1.2. Направление ветра
Направление ветра в метеорологии – направление, откуда он дует. Его можно указать, назвав точку горизонта, откуда дует ветер (т.е. румб) либо угол, который образует горизонтальный вектор скорости ветра с меридианом (т.е. азимут).
Направление ветра в высоких слоях атмосферы указывается в градусах, а в приземных – в румбах горизонта (рисунок 54). При наблюдениях направление ветра определяют по 16 румбам, но при обработке обычно результаты наблюдений сводят к 8 румбам.
Рисунок 54 – Румбы горизонта
Основные румбы (8): север, северо-восток, восток, юго-восток, юг, юго-запад, запад, северо-запад. Промежуточные румбы (8): северо-северо-восток, восток-северо-восток, восток-юго-восток, юго-юго-восток, юго-юго-запад, запад-юго-запад, северо-северо-запад.
Международные названия румбов: север – N – норд; восток – Е – ост; юг – S – зюйд; запад – W – вест.
В некоторых местах ветры носят собственные имена по стороне, откуда они дуют. Пример: русский ветер – ветер из центральных областей Европейской России, на севере Европейской России – это южный ветер, в Сибири – западный, в Румынии – северо-восточный. В Прикаспии северный ветер называют Иван, а южный – Магомет.
Направление ветра определяется при помощи флюгера1(от голл.vleugel – крыло) – одного из старейших метеоприборов. Флюгер состоит из флюгарки и креста румбов. На метеостанциях часто устанавливают флюгер Вильда2. Состоит он из металлического флажка, вращающегося вокруг вертикальной оси над крестом румбов, и доски Вильда. В анемографах применяется колесо Салейрона – 2 мельнички, закрепленные на подвижной оси, и стрелка, указывающая направление ветра.
Так же как и для скорости, различают мгновенное и сглаженное направление ветра. Мгновенные направления ветра значительно колеблются около некоторого среднего (сглаженного) направления, которое определяется при наблюдениях по флюгеру. Однако и сглаженное направление ветра в каждом месте Земли непрерывно меняется, в различных местах в одно и то же время оно также различно. В одних местах ветры различных направлений имеют за длительное время почти равную повторяемость, в других – хорошо выраженное преобладание одних направлений ветра над другими в течение всего сезона или года. Это зависит от условий общей циркуляции атмосферы и отчасти от местных топографических условий.
При климатологической обработке наблюдений за ветром можно для каждого данного пункта построить диаграмму, представляющую собой распределение повторяемости направлений ветра по основным румбам, в виде так называемой розы ветров (рисунок 55).
Рисунок 55 – Повторяемость направления ветра в г. Бресте, % (роза ветров)
От начала полярных координат откладываются направления по румбам горизонта(8 или 16) отрезками, длины которых пропорциональны повторяемости ветров данного направления. Концы отрезков можно соединить ломаной линией. Повторяемость штилей указывается числом в центре диаграммы (в начале координат). Если от центра диаграммы отложить отрезки, пропорциональные средней скорости ветра, то получим розу средних скоростей ветра. При построении розы ветров можно учесть одновременно 2 параметра (перемножив повторяемость направлений ветра и среднюю скорость ветра по каждому направлению). Такая диаграмма будет отражать количество воздуха, переносимого ветрами разного направления.
Для представления на климатических картах направление ветра обобщают разными способами:
можно нанести на карту в разных местах розы ветров;
можно определить равнодействующую всех скоростей ветра (рассматриваемых как векторы) в данном месте за тот или иной календарный месяц в течение многолетнего периода и затем взять направление этой равнодействующей в качестве среднего направления ветра;
наносят преобладающее направление ветра. Для этого определяется квадрат с наибольшей повторяемостью, средняя линия квадрата и есть преобладающее направление.
Когда приходят гости
Маленькие гости всегда ведут себя стеснительно в новой обстановке. Кто-то из друзей именинника приходит с родителями, кто-то без. Это зависит от договоренности взрослых. Чтобы дети не пугались новой обстановки и чувствовали себя раскованными с ними стоит побеседовать на отвлеченные темы, что-то спросить, рассказать. Ребенок должен почувствовать себя взрослым и значимым.
Не исключено, что не все дети будут знакомы между собой. Именинник должен будет обязательно всех представить друг другу. После знакомства можно садиться за стол. Только когда друзья пообщаются, привыкнут к компании, поедят угощения, можно приступать к развлечениям.
Для детей 7 лет и старше проводить веселые конкурсы очень просто. Они уже знают, как надо себя вести, но в тоже время открыты и непосредственны. Школьники быстро понимают правила соревнований и активно принимают в них участие.
Интересные викторины для детей.
