Условия для массажа
Трехмесячный малыш – очень хрупкое создание, поэтому необходимо подходить к процедуре очень внимательно, избегая всех возможных опасных для такого крохи факторов.
- В комнате тепло, но не жарко. Идеально проветрить помещение, закрыть форточку и через 2 минуты занести грудничка.
- Малыш весел и доволен, у него хорошее настроение.
- Сеанс проводят спустя полчаса после еды и после отрыгивания.
- У мамы аккуратно подстрижены и подпилены ногти, на руках нет колец и браслетов.
- Процедура проводится на твердой поверхности, на которую положен тонкий матрас или свернутое одеяло. На мягкой постели проводить детский массаж не следует.
Как оценить особенности тонуса
Обычно тонус мышц новорожденного оценивают, глядя на позу ребенка в спящем состоянии и когда он двигается. Оценить более тонкие особенности состояния мышц вашего ребенка может только врач-невролог, который для начала задаст определенные вопросы маме: о том, как родился малыш (в результате физиологических родов или кесарева сечения) и каким было его предлежание (лицевое, ягодичное и т.д.). Причиной повышенного тонуса мышц шеи у грудничка, из-за которого у ребенка слишком сильно запрокинута голова, может быть лицевое предлежание в родах, а повышенный тонус ног (когда ножки разогнуты) часто возникает при ягодичном предлежании. А вот поза «эмбриона», которую ребенок принимает, когда спит — признак нормального тонуса. При этом у ребенка ручки сжаты в кулачки и согнуты у груди, а ножки с разведенными бедрами — согнуты к животику.
Физиологичный гипертонус в первые месяцы после рождения не позволяет малышу совершать обычные человеческие движения: он может быстро двигать ножками, скрещивать их, отталкиваться, сгибать их и разгибать. Но ручками также активно малыш двигать пока не умеет: он способен только сгибать их в локтях и иногда разжимать кулачки. Голова грудничка немного запрокинута назад из-за гипертонуса мышц шеи. Тонус мышц у малыша может резко повышаться, когда он плачет или беспокоится.
План занятия
Приготовьтесь к тому, что массажный комплекс будет выполняться в разных исходных положениях, как лежа, так и стоя, и сидя. Начинают массаж из положения стоя (если ребенку исполнилось 10-11 месяцев) или из положения сидя, если ему менее 20 месяцев.
Первое упражнение – боксирование. Разотрите ручки ребенка теплыми руками, согрейте их, вложите в ладошки погремушки или другие интересные ему предметы, которые он может ухватить целиком. Попеременно, придерживая ручки за локотки, делайте боксирующие движения, вставляя их вперед.
Ножки массируют в исходном положении лежа на полу. Начинайте с пальчиков, переходите к пятке
Уделите внимание зоне подъема стопы – массаж ее должен быть избирательным, дифференцированным. Если малыш встает на ножки с опорой на внутреннюю часть стопы, массируйте внешнюю, если он опирается на внешнюю, массируйте внутреннюю часть свода. Это поможет укрепить мышцы стоп для правильного положения ножек
Массаж ног включает в себя также растирание и разминание голеней, боковых частей и задней части бедра. Колено и подколенную впадину не трогают
Это поможет укрепить мышцы стоп для правильного положения ножек. Массаж ног включает в себя также растирание и разминание голеней, боковых частей и задней части бедра. Колено и подколенную впадину не трогают.
По методу Красиковой, массирование ножек следует завершить сгибаниями и разгибаниями, как одновременными и синхронными, так и попеременными («Велосипед»).
После массажа живота и грудной клетки в положении лежа, представляющего собой мягкие растирания, попросите ребенка перевернуться на правый и левый бок, потом на живот. Перевороты следует совершить 5-6 раз. После этого можно массировать спинку, поглаживая ее, но избегая воздействия на позвонки в частности и весь позвоночный столб в целом.
Массируя спинку, родители должны придерживаться определенно порядка действий: сначала растирают спинку ладонями, потом массируют длинные продольные мышцы щипками, применяют пилящие движения ребрами ладоней. Переходят от шеи к ягодицам. Когда кожа спинки станет розовой, воздействие прекращают.
