Проблемы в семье и буллинг
Вместе с исследованиями, в которых говорилось о корреляции между уровнем агрессии и жестокими играми, стали появляться научные работы, критикующие эту точку зрения.
В 2008 году профессор психологи Стетсонского университета (ранее также работал в Техасском университете A&M) Кристофер Фергюсон обвинил одно из исследований Андерсона в неверных выводах и преувеличении. Позже Фергюсон опубликовал несколько работ на эту тему, в которых защищал игры от обвинений и подчеркивал, что на ребенка гораздо больше влияют такие факторы, как насилие в семье.
Профессор государственного университета Иллинойса Джозеф Хилгард тоже неоднократно критиковал Андерсона за предвзятость. По его мнению, краткосрочный эффект агрессии от игр гораздо меньше, чем утверждал в своих работах его оппонент. В 2019 году Хилгард вместе с коллегами провел исследование, в котором 275 студентов (все мужчины) играли в шутеры от первого лица. По окончанию игровой сессии ученые не обнаружили склонности к агрессивному поведению.
В 2014 году Фергюсон вместе с психологом, профессором университета Мюнстера Мальте Элсоном представил исследование, которое охватывает 25 лет изучения связи между видеоиграми и повышением уровня жестокости. В нем они снова раскритиковали идеи Андерсона, Бушмана и других ученых, призывая их аккуратно приводить аргументы и не допускать паники. Элсон и Фергюсон подчеркивают, что с каждым новым поколением люди становятся менее агрессивными, несмотря на то, что уделяют много времени интернету и играм. По мнению исследователей, вероятность агрессивного поведения увеличивается при наличии внешних факторов. Например, дети, которые пережили жестокое отношение со стороны родителей или сверстников, чаще ведут себя агрессивно даже при наличии минимального стресса.
Индустрия 4.0
Как защитить детей от кибербуллинга и незнакомцев в интернете
В 2017 году Фергюсон вместе с другим психологом Патриком Марки опубликовал статью, а затем и книгу с названием «Moral Combat: почему война с играми ошибочна». В 2018 году они написали колонку в Variety, в которой пересказали основные положения книги и раскритиковали политиков за нападки на видеоигры.
«Вы можете предположить, что жестокие видеоигры увеличивают второстепенные формы агрессии примерно на 40-50%. Даже если вы настроены немного скептически, вы можете предположить, что эффект составляет по крайней мере 10%. Вы ошибаетесь. В среднем исследования показывают, что в лучшем случае только 0,4% незначительных форм агрессии могут быть вызваны видеоиграми», — пишут Марки и Фергюсон.
По мнению авторов колонки, отношение к видеоиграм зависит от возраста ученых — чем они старше, тем больше уверены, что игры влияют на уровень агрессии. Также Марки и Фергюсон полагают, что политики говорят о вреде видеоигр, чтобы отвлечь граждан от контроля за оборотом оружия.
За игры заступаются не только в США — специалисты Оксфордского университета Эндрю Пшибыльский и Нетта Вайнштейн в 2019 году опубликовали , согласно которому нет связи между виртуальным и реальным насилием. Авторы работы проанализировали результаты, полученные от двух тысяч человек. В одной группе были 14- и 15-летние подростки, а в другой — их родители и опекуны. По мнению Пшибыльского и Вайнштейн, ученые, которые ранее якобы установили корреляцию, разводят панику и предвзято трактуют данные.
Влияние интернета на детей
Всемирной паутиной пользуются люди практически любого возраста по всему миру. Исследования показывают, что дети раньше начинают пользоваться смартфонами, планшетами, а также интернетом.
Психолог Галина Солдатова рассказывает о том, как интернет влияет на ребенка и с какими вызовами сталкивается подрастающее поколение.
Интернет – влияние на ребенка:
На сегодняшний день на Земле одновременно живет 6 поколений. Самое молодое из них – поколение Z, к которому относятся дети до 14 лет, рожденные в эпоху цифровой революции. Около 80% учеников пользуются интернетом 3 часа в день, а каждый шестой ребенок в интернете проводит 8 часов в сутки.