Значение ветров
Выяснив, почему ветры дуют, следует сказать о том, какое воздействие они оказывают на жизнь на Земле. Ветер имеет большое значение для человеческой цивилизации. Вихревые потоки вдохновляли людей на создание мифологических произведений, расширяли торговый и культурный диапазон, воздействовали на исторические явления. Ветры также выступали в качестве поставщиков энергии для разных механизмов и агрегатов. За счет движения потоков воздуха получили возможность преодолевать значительные расстояния по океанам и морям, а воздушные шары — по небу. Для современных летательных аппаратов ветры имеют большое практическое значение — они позволяют экономить топливо и увеличивать Но следует сказать, что воздушные потоки могут приносить и вред человеку. Так, например, из-за градиентных колебаний ветра может быть потерян контроль над управлением самолета. В небольших водоемах быстрые воздушные потоки и вызванные ими волны могут разрушить постройки. Во многих случаях ветры способствуют увеличению масштаба пожара. В целом, явления, связанные с образованием воздушных потоков, различными способами воздействуют на живую природу.
Классификация ветров
Сильные ветры, которые имеют среднюю продолжительность (одна минута) – это шквалы. Существуют такие виды ветров:
- Бриз – тёплый ветер возле моря, где можно наблюдать легкий ветер, дующий на побережье. Направление ветра изменяется на протяжении суток дважды. Дневной (или морской) зачастую дул с моря на берег, ночной (или береговой) – наоборот. Скорость бриза обычно составляет от 1 до 5 м/с;
- Буря – чрезвычайно сильный ветер, скорость которого составляет от 16 до 20 м/с (в том числе и песчаные бури).
- Шторм – возникает во время циклона, скорость – от 15 до 32 м/с;
- Ураган – очень сильная буря, которую вызвали двигающие в разных направлениях на огромной скорости воздушные массы, скорость которых – от 32 м/с;
- Тайфун – ураган огромной разрушительной силы, который дул и дует в основном возле восточного побережья Азии, на Дальнем Востоке, а также западной части Тихого океана.
Порывы ветра – это кратковременные (несколько секунд) и сильные (несколько часов и даже месяцев) перемещения воздушных масс. Например, для тропического климата выделяют следующие типы ветров:
- Муссоны – ветра, характерны в основном для тропических областей, дуют несколько месяцев, иногда изменяя направление ветра. Летом – с океана на сушу, зимой – наоборот. При этом летом муссоны характеризует повышенная влажность.
- Пассаты – такой ветер обычно дул и дует в тропических широтах на протяжении целого года, в Северном полушарии – с северо-восточного направления, в Южном – с юго-восточного. Друг от друга их отделяет безветренная полоса.
Из-за постоянного изменения давления направление ветра постоянно меняется. Но в любом случае ветер всегда перемещается из области высокого давления в область низкого.
Почему дует ветер?
Обратите внимание, что если открыть окно в теплой комнате, то воздух из улицы попадет прямиком в комнату. А все потому, что движение воздуха образуется тогда, когда температура в помещениях отличается. Холодный воздух стремится перекрыть теплый, и наоборот
Отсюда и возникает понятие ветер. Наше Солнце нагревает воздушную оболочку Земли, из которых часть солнечных лучей попадает на поверхность. Таким образом нагревается все земное пространство почва, моря и океаны, горы и скалы. Суша нагревается очень быстро, в то время как водная поверхность Земли остается еще холодной. Таким образом, теплый воздух с суши поднимается вверх, а холодный воздух с морей и океанов занимает его место
Холодный воздух стремится перекрыть теплый, и наоборот. Отсюда и возникает понятие ветер. Наше Солнце нагревает воздушную оболочку Земли, из которых часть солнечных лучей попадает на поверхность. Таким образом нагревается все земное пространство почва, моря и океаны, горы и скалы. Суша нагревается очень быстро, в то время как водная поверхность Земли остается еще холодной. Таким образом, теплый воздух с суши поднимается вверх, а холодный воздух с морей и океанов занимает его место.
Как образуется ветер?
Основная причина образования ветра – неравномерное распределение атмосферного давления. Солнечные лучи, достигая поверхности Земли, нагревают океан и сушу. При этом температура в разных уголках нашей планеты возрастает неравномерно.
Образование ветра
Например, сильнее всего нагревается зона экватора и соответствующие пояса. Температура океанических вод повышается менее интенсивно, чем температура суши, однако водные массивы дольше удерживают тепло.
Таким образом, воздушные массы тоже нагреваются неравномерно. Образуются зоны с разным давлением, вследствие чего происходит воздушная циркуляция. Так, нагретые потоки (восходящие) из зоны низкого давления устремляются вверх. Тем временем, остывший воздух (нисходящие потоки) опускается вниз и устремляется в область низкого давления.
