Копилка хороших дел
Трехлетний ребенок уже способен отличать хорошие поступки от плохих
Игра поможет зафиксировать внимание именно на добрых делах. Выберите с ребенком в магазине небольшую копилку с широким отверстием. Из цветной бумаги вырежьте кружки, звезды, смайлики и сердечки
Каждый вечер вспоминайте все хорошие поступки ребенка за день. За каждое доброе дело вручайте приз. Пусть малыш сам положит звездочки в копилку. Для плохих поступков можно сшить черный мешок и складывать в него тучки и злые искры. Проговаривайте каждый поступок, объясняйте, чем он хорош, или плох. От содержимого черного мешка нужно избавляться. Выкидывайте все тучки в мусорное ведро. Следите, чтобы призов за хорошие поступки всегда было больше, чем за плохие. Превратите игру в ежедневную вечернюю традицию – для малыша она станет отличным стимулом для совершения добрых дел
Из цветной бумаги вырежьте кружки, звезды, смайлики и сердечки. Каждый вечер вспоминайте все хорошие поступки ребенка за день. За каждое доброе дело вручайте приз. Пусть малыш сам положит звездочки в копилку. Для плохих поступков можно сшить черный мешок и складывать в него тучки и злые искры. Проговаривайте каждый поступок, объясняйте, чем он хорош, или плох. От содержимого черного мешка нужно избавляться. Выкидывайте все тучки в мусорное ведро. Следите, чтобы призов за хорошие поступки всегда было больше, чем за плохие. Превратите игру в ежедневную вечернюю традицию – для малыша она станет отличным стимулом для совершения добрых дел.
Игры для детей от полутора до трех лет
В этом возрасте уже можно привлекать ребенка к домашним хлопотам. Небольшие и несложные обязанности обрадуют его и научат приносить пусть маленькую, но пользу. Поиграйте в маминого помощника. Покажите, как вытирать пыль салфеткой, уберитесь вместе в детской, полейте комнатные растения. Ведь польза – еще одно проявление доброты.
«Праздничный букет»
Собирайте во время прогулок красивые букеты. Это могут быть осенние листья и рябиновые ветки, полевые цветы или веточки вербы. Пусть ребенок сам решит, кому он их подарит – соседской девочке, бабушке или старшей сестренке. Если вы идете на день рождения, купите один цветок для малыша, чтобы тот сам мог вручить имениннику драгоценный подарок.
«Принеси, пожалуйста»
Игра состоит из просьб найти и принести вам или братику какую-то вещь. Это может быть пульт от телевизора, который понадобился дедушке. Или кошелек, который вы «забыли» в своей комнате. Каждый раз, когда малыш выполняет вашу просьбу, рассмотрите то, что он принес, и горячо поблагодарите за успешно выполненное задание.
Игры для детей от трех до четырех лет
Сделайте с малышом для бабушки или любимой воспитательницы великолепное ожерелье из макаронин, нанизанных на нитку. Во время творческого процесса повторяйте все добрые слова, которые ребенок знает. Расскажите, как правильно дарить и получать подарки.
«В помощь птичкам»
Сделайте вместе самую простую кормушку (можно из бумажного молочного пакета) и повесьте ее на дереве недалеко от дома. Не забывайте регулярно подсыпать туда семечки, хлебные крошки и наблюдайте за птицами. Объясняйте, почему городских птах нужно подкармливать, особенно в холодное время года.
«Грустный зайка»
Найдите среди мягких игрушек пушистика с печальным выражением мордочки. Прочитайте малышу стихотворение А. Барто про несчастного брошенного зайку. Произносите за игрушку: «Меня почему-то никто не любит. И никто-никто со мной не играет». Ребенок обязательно схватит и прижмет ее к себе.
Игры для детей от пяти до семи лет
«Дерево дружбы»
В это развлечение можно играть одному или в компании сверстников. Из плотной коричневой бумаги вырежьте дерево с ветками и разместите его на стене. Из разноцветной бумаги сделайте сердечки и на каждом напишите имена друзей ребенка. Пусть малыш с закрытыми глазами выбирает сердце и, прочитав имя, скажет одну хорошую вещь об этом человеке. Затем поместите бумажное сердечко на одну из веточек дерева, используя, к примеру, пластилин.
«Самый добрый»
Играйте вдвоем с ребенком или пригласите его друзей. Кидайте в руки мяч и предлагайте поймавшему назвать какого-либо человека и объяснить, в чем заключается его доброта. Ваш малыш может сказать: «Мой старший брат очень добрый, потому что учит меня играть на гитаре».
«Что делать?»
Придумайте небольшую историю про небольшой несчастный случай. Например: «Миша падает с велосипеда. Что ты будешь делать?» Если ребенок предлагает свою помощь, расспросите, как именно он может помочь этому мальчику. Если же он говорит, что рассмеется, спросите, что чувствует в этот момент Миша. А что бы ощущал сам ребенок на его месте?
Читаем также: 10 игр на преодоление детской агрессии
Кроме игр и личного примера смотрите мультфильмы и читайте книги, которые воспитывают сочувствие. Не пропускайте ни одного агрессивного поступка ребенка. Если мама даст малышу правильные установки с самого рождения, то он пронесет доброту через всю свою жизнь.