После массажа спинки начинайте поднимать ребенка из горизонтального положения в вертикальное – для этого дайте ему ухватиться за ваши пальцы и сначала поставьте ребенка на колени, а потом аккуратно подтяните руки выше, чтобы малыш начал подъем с опорой на стопы.
После этого можно перейти к наклонам. Поверните малыша к себе спиной, своими руками поддерживайте его за колени, чтобы они не сгибались, и за животик, чтобы удерживать туловище. Перед малышом на пол положите яркий предмет или игрушку. Он с вашей помощью должен нагнуться, не сгибая ножек, и поднять предмет. Если ребенок без опоры стоять не умеет, наклоны проводить не следует.
Детям, которые научились стоять в кроватке или манеже, полезными будут приседания. Для этого их берут за руки и приседают вместе с ними несколько раз.
Массаж груди проводят поглаживанием верхней и нижней части грудной клетки и небольшим вибрирующим постукиванием в области межреберья. После массажа груди переходите к хождению на руках. У Ирины Красиковой в описании курса это упражнение носит называние «Тачка». Из положения лежа на животе приподнимите ножки и продвигайтесь по коврику с малышом, который будет опираться на ручки в сторону красивой игрушки.
Завершает массаж общее нежное поглаживание и похвала, после чего можно попробовать ходить. Поставьте ребенка спиной к себе, чтобы его стопы находились на ваших сверху. Предложите ему походить. Сделайте вместе несколько шагов в медленном темпе. Придерживайте руками ребенка за туловище.
Следите за тем, чтобы соотношение пассивных приемов (когда мама растирает, разминает, массирует, поглаживает спокойно лежащего ребенка) и приемов активных (когда от малыша требуются усилия – перевороты, подъем ножек вверх, подъем на ножки) было примерно равным.
Обязательно посоветуйтесь с вашим доктором о возможности применения вертикализирующих упражнений. Если ребенку 9 месяцев и он еще не стоит и ползает с трудом, такие упражнения следует заменить на упражнения на четвереньках, стимулирующие более активное ползание. Если не учесть индивидуальных особенностей малыша (слабая спинка, слабые мышцы живота и т. д.), можно навредить крохе.
Лечение гипертонуса воздействием на мышцы методом Никонова
Единственным эффективным методом лечения является устранение мышечного отека – реальной причины возникшей проблемы. Я Никонов Николай Борисович, горжусь тем, что за 40-лет практики помог сотням пациентов и усовершенствовал технику воздействия на мышцы по методу Никонова с фиксацией проблемной мышцы. Работая над реальной причиной можно предотвратить серьезные проблемы со здоровьем, с которыми столкнется ваш ребенок в дошкольном, школьном возрасте. Кстати, все ваши сегодняшние проблемы со здоровьем или временное дискомфортное состояние, вызвано наличием лишнего белка в мышечных клетках вашего организма, не выведенного из мышечных клеток еще в период новорожденности.
Доктор Никонов
Мышечный отек, ошибочно называемый гипертонусом, после шести месяцев от рождения, образуется в результате увеличения в объеме клеток, переполненных ненужным белком и отходами своей жизнедеятельности. Известно, что мышечная клетка очищается от своих отходов, выбрасывая их в лимфу. Работа лимфатической системы направлена на выведение выброшенных из клетки отходов. Довольно часто в организме случаются сбои и под воздействием внешних или внутренних факторов количество отходов настолько увеличивается, что лимфа не успевает их устранять. Концентрация отходов внутри клетки и в лимфе уравнивается. Мышечная клетка не может очиститься от отходов и начинает копить белковые отходы внутри себя. Тогда мышечные клетки начинают увеличиваться в объеме. Лимфе становится сложней протекать между ними. Таким образом, процесс вывода отходов замедляется еще больше. Наблюдаем замкнутый круг.