Атмосфера Земли не останавливается ни на секунду. Процесс воздушной циркуляции носит глобальный характер. Когда массивные потоки теплого и холодного воздуха сталкиваются, возникают различные по интенсивности ветры.
Загадки о предметах в доме
Ходит, ходит, а в избу не заходит.
Пройдется за день раз по двести, Хотя всегда стоит на месте.
Замок
Черненькая собачка Свернувшись лежит: Не лает, не кусает, А в дом не пускает.
Из меня берут порою Речки свой исток, А в руках твоих открою Я любой замок.
Я весь из железа, Я в щелку залез. Ты в дом ни за что Не войдешь без меня.
Хвост во дворе, Нос в конуре. Кто хвост повернет, Тот и в дом войдет.
С короткой бородкой, С дырой посередке, Лежу я тихонько, В кармане звеня.
Я в дверях, я в замке, Я и в нотной строке, Я и гайку отверну, Я могу, если хочу, Телеграмму передать И загадку разгадать.
Без шофера, без колес, А домой меня привез.
Прокатил меня почти До дверей квартиры. Управляли им в пути Сами пассажиры.
Окно, окна
Не на полу, не на полке, И в дом глядит, и на улицу.
Межи деревянные, А поля стеклянные.
Много соседей рядом живут, А никогда не видятся.
Под окошком гармонь, Горяча, как огонь.
Растянулась, как гармошка, Чудо-печка под окошком.
Мойдодыру я родня, Отверни скорей меня: И холодною водою Живо я тебя умою.
Стоит изба из кирпича, То холодна, то горяча.
Видит пламя народ, А тушить не идет.
На крыше нашей гном сидит И небо каждый день коптит.
Сидит на крыше всех выше, Дымом дышит.
Жевать не жую, а все пожираю.
Что, дотронувшись едва, Превращает в дым дрова?
Сколько бы ни ел, Никогда сыт не бывает.
Спички
Домик маленький, а жителей много.
Это тесный-тесный дом. Сто сестричек жмутся в нём. И любая из сестёр Может вспыхнуть, как костёр.
В чисто убранной светличке Дремлют сёстры-невелички, Эти сестры весь денек Добывают огонёк.
Родился я в печке, Завился в колечки, Сплясал трепака И ушел в облака.
Я мохнатый, я кудлатый, Я зимой над каждой хатой, Над пожаром и заводом, Над костром и пароходом, Но нигде, нигде меня Не бывает без огня.
Без рук, без ног, А на хату забрался.
Отец горяч и красен, Бывает он опасен. А сын взовьется птицей, К отцу не возвратится.
Лазил в печку я за кладом, Мне его для поля надо. Что же печка мне дала? Как зовётся клад.
Таять может, да не мед, Не фонарь, а свет дает.
Голова огнем пылает, Тело тает и сгорает.
Она снаружи вроде груши, Висит без дела днем, А ночью освещает дом.
Солнце над потолком Светит поздно вечерком.
Электричество, электрический ток
Кто по проводам В дом приходит к нам? К дальним селам, городам Кто идёт по проводам? Светлое величество! Это.
По тропинкам я бегу, Без тропинки не могу. Где меня, ребята, нет, Не зажжется в доме свет.
Холодильник
Полюбуйся-посмотри: Полюс северный внутри! Там сверкает снег и лёд, Там сама зима живёт.
Стоит на кухне белый дом, Торжественный на вид. Как будто твёрдым молоком Со всех сторон покрыт.
Дед Мороз круглый год В белом домике живет. То притихнет и молчит, То проснётся и ворчит.
Отгадай скорей, дружок, Что за снежный теремок? Бережёт в жару для нас Молоко, сметану, квас.
Влез на стол он из-под лавки, Осмотрелся на подставке, Гибким хвостиком вильнул, Складки с галстука слизнул.
Пройдусь слегка горячим я, И гладкой станет простыня. Могу поправить недоделки И навести на брюках стрелки.
Пылесос
Есть у нас в квартире робот, У него огромный хобот. Любит робот чистоту И гудит, как лайнер «Ту».
Он охотно пыль вдыхает, Не болеет, не чихает.
Я вдыхаю много пыли, Чтобы вы здоровы были.
Верчусь весь век, а не человек.
Весь день усами шевелят И время узнавать велят.
Мы ходим ночью, ходим днём, Но никуда мы не уйдём.
Мы бьём исправно каждый час, А вы, друзья, не бейте нас!
Весь век идёт Еремушка: Ни сна ему, ни дремушки. Шагам он точный счёт ведёт, А с места всё же не сойдёт.