Проблема в том, что мировая паутина воспринимается школьником не как набор технологий и отдельная виртуальная реальность, а как часть жизни. Эта среда обитания ребенка не совпадает с привычным образом жизни родителей. В результате возникают новые формы взаимоотношений, появляются новые психологические феномены и контексты, изменяются принятые в обществе социальные практики
Формирование психических функций:
По мнению психолога Бэтси Спэрроу влияние интернета на память состоит в том, что запоминается не информация, а то, как к ней добраться. Интернет становится трансактивной формой памяти, что возникает, когда люди полагаются на память другого человека. В последнее время у школьников заметно уменьшалась средняя продолжительность концентрации внимания по сравнению с показателями 10-15 лет назад.
Проблема сенсорной депривации. Взаимодействие на уровне ребенок и интернет приводит к тому, что дети получают намного меньше сенсорных сигналов из окружающей среды. Ощущение мира становится менее чувствительным, у малыша может притупляться восприятие звуков и запахов реального мира, он может бояться любых прикосновений. В результате появляются сложности в восприятии своего тела и его возможностей.
Ребенку может быть сложно воспринимать себя как отдельную физическую сущность. Времяпровождение в интернете приводит к спаду способности сопереживать собеседнику, ребенок не умеет считывать невербальную информацию во время общения.
Феномен «клипового мышления» начал формироваться с появлением телевизора и возможности переключать каналы. У человека возникают визуальные образы и различные ассоциации. На сегодня нет однозначного ответа, каково влияние интернета на мозг. Одни исследователи говорят о том, что чрезмерное использование интернета провоцирует атрофии детского мозга.
В то же время результаты исследования психолога Гэри Смолла говорят, что регулярное время провождение в интернете оказывает положительное влияние на формирование новых нейронных связей.
Проблема идентичности:
Благодаря воздействию цифровых технологий дети активно экспериментируют, ищут свое социальное «Я», могут осваивать разные социальные роли. В то же время, такие поиски могут привести к инициированию, а не проявлению идентичности, а также к непониманию самого себя и к затягиванию процесса самоопределения.
Влияние интернета на ребенка провоцирует возникновение новых психологических феноменов и контекстов. К примеру, феномен приватности, который связан с защитой персональных данных, приватностью поведения и личности. Понятие приватности эволюционирует, стирается грань между публичным и личным, а частная жизнь становится прозрачной.
Влияние интернета провоцирует возникновение угроз и рисков:
• Технических;
• Коммуникационных;
• Контентных;
• Потребительских.
Главная задача для создания безопасных условий ребенка в сети – повышение уровня цифровой компетенции школьников, родителей и учителей. Цифровая компетенция проявляется в сферах коммуникации, потребления, контента и технических аспектов.
Грузинский ресторан — попробовать качественную грузинскую и европейскую кухню в Питере.
Юные исследователи (6-11 лет)
Выпускники детского сада и младшие школьники уже делают первые самостоятельные шаги в освоении интернета. Этот возраст — самый подходящий для того, чтобы начать говорить с ребенком о компьютерной безопасности, о ловушках виртуальной реальности и необходимости дозированного использования интернета.
О чем спросить?
- Чем он интересуется в Интернете, что ищет?
- Есть ли что-то, что он не может найти?
- Какие вопросы по использованию интернета у него возникают?
Что объяснить?
- Какие источники информации являются надежными и безопасными.
- То чем делится пользователь, может стать достоянием общественности.
- Покажите разницу между реальным и виртуальным миром. Ребенок должен помнить, что не все, увиденное в интернете, является правдой — это касается и людей, и информации.
Как говорить?
Обсуждайте с юным исследователем новости, которые касаются негативного воздействия интернета на жизнь и здоровье человека.
Проявляйте максимум терпения и всегда отслеживайте реакцию ребенка на ту или иную информацию.
Спокойно и открыто выражайте свое мнение. Какую-то информацию стоит обсудить несколько раз для ее лучшего понимания.
Профилактика
Профилактика интернет-зависимости у детей
Зачастую мы сами виноваты в формировании зависимости у маленького ребенка. Как только ребенок начинает сидеть, в руки ему дают телефон или планшет. Это приводит к сбою программы развития личности, нарушению методов познания окружающего мира и формирует интернет-зависимость.