Что происходит во время воздействия на мышцы методом Никонова
Данная техника довольно сложная, но эффективная. Определенными мануальными движениями, я разрабатываю плотную (отечную) мышцу. В процессе воздействия происходит выдавливание лишних белковых структур из мышечной клетки и резкий отток лимфы от мышечных клеток. Затем лимфа стремительно притекает к каждой обработанной клетки и забирает выдавленные белковые отходы, устремляя их по своему руслу к лимфатическим узлам. Во время притока лимфы, клетки освобождаются от отходов. Прекращается процесс интоксикации, происходит уменьшение мышечного волокна в объемах, клетка возвращается к своей физиологической норме. Мышечный отек, который современная медицина путает с гипертонусом, проходит!
Расслабляющие ванны
Лучше всего купать новорожденного в маленькой ванночке, используя старинный бабушкин метод (его еще называют купанием в пеленке). Такое купание расслабляет ребенка, снижает уровень стресса и оказывает релаксационное действие на организм. Подробнее об уходе за новорожденным и мягком купании >>>
ВАЖНО! Не стоит учить младенца нырять. Погружение под воду является стрессом для малыша, это усилит мышечный тонус и отрицательно скажется на эмоциональном состоянии ребенка
При гипертонусе мышц ног у ребенка рекомендуется добавлять в ванну отвары ромашки, череды, пустырника, валерианы, лаванды или душицы. Все натуральные компоненты могут вызвать аллергическую реакцию, поэтому купание стоит начинать с добавлением одного вида целебной травы.
Есть ли противопоказания у зондового массажа?
Противопоказания могут быть временными и абсолютными.
Временные противопоказания:
- высокая температура;
- плохое самочувствие, общая усталость;
- тошнота и рвота;
- повышенное артериальное давление;
- высыпания на коже;
- любые инфекционные болезни;
- ротополостные инфекции, высыпания на слизистой полости рта (стоматит, гингивит);
- стоматологические проблемы (кариес, пародонтоз и др.);
- вирусные заболевания, например, герпес.
После исчезновения вышеперечисленных причин возможно выполнение массажного комплекса.
Абсолютное противопоказание:
все виды эпилепсии (массаж может стать причиной эпилептического припадка).
Понять проблему
В наше время дизартрию диагностируют примерно у 6% детей. Это довольно высокий показатель для того, чтобы отнести расстройство в разряд распространенных.
Несмотря на то, что заболевание встречается довольно часто, многие родители теряются, слыша диагноз «дизартрия» у своего ребенка. В связи с незнанием, лечение патологии у малыша может быть начато в запоздавшие сроки или пойти по неверной схеме
В отношении детей важно все делать в срок, в том числе корректировать произношение, иначе неправильная его модель может надежно зафиксироваться и остаться навсегда
При дизартрии происходит органическое поражение лицевой мускулатуры, принимающей участие в формировании речи: мышц щек, языка, области вокруг рта. Страдают также нервные волокна, иннервирующие мышцы, кожу. В результате мимика обедняется. Дизартрик лишается возможности в полной мере работать лицевой мускулатурой, чтобы произнести нужный звук. Речь малыша становится неразборчивой, тихой, монотонной.
Среди причин расстройства выделяют:
- тяжелый токсикоз беременных;
- резус-конфликт;
- внутриутробная инфекция;
- недоношенность;
- преждевременные роды;
- внутриутробная гипоксия плода;
- асфиксия новорожденных;
- родовые травмы;
- наследственные заболевания;
- черепно-мозговая травма;
- гидроцефалия;
- инфекционное поражение мозга;
- интоксикации различного генеза;
- гнойные отиты.
Часто дизартрия сопровождает ДЦП и задержку психического развития.
Распознать у своего ребенка болезнь в начале пути внимательные родители могут по следующим признакам:
- слабость лицевой мускулатуры, сопровождаемая выпадением языка, полуоткрытым ртом;
- спазм лицевых мышц – ребенок плотно смыкает губы;
- позднее появление речи;
- проблемы с употреблением пищи – постоянные поперхивания, трудности с глотанием, долго удерживает пищу за щекой;
- повышенное слюноотделение, регистрируемое после 6 месяцев;
- малыш без причины разговаривает «в нос»;
- речь без эмоциональной окраски, слишком быстрая или медленная. В случае повышенного тонуса голосовых связок голос писклявый;
- искажение, пропуск отдельных звуков;
- нарушение мелкой моторики – с трудом застегивает пуговицы, завязывает шнурки. Не может лепить из пластилина, рисовать не получается из-за слабости удержания карандаша;
- плохой музыкальный слух;
- нарушается речевое дыхание. Дети, проговаривая фразу, задыхаются, делают паузы в произношении;
- возможна полная немота из-за паралича лицевых мышц.