Стучит, бренчит, вертится, Никого не боится. Считает весь свой век, А всё не человек.
Ход занятия
Воспитатель. Ребята, закройте глаза и прислушайтесь. Что вы слышите? (ответы детей) А я слышу шелест и представляю, как по нашей группе летает легкий свежий ветерок. Слышите? Может, мы с вами превратимся в деревца и представим, что ветерок колышет наши веточки?
Дети выполняют физкультминутку.
Дует ветер нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветерок все тише — тише,
Деревцо все выше — выше.
Воспитатель. Посмотрите, ветерок побывал у нас в группе и что-то принес. Влетает воздушный шар.
Воспитатель: Что нам принёс ветерок? (воздушный шарик) А почему он называется воздушным?
Дети. Потому что в нем спрятался воздух.
Воспитатель. Интересно, кто это нам его отправил? Наверное, какой-то сказочный герой.
Раздается стук в дверь, воспитатель приносит игрушку Незнайка.
Незнайка
Привет, друзья, а это я — узнали, верно, вы меня? (Обращает внимание на воздушный шар) Ой, какой красивый шарик, мой любимый цвет! Где вы его взяли?. Воспитатель: Да мы и сами не знаем, откуда он прилетел
Воспитатель: Да мы и сами не знаем, откуда он прилетел.
Незнайка. А я, кажется, догадываюсь! Это мой друг Винни — Пух потерял, когда шел на день рождения к ослику ИА.
(Достает из кармана шарик). Он мне тоже подарил шарик, но он почему-то не летает, как ваш. Интересно, почему? (Обращается к детям)
Воспитатель. Потому что, один шарик заполнен воздухом, а другой нет.
Незнайка. А как надо заполнять воздухом? Где его взять? (плачет). Где же мне взять его? У меня его нет.
Воспитатель. Воздух есть в каждом человеке, потому что мы дышим воздухом, воздух есть вокруг нас.
Незнайка. А как же узнать, что он есть везде?
Воспитатель. Сейчас мы с ребятами тебе покажем опыт.
Дети доказывают наличие воздуха с помощью полиэтиленового мешочка, которым ловят воздух).
Незнайка. Ну и что? Все равно, я не знаю, как заполнить шарик воздухом.
Дети. Нужно просто дуть (показывают).
Воспитатель помогает Незнайке надуть и завязать шарик.
Раздувайся пузырь,
Раздувайся большой.
Оставайся такой,
И не лопайся.
Согласно текста, дети отступают назад, образуя в центре большое пространство. Затем останавливаются, поднимают соединенные вместе руки вверх. Громко ведущим произносится слово «Хлоп!», дети делают шаг назад, разнимают руки и изображают, как лопнул пузырь.
Незнайка. Ребята, недавно я услышал загадку, а отгадать ее не могу, только знаю, что он вокруг нас, бывает слабым или сильным. Вот послушайте загадку.
Летит без крыльев и поет,
Прохожих задевает.
Одним проходу не дает,
Других он прогоняет.
Дети. Это ветер.
Незнайка. Точно, это он. Мы любим с ним шалить! А что такое ветер?
Воспитатель. Ветер — это движение воздуха. Он — вокруг нас, мы его не видим, но он необходим всем живым существам. Может ли человек жить без воздуха?., (ответы детей)
Воспитатель. А что ветер умеет делать? (Ветер может шуметь, качать деревья, поднимать пыль, кружить снежинки, гнать волны и т. д.).
• Может ли ветер навредить человеку?
• А как ветер помогает нам?
Воспитатель показывает картинки с изображением парусных кораблей во время шторма, объясняя, что сильные ветра могут быть очень опасны, и спрашивает детей, почему. Дети отвечают, что сильный ветер может все сломать, порвать, унести. После этого воспитатель рассказывает о том, какие разрушения могут приносить сильные ветра и ураганы. Однако в большинстве случаев воздух очень полезен для людей. Его используют в ветряных мельницах и электростанциях, ветер помогает передвигаться кораблям, самолетам, парашютам. Воздухом надувают спасательные круги, подушки, целые плоты.
Незнайка. А хотите на несколько минут стать ветром? Тогда идите ко мне (подзывает детей к столу с «морем”, дуют на воду). Что получается? (волны) Чем сильнее дуть, тем больше волны. Теперь опустите на воду парусные кораблики. Дуйте на паруса. Что происходит? (кораблик плывет). Так и большие корабли движутся благодаря ветру. Что происходит с корабликом, если ветра нет? А если ветер очень сильный?
Покажите, как на вашем море разыгралась буря. Ого! Здорово мы пошалили! А теперь мне пора возвращаться домой. А чтобы вы меня не забывали, чаще в гости приглашали, дарю вам воздушные шарики.
