естественно, родителям следует говорить слова: «Молодец, хорошо, прекрасно»
Ведь все это показывает исключительно положительные эмоции, не стоит их сдерживать. Однако необходимо расширять диапазон хороших слов, адресованных малышу, а также обязательно сообщать малышу о своей любви и чувствах
Естественно, родителям следует говорить слова: «Молодец, хорошо, прекрасно». Ведь все это показывает исключительно положительные эмоции, не стоит их сдерживать. Однако необходимо расширять диапазон хороших слов, адресованных малышу, а также обязательно сообщать малышу о своей любви и чувствах.
Как часто хвалить?
Похвалы должно быть в меру. Ее не должно быть много, но и не должно быть мало. И она должна быть уместна.
Многие склонны полагать, что частая похвала побуждает ребенка к стремлению сделать что-то еще лучше. На самом деле частая похвала может вызвать обратную реакцию. Дети будут подсознательно нуждаться в постоянной похвале. У них возникнет зависимость от этого. Им захочется, чтобы хвалили каждое действие.
Как говорят психологи, став взрослыми, захваленные дети будут ждать, когда их погладят по головке за выполненную работу. Они не будут адекватно реагировать на критику, ведь они с детства приучены на каждом шагу слышать: «Какой ты молодец!».
Хвалим ребенка правильно
Итак, похвала, что бы там ни говорили, необходима и родителям, и малышу. Поговорим, как это делать правильно. Да-да, здесь вполне можно наделать кучу родительских ошибок, так что похвала в конечном итоге принесет малышу не пользу, а вред. Поэтому, хваля своего сынишку или дочурку, необходимо помнить о некоторых правилах.
Похвала должна быть конкретной. Точнее говоря, за какое-то конкретное дело, выполненное ребенком, а не «вообще» и не «на всякий случай». При этом малышу следует объяснить, что именно он сделал хорошо и за что именно мама или папа его хвалят.
При этом за какое-то элементарное действие, которое дается малышу легко, хвалить необязательно. А вот если крохе пришлось потрудиться, проявить усердие и старание, тогда похвала придется кстати. В следующий раз ребенок ту же или другую работу будет стараться выполнить еще лучше. Поэтому, похвалив ребенка, в следующий раз правильным будет поручить малышу более сложную работу и сказать, что мама с папой уверены, что он выполнит ее хорошо. Это придаст ему уверенности в своих силах и возможностях, а, следовательно, порученная работа и впрямь будет выполнена со старанием.
За повседневные, рутинные действия (например, за уборку игрушек, самостоятельное умывание и т. д.) хвалить не надо. Ребенок должен понимать, что это – его нормальная, повседневная обязанность. Иначе может так случиться, что малыш станет ожидать родительской похвалы и одобрения за каждый свой шаг и каждое свое действие и в результате вырастет инфантильным и неспособным к самостоятельности. Хвалить нужно своевременно, а не через день или через два после выполненной ребенком работы. Иначе весь назидательный и воспитательный смысл похвалы утрачивается. Поощряя малыша за какое-то действие, ни в коем случае не следует сравнивать его с другими детьми – ни в положительном, ни в отрицательном смысле. Если сказать, что, к примеру, его рисунок лучше, чем у братика или соседской Машеньки, ребенок может начать гордиться и ощущать свое превосходство над другими детьми. Это далеко не самые лучшие человеческие чувства, поэтому следует оберегать от них малыша. А если ему сказать, что он рисует плохо, а другие дети – лучше, то это почти наверняка вселит в кроху чувство неуверенности в себе и зависти к другим детям. Что, конечно же, тоже нехорошо.
Похвалив ребенка, нужно обнять его и поцеловать. Это убедит кроху, что родительская похвала – искренняя. А коль так, то и в дальнейшем все порученные ему дела ребенок будет выполнять с охотой и радостью. Разумеется, похвала должна быть искренней. Любую фальшь со стороны взрослых дети чувствуют очень хорошо. И потому если в этом деле сфальшивить, вряд ли малышу в следующий раз захочется что-нибудь делать со старанием. В результате из него вырастет безынициативная и нетворческая личность. Если, по мнению родителей, хвалить малыша особо не за что, все равно это нужно делать
Ведь выполняя какую-то работу, он старался! А то, что она не слишком получилась – неважно. Мало у кого работа получается хорошо с первого раза – даже у взрослых
Ничего, в следующий раз получится обязательно! А в данном случае старания важнее, чем результат. Разумеется, хваля ребенка, нужно учитывать его возраст. В самом деле: смешно хвалить 7-летнего малыша, если он самостоятельно умылся. А вот если он помог маме убраться в квартире или прибить папе полочку, тогда другое дело. Это уже будет правильная похвала, соответствующая возрасту ребенка.