В младшем дошкольном возрасте лучшей профилактикой будет полное исключение электронных гаджетов из жизни ребенка. В этом возрасте дети испытывают огромную зависимость и потребность в общении с родителями. Общение ни в коем случае нельзя заменять просмотром мультиков или играми на компьютере.
Если же вы включили развивающий мультфильм ребенку, смотрите вместе и комментируйте происходящее, задавайте вопросы. Такой осознанный просмотр материала несколько раз в неделю даст намного больше, чем постоянное зависание в развивающих игрушках на планшете, но в полном одиночестве.
В начальной школе, когда ребенок частично обретает свободу и выходит из-под полного контроля родителей, стоит ограничить использование компьютера.
Однако полностью исключать его нельзя. Интернет — кладезь информации. Необходимо научить ребенка использовать сеть для получения знаний и умений. Родители должны следить за контентом, который просматривает ребенок, а также установить родительский контроль на компьютере.
Профилактика интернет-зависимости у подростков
Девочки в этом возрасте менее подвержены развитию зависимости, чем мальчики. Их мало интересуют он-лайн игры. Мальчишки же могут с головой погрузиться в «танчики» и другие стрелялки, забывая обо всем на свете.
Рекомендуем ознакомиться со статьёй: Как перестать откладывать важные дела на потом и всё успевать
Социальные
сети могут развить самовлюбленность в подростке. Его личная страничка, на
которой информация только о нем может привести к мысли, что весь мир крутится
вокруг него. Постоянное сравнивание своей жизни и жизни знакомых может развить
чувство зависти, неуверенности в себе.
Подростковый
возраст очень специфичен и простыми запретами тут не обойтись.
Во-первых, проанализируйте свое поведение. Дети зачастую копируют поведение взрослых. Если вы сами много времени уделяете компьютеру, ведению странички в соцсетях или он-лайн играм, то что вы хотите от своего ребенка?
Во-вторых, компьютер не должен становиться предметом поощрения. Наказывая подростка и лишая его доступа к гаджетам, вы усугубляете проблему. Интернет – это всего лишь способ получения информации, а не приз.
И наконец, необходимо научить подростка занимать себя, помочь ему открыть новые горизонты и увлечения.
Как интернет влияет на ребёнка
Дети быстро к чему-то привыкают, особенно если это «что-то» настолько интересно, как интернет. В нём можно обнаружить массу мультиков, игрушек, а также познакомиться с интересными людьми. Разумеется, подобное многообразие затягивает малыша. Но каковы же возможные последствия чрезмерной увлечённости всемирной паутиной?
- Психологические исследования показывают, что у ребятишек ухудшаются процессы запоминания. То есть малыш начинает запоминать не саму информацию, а способ добираться до неё. Следовательно, ребёнок уже не может полагаться на собственную память.
- Дефицит сенсорной информации. Маленький ребёнок, сидящий за компьютером, получит существенно меньше информации от окружающего мира. Это касается звуковых и вкусовых сигналов, тактильных ощущений. Подобная депривация негативно сказывается на всём развитии.
- Проблемы со здоровьем. В первую очередь сюда можно отнести искривлённость позвоночного столба из-за неправильного сидения за гаджетом. Также существенно ухудшается острота зрения, поскольку ребятишки не следят за гигиеной глаз.
- Лишний вес. Многие ребятишки променивают активные занятия на соцсети либо онлайн-игры. Результатом подобных вариантов времяпрепровождения становятся лишние килограммы или даже банальное ожирение.
- Просмотр сцен, непредназначенных для ребёнка. Во всемирной сети на каждом шагу буквально можно увидеть сцены жестокости либо видео интимного характера. В итоге у детей формируется искажённое восприятие реальности, где агрессия и беспорядочный секс считается нормой.
- Низкая общительность. Ребёнок, увлечённый виртуальной реальностью, начинается меньше интересоваться живым общением с приятелями и одноклассниками. Некоторые дети даже не желают ходить в ДОУ либо школьное учреждение, ведь в интернете «намного интереснее».
- Формирование зависимости. В данном случае речь идёт о так называемом серфинге – блуждании по различным интернет-ресурсам без особой цели только ради просмотра красивых картинок. А яркость и насыщенность графики приводит к появлению психологической зависимости.