Настоящее России
Типичными образами настоящей России являются помещики губернского городишка N. Дворянские сословия, обленившись, жируют, грабя своих крепостных.
Маниловы мечтают о встречах и беседах с друзьями, но не могут назвать ни одной интересующей их темы. Они ждут только повышения по службе, которое придет само собой. Стать генералом Манилов собирается, потому что найдет приятного собеседника. Об их встречах узнают другие знатные вельможи, итог – высокое звание. Маниловы не думают о службе, труде, подвигах, все появляется как по мановению волшебной палочки. На самом деле в поместьях маниловых все постепенно приходит в упадок. Витают только мысли хозяина, остальное гибнет и стареет.
Собакевичи заняты едой. Они набивают животы разнообразными блюдами, не смотрят на количество съеденного. На их фоне голодные мужики выглядят по-другому. Они работают до изнеможения, но не могут накормить свои семьи. Голод и обжорство – образ жизни собакевичей.
Плюшкины – самый неприятный тип дворянства. От своей алчности они потеряли все человеческое. Живут как пауки, страшные и жестокие. Тащат в свое логово все, что смогут унести, не гнушаются воровства. Они уже не понимают, зачем им нужны эти вещи, но страсть к накопительству превыше разума.
Ноздревы ездят по балам, пьют и буянят
Для них важно пошуметь, поврать, подраться и напиться. Нет дела, к которому бы они относились с уважением
Настоящее России – это помещики, не создающие для страны ничего. Они ищут, на чем поживиться, разрушая все вокруг себя. Они олицетворяют косность и застой в умах русского дворянства.
Подготовка к празднику
Самое главное при подготовке создать ребенку праздничное настроение. И, конечно, малыш, должен принимать непосредственное участие в подборе развлечений. В возрасте 7-8 лет дети уже имеют сове мнение по некоторым вопросам, увлечения, интересы. Поэтому им вполне можно доверить частичное участие в подготовке к празднику.
Маленький школьник может помочь в следующем:
- Выбор тематики дня рождения.
- Украшение комнаты. Возможно, малыш захочет, чтобы это были не простые воздушные шарики, а что-то особенное. Например, плакаты с любимыми героями.
- Приглашение на торжество друзей и одноклассников.
- Подборка вместе с родителями конкурсной программы.
Значительно поднять настроение малыша в День рождения 7 лет или старше сможет подарок. Лучше его дарить рано утром, можно подготовить сюрприз. Но не стоит забывать, что большинство детей утром просыпаются хмурыми, так что сразу радости можно и не увидеть. В качестве подарка для ребенка рекомендуется купить что-то необычное или то, о чем он давно мечтал.
Если нет идей, где отметить праздник, то это вполне можно сделать дома. Чтобы в домашних условиях все прошло без заминок рекомендуется заранее продумать сценарий детского дня рождения.
Морское пространство продуваемое всеми ветрами
На мой заданный вопрос маленьким детям – почему дует ветер, я всегда получаю готовый ответ: потому, что деревья качаются. Но ученым метеорологам известно, по каким причинам приходят в движение воздушные массы, вызывая порой:
- не только легкий бриз и устойчивый муссон,
- но и сильные ветры в виде морской бури и бушующего шторма
- и даже разрушительный ураган и смертоносный тайфун,
где ужасные циклоны в виде бури смерча и гигантских цунами способны стать настолько грозной и опасной движущей силой, которой обладает водная стихия.
Большинство наших людей представляет себе отдых на море романтическим удовольствием:
- с ласковыми волнами моря и золотым теплым песочком,
- раскаленной галькой каменистого пляжа и приятными лучами южного солнца,
где якобы соленая морская вода с мягким, но влажным континентальным климатом укрепляет человеческий организм.
Правда даже кратковременное нахождение в морской воде не безопасно, поскольку она обладает уникальной способностью постоянно накапливать активные органические соединения и натуральный раствор агрессивных солей, поэтому легко может вместо оздоровления организма принести обратный эффект.
Однако именно на открытом и продуваемом всеми ветрами огромном пространстве ласкового моря часто дуют ветры в различном направлении и происходят часто меняющиеся атмосферные процессы, влияющие на состояние неустойчивой погоды.
Чтобы узнать, что происходит в природе, когда дует ветер, то все довольно просто. Человеку необходимо набрать в легкие как можно больше воздуха, тем самым повысив в груди воздушное давление, а затем с силой выдохнуть его из себя.
То же самое происходит в живой природе, где в одном месте атмосферное давление повышается, а в другом понижается, начинает дуть ветер, перемещая воздушные массы из одной области с высоким давлением в другую область с низким давлением.