В 5 лет артикуляция всех звуков должна быть сформирована. Если этого не произошло, то имеющееся косноязычие нельзя списывать на возраст. Необходимо вмешательство специалиста. Чем раньше дети отправляются к логопеду, тем лучше для них и родителей.
Часто проблему ставят ребром в возрасте около 7 лет, перед поступлением в школу. Этот возраст для начала коррекции считается поздним, работа будет происходить сложнее, усилий потребуется больше.
Физиологический тонус мышц
Движения, совершаемые новорожденным ребенком, носят беспорядочный характер. Он еще не может хорошо удерживать голову вертикально. Малыш старается сохранить позу «эмбриончика»:
- руки и ноги согнуты в суставах и плотно прижаты к груди,
- пальчики сжаты в кулачки.
До трехмесячного возраста такое положение носит название физиологического гипертонуса. Если после указанного возраста тонус мышц—сгибателей на руках и ногах не пропадет, это считается отклонением от нормы и требует корректировки.
Скорость перехода от случайных движений к более осознанным зависит от уровня развития мускулатуры. Но главное, насколько быстро сформируются сенсорный и моторный отделы мозга.
У новорожденных, с момента рождения имеется ряд кожных рефлексов, при раздражении которых возникают определенные движения. Пока у младенца сохранен физиологический гипертонус мышц—сгибателей, нужно провоцировать те ответные реакции, которые будут способствовать разгибанию. Этот принцип и лежит в основе всех двигательных упражнений.
Для уравновешивания тонуса разных групп мышц необходимы ежедневные занятия с новорожденным:
- стимулирование «комплекса оживления» ласковым разговором;
- предоставлять возможность самостоятельно активно двигаться, исключив тугое пеленание;
- ежедневные теплые ванны;
- правильное ношение ребенка на руках;
- гимнастические упражнения и легкий поглаживающий массаж всего тела;
Когда давать новорожденному водичку?
По ответу на этот вопрос существует несколько мнений. Первая группа склоняется к более позднему времени, утверждая, что ребенок потеряет желание пить молочко. Вторая, опираясь на советы докторов, пришла к заключению давать грудничку пить воду после спустя месяц после рождения. Именно с этого периода детей начинает мучить чувство жажды.
Однозначного ответа на вопрос, можно ли новорожденным пить кипяченую воду, еще не существует, потому что мнение врачей разнятся. Это зависит от того, как питается ваш ребенок. Если он на искусственном кормлении, то водичку можно и нужно предлагать, но малыш сам решает, хочет ли он пить, вливать в него насильно не нужно. Сложнее обстоит дело с детками на грудном вскармливании, когда излишнее допаивание может нарушить хрупкий процесс лактации. К тому же, большинство врачей все же сходятся во мнении, что до 6-месячного возраста малыш ни в чем, кроме грудного молока, физиологически не нуждается. В жару же его просто необходимо почаще прикладывать груди.
В целом, кипяченая вода для новорожденных сама по себе не несет вреда, но лучше проконсультироваться с врачом, стоит ли давать ее ребенку. Если вы решили допаивать новорожденного водой, стоит соблюдать такие правила:
- Не поить ребенка перед самой едой или сразу после нее. Это нарушает пищеварение, а также может привести к тому, что из-за заполненного водой желудка малыш не доест и не насытится.
- Если малыш на ГВ, то поить ребенка стоит небольшими порциями воды только в случае надобности, потому что количество молока с введением допаивания может упасть.
- Изначально водичку лучше всего предлагать ребенку из чайной ложечки, а не бутылочки.
- При нарушении работы кишечника сразу консультироваться с врачом, потому что большое количество воды может нарушить его микрофлору.
Сколько кипяченой воды давать новорожденному?