Конечно, говоря о том, как интернет влияет на ребёнка, нельзя не сказать и о некоторых плюсах. К примеру, малыш может изредка просматривать развивающие мультики (вместе с мамой), а школьник может получать важную для учёбы информацию.
Профилактика возможных проблем
Давайте определимся, нужно ли знакомить дошколёнка с интернетом? Ответ отрицательный. Многие развивающие занятия можно проводить при помощи игрушек и бумажных «помощников». Крайний вариант – включать мультики в телевизоре.
В любом случае, существуют определённые нормативные показатели нахождения детей за персональным компьютером (ноутбуком, другими гаджетами). Рассмотрим максимальное рекомендуемое количество минут в день:
- меньше пяти лет – менее 10 минут;
- от пяти до семи лет – менее 20 минуток;
- от семи до 11 лет – менее получаса;
- до 14 лет – менее 45 минуток;
- до 16 лет – менее двух часов (причём с паузами).
Кроме того, существуют и другие способы контролирования ситуации. Простейший способ – установка ПК в собственной комнате, где ребёнок будет под контролем. Также можно установить особое программное обеспечение, которое способно блокировать нежелательную информацию.
Оптимальный вариант – не давать ребёнку скучать и тянуться к компьютеру. Чаще всего дети уходят в интернет из-за банального неумения себя занимать. Поэтому запишите своё чадо в кружок (по интересам), вместе занимайтесь спортом, выезжайте на пикники, посещайте кинотеатры и детские спектакли. Приобщайте к чтению!
Как ограничить использование социальных сетей детьми?
Отлучить ребенка от интернета нельзя, а вот сделать для него более интересным реальный мир — вполне. Поэтому к решению вопроса зависимости от социальных сетей стоит подходить комплексно:
Помогите ребенку найти хобби. Ученые выяснили, что у 100% детей, не имеющих интернет-зависимости есть любимое занятие вне сети. А у свыше 80% детей, страдающих от этого расстройства сторонние хобби отсутствуют (большинство из них считают увлечением сами соцсети).
Уделяйте достаточно внимания ребенку, проводите с ним время и добейтесь взаимопонимания с ним. Ученые сообщают, что в семьях, где чадо не слушают или отмахиваются от него влияние соцсетей на ребенка оказывается сильнее в несколько раз. В группу риска входят дети, чьи родители много работают или не имеют доверительных отношений с сыновьями и дочерьми. Спровоцировать уход в соцсети также может отсутствие личного физического пространства — например, собственной комнаты или пространства для творчества.
Поддерживайте распорядок дня и поощряйте самодисциплину у ребенка. Все независимые от интернета дети умеют планировать свое время и активно делают это. Из группы слабозависимых этот навык освоили всего 40%. Средняя степень зависимости сформировала группу, в которой планирует время 30%, а сильная — только 3%. В группе абсолютно зависимых ни один ребенок не умел поддерживать распорядок.
Честно предупредите ребенка обо всех угрозах. Предупрежден — значит, вооружен. Уделите время тому, чтобы самостоятельно ознакомиться с данными фондов и другими ресурсами, которые предупреждают о возможных опасностях соцсетей и освещают мошеннические схемы. А затем поделитесь словами экспертов с детьми. Зная о зависимости от телефона и социальных сетей, некоторые дети учатся самостоятельно контролировать себя.
Используйте специальные сервисы и программы. Ряд программ позволяет полностью блокировать доступ ребенка к интернету в то время, когда он не находится под присмотром взрослых. Однако подростки идут на всевозможные ухищрения, чтобы избавиться от такого контроля. Поэтому лучше отдавать предпочтение сервисам типа UniSafeKids, которые позволяют отслеживать что чадо делает в интернете. А в крайних случаях — закрыть доступ в интернетах дисциплины, пока не будут сделаны уроки.
Прислушивайтесь к своему ребенку и будьте бдительны!
Негативное влияние социальных сетей на ребенка
Управление национальной статистики Великобритании полагает, что дети, которые проводят в соцсетях ежедневно более 3 часов, в 2 раза больше склонны к нарушениям психического здоровья, чем их сверстники, которые не так интенсивно погружаются в виртуальный мир .