А вот почему в атмосфере земли – воздушной оболочке, окутывающей нашу живую планету, давление то и дело меняется, ученые до сих пор не могут ответить однозначно: причин для этого может быть достаточно много.
Одна из причин такова: земля постоянно движется, вращаясь вокруг оси, вызывая смешение и перемещение воздушных масс. За этими глобальными процессами изо дня в день наблюдают специалисты метеорологи, синоптики и аэрологи.
Они предупреждают о том, куда дует ветер, и с какой скоростью переместится тот или иной атмосферный фронт, где ждать ясной погоды, а где грянет буря, и пойдут грозовые дожди.
Ученые синоптики несколько раз в сутки снимают в различных слоях атмосферы физические показания:
- атмосферного давления,
- климатической температуры
- и насыщенную влажность
в нижних слоях тропосферы, а в слои стратосферы на расстояние до 50 километров от поверхности земли запускают аэростатные метеозонды, с помощью которых ведут наблюдения и за самыми верхними слоями – мезосферой (высота 80 км), ионосферой (до 1000 км) и экзосферой – она еще выше.
Все это осуществляется для того, чтобы точнее предсказывать изменения погоды, ведь вблизи поверхности земли перемещение воздушных масс происходят чаще всего в виде:
- вращающихся циклонов с огромной массой атмосферного вихря с пониженным в центре давлением воздуха, и ветры дуют там от окраины к центру, но не по прямой линии, а закручиваясь по спирали
- и теплых антициклонов с вращающими вокруг центра южными ветрами с повышенным давлением воздуха, создающих хорошую погоду,
причем в Северном полушарии нашей земли теплые ветры антициклонов с малооблачной и сухой погодой дуют по часовой стрелке, а холодные ветры циклонов с плохой погодой дуют в противоположном направлении.
К тому же их фронтальные размеры настолько огромны, что в поперечнике атмосферные возмущения могут достигать нескольких сотен и даже тысяч километров, где некоторые циклоны так разгуливаются, что превращаются в грозные ураганы с ветрами большой силы действия, которые в экзотических тропиках называют мощными тайфунами.
Мораль басни Демьянова уха
В любом деле важно иметь чувство меры, уметь вовремя замолчать, остановиться и т.д. Даже если что-то делается из лучших побуждений, не нужно это навязывать и доводить окружающих до «тошноты»
В частности, Крылов подразумевает писателей, которые, не имея чувства меры, утомляют окружающих чтением своих произведений на публичных мероприятиях.
- https://nauka.club/literatura/demyanova-ukha.html
- https://basni-krylova.ru/demyanova-uha/
- https://www.literaturus.ru/2017/12/moral-basnja-demjanova-uha-krylov.html
- https://supersochinenie.ru/sochineniya/literatura/krylov/analiz-basni-demyanova-uha-s-moralyu
- https://mishka-knizhka.ru/basni/basni-krylova/demjanova-uha-basnja-krylova/
Возможное отслеживание и уменьшение потерь от надвигающихся стихийных бедствий
С каждым годом масштабы разрушений природных катастроф от участившихся стихийных бедствий, приводящих к массовым страданиям и человеческим жертвам — только увеличиваются и связано это во многом с усиливающимися глобальными процессами:
- ростом населения земли и развитием цивилизационной экономики,
- деградация природной среды и изменение климата планеты
К счастью, сегодня на нашей планете многое делается для того, чтобы если не предотвратить полностью, то хотя бы снизить материальные потери и уменьшить количество человеческих жертв от стихийных бедствий, заранее предсказать: где и когда дует ветер, какой он будет по скорости перемещения и разрушительной силе действия.
Чтобы уменьшить ущерб от наступающей опасности стихийных ураганов и смерчей каждому человеку необходимо:
- обладать врожденным чувством самосохранения, находясь в дикой природе
- и уметь ее заранее предвидеть, каждодневно следя за постоянно меняющимся прогнозом погоды,
- а также внимательно прислушиваться и адекватно реагировать на оповещающие рассылки МЧС,
которые заблаговременно предупреждают местное население о надвигающейся природной стихии.
В наши дни за перемещением воздушных масс зорко следят ученые синоптики, которые с помощью современной аппаратуры – радиолокационных станций и искусственных спутников круглосуточно отслеживают и ежедневно прогнозируют метеорологические изменениями на поверхности нашей земли.
При надвигающейся угрозе природной стихии принимают предупредительные меры, заранее оповещая государственные органы управления
И это здорово, ведь не зря древние люди говорили: Кто предупрежден, тот вооружен.