Если мама все-таки решила предложить ребенку воду, то с ее количеством определиться легко. Если малыш не испытывает особой жажды, он не станет пить. В основном, месячному ребенку достаточно за раз 1-2 чайные ложки воды. Летом, когда очень жарко на улице, каждая мама задумывается, можно ли давать новорожденному кипяченную воду в большем количестве, но однозначного ответа нет, ведь следует учитывать аппетит грудничка, температуру окружающей среды, самочувствие и поведение малыша.
Каждый родитель сам решает, можно ли поить новорожденного кипяченой водой, исходя из собственного опыта. Не лишним будет согласовать это с ведущим вас педиатром и, если нужно, консультантом по ГВ.
Нашей дочке пошел 4-й месяц. Пора вводить чистую водичку. Скажите, какая норма для такого возраста? И какую воду давать? Фильтровать и кипятить? Или лучше бутилированную?
27 мая 2019 · Фото: GettyImages
врач-педиатр Клиники НИАРМЕДИК на Маросейке
К 4–5 месяцам нужно начать поить ребенка водой, тем более если вводите прикорм. Делать это ранее указанного срока нет необходимости, если малыш находится на грудном вскармливании. Так как в грудном молоке содержится все, что нужно ребенку в этом возрасте – им он может как насытиться, так и утолить жажду. Конечно же, ребенок, находящийся на грудном вскармливании, получает все необходимые питательные вещества и необходимый объем жидкости. Однако, начиная со 2–3 недели жизни ребенка, рекомендуется давать ребенку питьевую воду, с 1/2 чайной ложки после каждого кормления и обязательно из ложечки. Особенно это актуально, когда на улице или дома жарко или если у ребенка повышена температура. На первом месяце советую давать 50,0–70,0 мл водички в день. Дальше можно давать 100,0–120,0 мл, а с введением прикорма количество воды может доходить до 200–250 мл в сутки. Ориентироваться надо на поведение ребенка и его общее состояние. Если ребенок пьет с охотой, не отказывается от груди, достаточно мочится в подгузник и имеет ежедневный стул, значит, он адекватно обеспечен жидкостью. Питьевая вода для ребенка должна быть хорошего качества. Специальная бутилированная детская вода, которая продается в аптеках – оптимальный вариант для грудничков. В ее составе содержатся все необходимые микроэлементы и минералы.
Не следует давать ребенку кипяченую воду, так как при кипении все вредные примеси, соль и хлор кристаллизируются и оседают в виде накипи и взвесей и оказывают вред для здоровья малыша. Также не рекомендуется употреблять родниковую и тем более воду из-под крана. Даже фильтрованная, она может содержать множество вредных для здоровья ребенка примесей и микроорганизмов.
В каких случаях поможет логопедический зондовый массаж?
- при моторной алалии, когда у ребенка задержка речевого развития и нужен мощный толчок для «запуска» речи. Задача массажа — улучшить поступление сигналов в головной мозг, для развития пораженных отделов. После процедуры пациент начнёт звукоподражать.
- при дизартрии (расстройства произношения, вызванного нарушением иннервации органов артикуляции), в том числе при ДЦП. Нормализуется тонус мускулатуры, улучшается проводимость нервных импульсов.
- при заикании, для снижения тонуса мышц артикуляторов.
- используется при реабилитации утраченных речевых функций у взрослых пациентов, перенесших острое нарушение мозгового кровообращения. Улучшается произносительный аспект речи, нормализуется тонус пораженных мышц, снижается гиперсаливация, улучшается жевание и глотание.
- при гиперсаливации (повышенном слюноотделении) в любом возрасте.
- при нарушении глотания и жевания.
- при ограниченной подвижности языка, вследствие укорочения подъязычной связки. При легком нарушении массаж улучшит её эластичность. При более выраженном нарушении подъема потребуется хирургическое вмешательство.
- при ринолалии. Логопедический массаж разгладит рубцы, негативно влияющие на подвижности органов, послеоперационные швы, улучшит работу мышц.
Чем опасен
Вероятность сохранения гипертонуса у грудничков возрастает, если у мамы во время беременности была такая же проблема с маткой. Также факторами риска являются:
- вирусные болезни в 1 и 2 триместрах;
- анемия у женщины;
- сильный токсикоз в начале и в конце беременности;
- кислородное голодание плода.