Несколько видеороликов:
Игры для детей до полутора лет
Посылайте малышу воздушные поцелуи. Пусть они касаются его ручек, животика, носика и щечек. Обменивайтесь поцелуями, стоя с ним перед зеркалом. Обязательно научите кроху подражать вашим действиям и возвращать знаки любви. Провожайте старшего ребенка в школу, а папу на работу, посылая воздушные поцелуи вместе с малышом.
«Где болит?»
Не забывайте, что доброта исцеляет. Если малыш ударился или упал, пожалейте его, подуйте на ссадину и произнесите: «Где болит? Все, больше не болит!» Когда ударитесь вы, также просите ребенка подуть вам на больное место. Проявляйте сострадание и к игрушкам, которые дети часто роняют.
«Угощение»
Угощая малыша, например, кусочком яблока, попросите его поделиться и с вами. Съешьте лакомство и очень эмоционально поблагодарите щедрого ребенка, не жалея ласковых слов. Пригласите к трапезе и любимых игрушек, чтобы никто не ушел обиженным.
Ход деятельности:
Этап деятельности
Структурные компоненты деятельности Деятельность педагога Деятельность детей Планируемый результат Время
1 этап
Организационный
Задаёт положительный эмоциональный настрой
Предлагает детям поздороваться с гостям.
Внимательно слушают педагога
Приветствуют гостей
Дети настроены на общение
Проявляют доверие к гостям
2 мин
II этап
Вводная часть
(Рассказ воспитателя о волонтерах. Беседа о добре и зле)
Сюрпризный момент
(Шар Доброты)
Показывает свою заинтересованность
Дети высказывают свое мнение
Проявляют интерес к предстоящей деятельности 3 мин
III этап
Основная часть
Проектирование решений проблемной ситуации,
актуализация знаний, начало выполнения действий по задачам НОД
Постановка проблемы.
Способствует индивидуальной и групповой работе
Высказывают предположения.
Выбирают способ взаимодействия при выполнении задания: индивидуально или в паре.
Решают проблемную ситуацию.
Рассуждают, взаимодействуют со сверстниками в процессе работы.
Умение делать вывод и его аргументировать
Обогащение опыта совместной работы.
15 мин
IV этап
Заключительная часть
Итог занятия. Систематизация знаний.
Рефлексия
Привлекает детей к подведению итогов, к рефлексии (самоанализу). Проявляют эмоциональное отношение к результату. Умение оценивать результат своей деятельности;
Умение выражать чувства;
Умение делать выводы;
Умение планировать самостоятельную (совместную) деятельность.
3 мин
Сценарий открытой совместной образовательной деятельности с детьми
ЦЕЛЬ: Обобщать представление детей о доброте как о ценном качестве человека, развивать социальные чувства, взаимопомощь. Формировать дружеские взаимоотношения, осознанного отношения к социальным нормам поведения, развивать навыки сотрудничества, общения в повседневной жизни. Совершенствовать навыки культурного общения со сверстниками, следуя речевому этикету. Создать положительный эмоциональный фон в детском коллективе.
ЗАДАЧИ:
Образовательные: раскрыть сущность понятий «добро» и «доброта», «добрые поступки»;
Речевые: активизировать словарь детей (волонтер, добро, радость, счастье, забота, внимание);
Развивающие: развивать у детей логическое мышление, воображение и внимание, привить интерес к новой форме игровой деятельности (квест-игра). Воспитательные: формировать представление у детей о доброте, воспитывать добрые чувства к окружающим людям, помочь понять детям, что все нуждаются в любви и доброжелательном отношении. Воспитательные: формировать представление у детей о доброте, воспитывать добрые чувства к окружающим людям, помочь понять детям, что все нуждаются в любви и доброжелательном отношении
Воспитательные: формировать представление у детей о доброте, воспитывать добрые чувства к окружающим людям, помочь понять детям, что все нуждаются в любви и доброжелательном отношении.
Игры для детей от четырех до пяти лет
Создайте дома настоящий кукольный театр, разыгрывая вместе с малышом самые разные добрые истории. Возьмите за основу русские народные сказки, психотерапевтические истории, подходящие под конкретную жизненную ситуацию. После представления обсудите добрых и злых персонажей. Уточните, на кого ребенок хотел бы походить.
«Коробка добрых дел»
Из плотной цветной бумаги или картона вырежьте любые фигурки: сердечки, цветочки или кружочки. В конце дня предложите малышу бросить в коробку столько цветочков и сердечек, сколько добрых поступков он совершил за сегодня. Если он затрудняется, постарайтесь найти доброту в самых маленьких хороших делах.
«Я – герой»
В любых развивающих тетрадях можно обнаружить задания по развитию мелкой моторики: лабиринты и рисование заборчиков. Возьмите их на вооружение. Например, пусть малыш поможет ежику по запутанной дорожке донести яблоко до домика или нарисует забор, чтобы спасти мышонка от кошки. Объясните, что и в жизни нужно оказывать помощь всем, кто в ней нуждается.
«Назови ласково»
Попросите своего Ванечку или свою Лизоньку называть так же ласково и их родных, друзей и, конечно, вас. Как можно ласково назвать бабу Катю? Бабулечка Катенька. А как он ласково позовет своего дошкольного приятеля Сергея? Сереженька. Постарайтесь вспомнить всех друзей ребенка и изменить их обычные имена на уменьшительно-ласкательные.
Предложите называть уменьшительно все окружающие предметы: кроватка, мячик, медвежонок и т. д.