Большое спасибо за внимание и надеюсь, вам была интересна моя статья о том, куда и почему дует ветер, какова его максимальная скорость и разрушающая сила действия. Я всегда рада видеть вас у себя в гостях и поэтому предлагаю вам подписаться на обновления блога, чтобы без промедления получать вновь вышедшие статьи на свою электронную почту
Вы можете поставить свою оценку статье по 10 бальной системе, отметив ее определенным количеством звездочек. Заходите чаще ко мне в гости, ведь этот блог создан специально для вас, где вы обязательно найдете много полезной и интересной информации.
Ну и, конечно же, приводите ваших знакомых и расскажите о новой статье своим лучшим друзьям, нажав на кнопки соц. сетей, за что я вам буду очень признательна. А теперь разрешите с вами попрощаться и до новых встреч.
Ветер
› В атмосфере
- 1 Что такое ветер?
- 2 Как образуется ветер?
- 3 Виды ветров
Ветер – непредсказуемое явление природы.
Легкий ласковый ветерок неожиданно сменяется ураганом, срывающим крыши, переворачивающим машины, вырывающим деревья. Ветер меняет погоду: нагоняет дождевые тучи, разгоняет облака.
Происхождение мощной стихии, ассоциирующейся с непокорностью и свободолюбием, обусловлено взаимодействием солнечного излучения и воздушных масс.
Что такое ветер?
Ветром называется перемещение воздуха преимущественно в горизонтальном направлении из зоны высокого давления в зону низкого.
Направленность потока определяется исходной точкой. Дующий с запада в восточном направлении ветер называется западным.
Основные характеристики ветра – взаимосвязанные сила и скорость: ускоряющаяся воздушная масса считается сильнее. Сила ветра зависит от разницы давлений в исходной и финишной точке: с увеличением разрыва в показателях становится интенсивнее движение.
Классификация скорости ветра в баллах по шкале Бофорта:
- 0 – штиль (безветрие);
- 1 – 3 – слабый (скорость 2 – 5 м/с);
- 4 – 5 – умеренный (5 – 10 м/с);
- 6 – 8 – сильный (10 – 18 м/с);
- 9 – 11 – шторм (18 – 30 м/с);
- 12 – ураган (более 30 м/с).
Как образуется ветер?
Солнечное излучение, достигнув планетарной поверхности, нагревает сушу и океан. Увеличение температуры неравномерное, что обусловлено разным расстоянием до Солнца: экваториальные пояса, находясь ближе к звезде, получают больше энергии, чем полярные области. Нагрев суши более активный, чем океанических вод, но в водной среде тепло сохраняется дольше.
В итоге воздушные массы, нагреваемые планетарной поверхностью, на разных участках оказываются неодинаково теплыми. Теплые потоки воздуха поднимаются в высокие атмосферные слои, освобожденное пространство заполняется холодными потоками, поступившими с менее нагретых областей.
Столкновение теплых и холодных воздушных масс – причина образования ветра разной степени интенсивности. Процесс глобальный. Земная атмосфера пребывает в постоянном движении: воздушные потоки сталкиваются, изгибаются, закручиваются, формируют облака, вихри, ураганы, торнадо.
Что такое ветер?
Ветер — это совместное перемещение в одном на правлении больших масс молекул атмосферных газов. Ручеек таких движущихся синхронно молекул может свистеть, обдувая высокое здание, и срывать с прохожих шляпы, но если молекул целая река, да еще шириной в несколько километров, то такой ветер может облететь вокруг всей планеты.
В закрытом помещении, где воздух едва движется, можно даже забыть о его существовании. Но если выставить руку за окно движущегося автомобиля, то становится ясно, что воздух существует, и хотя он невидим, но оказывает ощутимое давление. Действительно, мы постоянно испытываем на себе давление воздуха, который кажется эфемерным и невесомым. Но на самом деле вся атмосфера Земли весит ни много ни мало 5 квадриллионов тонн.
Интересный факт:
ветер дует потому, что давление воздуха различно в разных участках атмосферы.
Ход образовательной деятельности
В-ль: Итак, ребята, как вы думаете, что такое ветер? (Ответы детей предлагать начинать со слов: — Я думаю, — я предполагаю). Получается, что ветер – это движение воздуха или это действительно какая-то волшебная сила? Предлагаю проверить это экспериментальным путем и приглашаю вас в нашу лабораторию.