Гипертонус ног у детей негативно сказывается на развитии двигательной активности. Такой ребенок позже начнет ползать и ходить. Стоять на ножках будет неуверенно. В будущем у него с высокой вероятностью появится плоскостопие и косолапость. Своевременный и регулярный детский массаж поможет справиться с гипертонусом на ранней стадии и обеспечит малышу здоровое активное будущее.
Мышечный тонус новорожденного
Развиваясь в животе у мамы, ребенок находится в позе эмбриона: ноги согнуты в коленях, слегка разведены и прижаты к животу, руки согнуты в локтевых суставах, прижаты к груди, пальцы сжаты в кулачки, большие пальцы прижаты к ладони, голова расположена по средней линии, положение правой и левой сторон симметричны. Мышцы ребенка при этом напряжены. После рождения в течение месяца ребенок продолжает поддерживать эту позу. Однако в норме мышцы не должны быть слишком напряжены – можно разогнуть конечности, разжать кулачки. До года жизни повышение мышечного тонуса физиологическое, то есть вариант нормы, причем в сгибательных мышцах тонус выше, а в разгибателях ниже и тонус обязательно симметричен. С возрастом, примерно к 6 месяцам тонус постепенно равномерно снижается. Определяют мышечный тонус как сопротивление пассивным движениям. У нормального новорожденного, удерживаемого горизонтально на животе (на руке врача) происходит разгибание головы, туловища и ног (рефлекс Ландау).
Если ручки и ножки малыша сильно прижаты к телу, трудно их разогнуть, при этом малыш плачет, запрокидывает голову назад, раздраженно реагирует на свет и звук – это мышечный гипертонус – чрезмерное мышечное напряжение. Гипертонус может быть общий, по гемитипу – одноименные рука, нога, только руки, только ноги.
Симптомы гипертонуса у ребенка
Если ребенок вял, ручки и ножки вяло лежат вдоль тела, малыш мало двигается, не пытается взять игрушку, перевернуться удержать голову – это гипотонус – сниженное мышечное напряжение.
Асимметрия мышечного тонуса – на одной половине тела тонус больше, чем на другой. В этом случае голова и таз ребенка повернуты в сторону напряженных мышц, туловище изгибается дугой, ребенок заваливается на бок.
Дистония – неравномерный тонус – сочетание гипертонуса и гипотонуса. Асимметрия тонуса и дистония в любом возрасте НЕ является вариантом нормы.
Особый запор
Есть и другие причины запора у младенцев. К сожалению, с ними гораздо сложнее разобраться, поскольку это патологии развития, болезни, травмы.
Острый запор. Развивается по анатомическим причинам, например, из-за непроходимости толстой кишки, или при инвагинации — внедрении одной части кишки в другую, что вызывает закупоривание просвета. На фоне полного благополучия малыш внезапно становится беспокойным, плачет, отказывается от еды. Приступ заканчивается так же неожиданно, как и начался, но через 3–5 минут повторяется и усиливается: появляется одно- или двукратная рвота с примесью желчи зеленого цвета. Если кал отходит, то в нем видны примеси крови. Спустя 5–6 часов стул прекращается, а из прямой кишки выделяются кровянистые выделения. При этом живот у малыша мягкий. Температура чаще всего нормальная. Ребенок даже может терять сознание. При подобных симптомах необходимо вызвать «скорую помощь».
Болезнь Гиршпрунга. В ее основе лежит нарушение иннервации толстой кишки — центральная нервная система не может управлять этим отделом желудочно-кишечного тракта. В результате переработанная пища скапливается в кишечнике. Картина заболевания довольно разнообразна. Если поражена только короткая часть кишки, то запоры формируются постепенно, и без хирургического вмешательства удается обойтись довольно долго. Когда поражен более длинный отрезок, то отсутствие стула чревато тяжелым состоянием и требуется незамедлительное хирургическое вмешательство.