Другое исследование, проведенное специалистами Британского психологического общества, показывает, что необходимость постоянно реагировать на чужую активность в соцсетях (лайкать посты, оставлять комментарии и отвечать на них) также может отрицательно влиять на психическое здоровье детей .
Ученые из Мичиганского университета пришли к выводу, что у молодых людей, проводящих много времени в Facebook, искажается оценка восприятия собственной самореализации . К аналогичному выводу пришли и специалисты Монреальского университета. Они обнаружили, что популярные платформы, особенно Instagram, подталкивает подростков сравнивать свою жизнь с идеализированными фото, которые они видят в своей ленте. Сопоставляя увиденное со своей жизнью, у детей начинает вырабатываться комплекс неполноценности .
Американская молодежная организация DoSometing, основываясь на личных наблюдениях, утверждает, что соцсети все чаще вызывают самую настоящую зависимость у пользователей
Кроме того, на почве «чтобы не пропустить ничего важного в ленте» может появляться расстройство сна и стресс. Разделяют это мнение и ученые Университета Глазго, и уточняют: хуже всего на детей влияет пользование соцсетями в ночное время
Это ведет к нарушениям сна и повышению уровня тревожности. К тому же если на фоне увиденного в виртуальном мире у ребенка снижается самооценка, то в разы повышается риск, что во взрослом возрасте он будет страдать от депрессивных расстройств . По данным Американской академии педиатрии, так называемой «депрессией Facebook» могут страдать не только взрослые, но и подростки . Хотя все больше исследователей сходятся во мнении, что все-таки наиболее небезопасной для детей соцсетью является Instagram и другие платформы, ориентированы на демонстрацию «отфотошопленной реальности».
Еще одна опасность соцсетей – селфи. У многих подростков необходимость фотографировать себя и выкладывать снимки превращается в настоящую манию, что также является свидетельством определенных психических отклонений.
Есть и другие последствия чрезмерного увлечение социальными сетями:
- ребенок постепенно уменьшает в своей жизни количество живого общения, в результате может испытывать настоящие трудности, когда возникнет необходимость диалога в реальном мире;
- сайты соцсетей инфантилизируют мозг до уровня маленьких детей, которых привлекают яркие картинки;
- у детей развивается эгоизм: наличие персональной странички в соцсети некоторым детям дает ощущение, что весь мир вращается только вокруг них и им нет дела, что за пределами этой виртуальной вселенной;
- у ребенка возникает зависимость от сенсаций, причем желательно, чтобы ее причиной был он – его пост в соцсети.
Чего не стоит делать в интернете
Согласно опросу, дети не слишком заботятся о своей приватности в Сети и делятся излишней информацией. Так, 50% указывают в соцсетях настоящий возраст, делятся личными фотографиями, 31% указывают номер школы, а 9% ставят геолокацию. Более того, у 28% несовершеннолетних страница открыта для всех, 38% может написать кто угодно.
В результате 82% детей получают запросы на дружбу от незнакомцев, в 29% случаев — от незнакомых взрослых. Чаще всего последние стучатся в друзья к подросткам от 11 до 14 лет. 47% детей знакомятся с незнакомыми людьми в соцсетях, и 37% потом встречаются с ними лично. 10% детей отметили, что незнакомые взрослые писали им странные сообщения.
Подавляющее большинство взрослых хотя бы время от времени заходят на страницы своих детей, но 11% совершенно не интересуются их онлайн-жизнью. 45% знают пароли от аккаунтов своих детей, чаще всего это возраст 7–10 лет, когда они только начинают пользоваться интернетом.
Впрочем, и сами взрослые небезгрешны в смысле соблюдения правил цифровой безопасности. Больше половины выкладывают фото с детьми или посты о них, 60% указывают при этом имя ребенка, 49% рассказывают о его увлечениях, 44% отмечают геолокацию, где было сделано фото. И более четверти родителей оставляют фото детей в открытом доступе.