Эксперимент «Ветер в бутылке».Пояснение воспитателя: У нас имеются емкости с теплой и холодной водой. Вот бутылки, что в них находится? (воздух) Он какой? Работа с пиктограммами. Вы уже знаете, что воздух без цвета, без запаха, имеет вес, бывает теплый и холодный. Посмотрите, в шарике воздух есть? Ставим бутылки в теплую воду, что происходит с воздухом в бутылках? (Становится теплее) Шарик поднялся за счет чего? (Воздух начал двигаться и заполнил шарик) Потому что теплый воздух легче он поднимается вверх. Шарик держит воздух. Теперь опускаем бутылки в холодную воду, что происходит? Почему шарик сдулся? (Воздух остыл и опустился на дно бутылочек).В-ль: Значит, какой мы можем сделать вывод? Движение теплого воздуха вверх (воспитатель жестикуляцией по бутылке показывает, как воздух поднимается и опускается) и холодного вниз и образует ветер. Вы почувствовали его? У нас движение было слабым, поэтому такой ветер как можно назвать? (ветерок) Какой он? Упражнение на обогащение детей словами признаками.
Ветерок – тихий, приветливый, нежный, легкий, бесшумный, ласкающий.
В-ль: А если движение воздуха на поверхности земли будет более быстрое, то какой это ветер, по-вашему мнению? Ветрище — быстрый, порывистый, пронзительный, лютый, резкий, свирепый.
В-ль: Действительно, какой разный может быть ветер. А я предлагаю вам почувствовать разные ветра на себе. Но ветерками мы будем разными, поможет нам в этом музыка и шарфики. Разбирайте и слушайте.
Этюд «Южный ветер» Подул ласковый, теплый, южный ветер. Танец ветра легкий и приятный. Дети словно подставляют лицо ветру, приподняв подбородок. Руки плавно поднимаются снизу вверх, движение тела легкие, плавные. Губы имитируют легкое дуновение ветра.
Этюд «Северный ветер» Подул холодный северный ветер, он пронизывает нас насквозь. Мы идем, пригибаясь, так как он сбивает нас ног. Танец северного ветра быстр и порывист. Щеки надуваются, струя воздуха сильная и порывистая. Идем, пригнувшись, прижав руки к груди. Дети кружатся, подняв руки вверх и вправо-влево. Этюд «Ураган» (Голос усиливается) Поднялся ураганный ветер, он гнет стволы деревьев, вырывает их из земли. Дети выдыхают сильную струю воздуха. Кружатся, нагибаются вперед, назад, поднимают руки.
Но все-таки у ветра есть и хорошие дела. Ребята, подумайте, а какие добрые дела может совершать ветер?Начинайте свое предложение так: — Я знаю. Подсказки найдете на картинках.
Работа с опорными картинками. Облака, дерево, одуванчик, парусник, лицо.В-ль: Люди дружат с ветром и на его основе создали, изобрели полезные приборы. Назовите их. (пылесос, фен, веер и т. д.) Я знаю очень удивительное изобретение – веер. Еще с давних времен веером пользовались знатные дамы, находясь в театре, либо прогуливаясь в парке, освежали свое лицо дуновением ветра от веера. А мужчины охлаждали себя шляпами. Желаете ощутить этот ветерок?
КРД «Веер, веерок»
Веер, веер, веерок (Раскрывают перед собой веер двумя руками) Помаши смелей, дружок (Двумя руками машут ритмично перед лицом) Справа, слева Справа, слева. (Правой рукой машут то справа, то слева от лица) Чуть потише, (Тихо машут, держа веер горизонтально) Посильнее (Сильно машут). Помаши еще разок (Складывают и раздвигают перед собой горизонтально) Получился ветерок!
В-ль: Но к сожалению, у сильного ветра есть и недобрые дела. Посмотрите.
Мультимедийный показ. Почувствовали силу ветра? Его мощь. Мы сегодня много узнали о ветре. И я думаю, что нашим друзьям из клуба «Почемучки» мы можем дать точный ответ. А помогут нам в этом человечки. Составление стихотворения по Синквейну.В-ль: Они все разные.Самый верхний человечек спрашивает: «О чем мы сегодня говорили?»А вот эти человечки спрашивают у нас: «Какой ветер вам больше всего запомнился?». Посмотрите дальше человечки с ручками и ножками – они двигаются.Они у нас спрашивают: «Что ветер умеет делать?». А теперь нужно сказать, как вы относитесь к ветру, нравится он вам или нет? Посмотрите, а здесь человечки подружились. Как по-другому мы можем назвать ветер? Количество слов подскажет количество человечков.
1. Ветер. 2. Слабый, сильный. 3. Дует, освежает, гонит. 4. Жарким летом люблю прохладный ветерок. 5. Природное явление, движение воздуха.
В-ль: Ребята, да ведь у нас получился ответ нашим друзьям. Я думаю, знатоки оценят его и согласятся с ним, что ветер — это движение воздуха, а не волшебная сила. Пойдем отправлять?