Примеры ошибок
Фото: Depositphotos/chika_milan
— Родители первые нарушают всякую доступную безопасность: как же пойти в школу на линейку 1 сентября и не указать геолокацию? — говорит психолог Лариса Суркова. — Я листаю ленту и ужасаюсь, а ведь у меня в ней много блогеров, которые на виду, чьи дети могут стать легкой добычей. У нас неблагополучная ситуация с преступлениями против детей, а родители показывают, где искать ребенка, — о какой цифровой безопасности мы говорим, если родители не начинают с себя?
Действительно, плохие цифровые привычки у родителей и детей одинаковы. 20 и 34% соответственно подключаются к первому попавшемуся открытому Wi-Fi, 20% взрослых и 17% несовершеннолетних используют одинаковые пароли для всех аккаунтов, и примерно каждый пятый регистрируется в сервисах с помощью аккаунта в соцсети, что также не рекомендуется делать.
— Чтобы были правильные цифровые привычки, нужно показывать пример детям, — говорит директор по связям с вузами Mail.ru Group, заместитель генерального директора СП «Цифровое образование» Сергей Марданов. — Как мы учим детей чистить зубы правильно, так и поведению в Cети надо учить. Но между тем у большинства людей есть хоть один пароль «123456». Нет осознания, что этого нельзя делать, что нельзя ставить геометки, и количество правил только растет, потому что у злоумышленников появляются новые способы узнавать информацию.
Социальные сети и здоровье подростков
Согласно данным исследователей, наблюдается связь между низким эмоциональным благополучием ребёнка и чрезмерным использованием интернета. По результатам теста PISA — Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся — за 2015 год, 88% школьников пятнадцатилетнего возраста воспринимают интернет как важнейший информационный ресурс, 84% считают, что обладание аккаунтами в соцсетях полезно. Однако при использовании соцсетей более шести часов в будни у детей снижается удовлетворённость жизнью и самооценка, такие дети чаще становятся жертвами буллинга и агрессии.
В современных условиях пандемии, а также в зависимости от условий жизни конкретного ребёнка, оптимальное количество часов использования интернета в сутки может меняться, и оно растёт с каждым годом в связи с переходом на онлайн-образование. Важный показатель — самочувствие ребёнка в ситуациях, когда интернет и цифровые устройства недоступны.
Шаг 8. Не читайте спам-письма
Научитесь сами и научите своих детей распознавать спам-письма.
Главные признаки спам-писем
Универсальной защиты от угроз не существует. Поэтому самый лучший способ уберечь ребенка от этого — участвовать в его “виртуальной жизни” и приучать его к соблюдению правил компьютерной безопасности.
Посидите рядом, когда он играет в игры, посетите его любимые сайты, обсудите интересующие ребенка темы. Пусть ваш ребенок познакомит вас со своими виртуальными друзьями.
Расскажите ребенку о различных ситуациях, которые происходили с людьми в интернете. Ребенку значительно проще понять на примерах, как интернет может навредить ему.
Чего категорически нельзя делать в интернете?
Эти правила интернет-безопасности нужно соблюдать всем и каждому:
Помните! Интернет грозит неприятностями беспечным пользователям и приносит пользу тому, кто заботится о своей интернет-безопасности.
Как нужно вести себя в интернете?
Часто в интернете человек ведет себя иначе, чем в реальной жизни, не только из-за незнания правил поведения, но и потому, что интернет снимает психологические барьеры, ограничивающие выражение эмоций.
Американский психолог Джон Сулер назвал это “эффектом растормаживания в Сети”. Интернет способствует потере идентичности и ощущению невидимости.
Но анонимность пользователя иллюзорна. Надо помнить, что найти человека, который написал что-то в интернете, не сложно.
Поэтому нужно соблюдать определенные правила поведения:
- Помните, что в интернете вы скорее всего общаетесь с живыми людьми. Придерживайтесь тех же стандартов поведения, что и в реальной жизни.
- Общаясь в интернете, будьте дружелюбны и вежливы.
- Пишите и говорите только то, что могли бы сказать собеседнику лично.
- Берегите свою репутацию.
- Всегда перечитывайте и перепроверяйте то, что собираетесь опубликовать.
- Критично относитесь ко всему написанному в интернете. Помните, что даже “Википедия” часто ошибается, так как тексты в ней пишут обычные люди. В ней довольно часто попадаются искаженные факты и спорные оценки.
- Научитесь доверять своему опыту. Если что-нибудь в интернете будет вызывать у вас психологический дискомфорт, то это стоит как можно быстрее прекратить. А детям нужно рассказать родителям о любой такой ситуации.
Интернет — не идеальное пространство, а отражение общества: самое высокое и прекрасное соседствует здесь с негативом и рисками.
Но мы знаем, что хоть интернет и является платформой для огромного количества мошеннических схем, бояться этого не стоит. Надо всего лишь научиться правильно его использовать и научить этому своих детей.
Ребенок, интернет и родители. Как избежать ловушек, получить пользу и остаться друзьями?
- Ссылки на брошюру (на сайте Белого дома, на сайте Министерства внутренней безопасности США).
- Ссылка на трейлер к фильму Screenagers.
- Исследование компании Яндекс “Угрозы в интернете и опасные сайты”.
- Статья “Компьютерная зависимость у детей: как избавиться?”.
- Инфографика ВЦИОМ “Детские самоубийства: кто виноват и что делать?”.
- Проект “Лаборатории Касперского” — “Защита детей”.
Что нужно делать, чтобы избежать интернет-зависимости и пропасти между детьми и родителями
Что могут сделать родители, чтобы избежать интернет-зависимости?
С раннего возраста заниматься с детьми: читать, играть в подвижные, ролевые и настольные игры, рисовать, гулять. Чем больше времени вы лично будете заниматься с ребенком, тем быстрее будет его развитие и крепче связь.
Старайтесь планировать день так, чтобы заниматься делами, пока ребенок спит или проводит время с другими родственниками. Исключайте по возможности использование компьютера или телевизора в качестве развлечения.
Устанавливайте время, предназначенное для пользования компьютером и интернетом, обсудив его с ребенком
Важно, чтобы оно было согласовано. Если ребенок будет считать, что его несправедливо обделили этим временем, скорее всего, станет тайком включать компьютер и проводить время в интернете
Если его устроит, он будет следовать уговору.
Установите систему фильтрации на интернет-выход. Она блокирует большинство нежелательных сайтов и оберегает детей от негативных воздействий.
Разговаривайте с детьми и рассказывайте им негативные случаи во избежание их повторения. Учите, что соглашаться на встречи или отвечать сообщениями посторонним людям нельзя, это может плохо закончиться.
Расскажите о рисках проведения сомнительных платежей и финансовых операций. Попросите ребенка не совершать денежных переводов без вашего ведома.
Следите за историей посещений. Если заметили подозрительные сайты, понаблюдайте за поведением детей и расскажите откровенно о своих страхах.
Следите за кругом общения детей. Взрослому человек понятнее подвох, чем ребенку. Взрослый может интуитивно почувствовать несоответствие собеседника выдаваемому возрасту, положению, намерению.
Объясните ребенку, что интернет можно использовать не просто как инструмент для времяпрепровождения, а как источник информации.
Ведите себя с подростками на равных. Не читайте морали, не смотрите свысока жизненного опыта, просто доверяйте им, будьте с ними наравне и разговаривайте на понятном им языке. Дети больше доверяют таким родителям, чем тем, которые постоянно «учат жить».
Виды
Интернет зависимость – это постоянное желание войти в интернет и проводить там как можно больше времени. Существует несколько видов интернет зависимостей:
В последнее время эта зависимость все чаще наблюдается у детей и подростков. Основным симптомом является желание в любую свободную минуту зайти в интернет. Взгляд очень долго прикован к смартфону или много времени проводится за компьютером без определенной цели. Часто пропадает реакция на раздражающие факторы вокруг, а при попытке отвлечь от данного занятия проявляется агрессия или истерика.
Возможно, вам будет интересно: Как самостоятельно справиться со стрессом
Впоследствии теряется интерес к реальному миру, пропадает желание общаться с реальными людьми, нет увлечений и интересов. Навязчивые мысли открыть очередной сайт не дают уснуть ночью, а днем отвлекают от обыденных дел. Сильно нарушается режим дня, питания и сна, и, как следствие, падает умственная активность.