Инфекционная атака. Если в первые месяцы жизни кроха перенес кишечную инфекцию, нервные клетки в толстом кишечнике могут погибнуть, что приведет к задержке акта дефекации, скоплению каловых масс и развитию запора. При дизентерии возможен так называемый токсический мегаколон (резкое расширение толстой кишки). У ребенка развивается нарушение сознания и повторная рвота. Резко увеличивается живот из-за сильно расширенного кишечника. Осложнение требует экстренной хирургической помощи.
Проблемы с ЦНС. Травмы при родах и синдром детского церебрального паралича также отражаются на работе желудочно-кишечного тракта, поскольку сопряжены с различными осложнениями, например, нарушением глотания, срыгивания, рвотой.
Васкулит. Воспаление сосудов распространяется и на нервные сплетения и чувствительные клетки, расположенные в кишечной стенке.
Нарушения в работе эндокринной системы. При гипотиреозе (недостатке функции щитовидной железы) замедляется продвижение содержимого по кишечнику. При дисфункции паращитовидных желез запор возникает из-за нарушения минерального обмена, при сахарном диабете становится следствием повреждения нервных сплетений кишечника или обезвоживания организма ребенка.
Медикаментозный запор. Перед тем, как давать ребенку любой препарат, назначенный врачом, внимательно ознакомьтесь с инструкцией. Так, средства от анемии, содержащие железо, могут вызывать запор. Избежать его поможет соблюдение правил приема — непосредственно во время еды, уменьшение доз железа при введении в рацион продуктов с высоким содержанием железа — гречка, яблоки, зелень. Особого внимания заслуживают запоры, ставшие следствием лечения нестероидными противовоспалительными, нейролептиками, сорбентами и антибиотиками, которые вызывают дисбактериоз кишечника.
Болезни и состояния, сопровождающиеся запором, у грудничков встречаются не так часто. Многие педиатры вспоминают о них не сразу. Перед тем, как добраться до истины, они назначают много ненужных лекарств, забывая про эффективные исследования кишечника, например, рентген.
Консультация врача по теме нарушение тонуса мышц у ребенка
Вопрос: как рано можно начинать массаж?
Ответ: массаж в виде поглаживания и растирания начинается с первых двух недель, позже делается уже более интенсивный массаж и добавляются специальные упражнения зарядки.
Вопрос: какой массаж может мама делать сама?
Ответ: начинается массаж с пальчиков стопы, с мизинчиков — нажимаем, перебираем, поглаживаем, покручиваем и оттягиваем. Переходим на стопу – нажимаем под пальчиками – пальчики сжимаются, нажимаем на пяточку – пальчики – разжимаются. Рисуем восьмерку на стопе малыша. Делаем выемку на каждой стопе в свою сторону. Проводим от пяточки к каждому пальчику. Накручиваем стопу на палец массажиста. Берем ножки в руки и имитируем бег – топаем по столику, рисуем пяточкой восьмерку. Гладим ножки от стопы вверх к суставам. Делаем разминающие, легкие движения, круговые движения вокруг коленного и тазобедренного сустава. Делаем разведение тазобедренных суставов, зафиксировав руками коленки – упражнение «книжечка». Переходим на животик и делаем поглаживающие движения по часовой стрелке, нажимаем пальцами вокруг пупка и закручиваем – «звоночек» для укрепления мышц брюшной стенки. Берем пальчики руки – поглаживаем их, далее поглаживаем вверх, вокруг плечика.
Внутренние поверхности не массажируются. Стимулируем хватательный рефлекс, приподнимаем ребенка. Переворачиваем на животик и поглаживаем мышцы спины, вдоль позвоночника, пощипываем и разминаем попку. При повышенном тонусе постукивания и похлопывания делать нельзя. Берем малыша на руки прижимаем к себе спинкой и имитируем тренажер – наклоняем ребенка вперед – он пытается удержать спину. С более старшими можно даже играть – подними игрушку со стола.
Мама может научиться такому общему массажу и проводить его дома. Но в зависимости от мешечного тонуса могут добавляться специальные движения и приемы. Чтобы не навредить ребенку сначала нужно его показать врачу, посетить профессионального массажиста, а дома повторять необходимые движения.
Вопрос: может ли массаж повредить?
Ответ: может. При неправильном проведении массажа можно еще больше увеличить тонус спазмированных мышц и расслабить итак вялые мышцы, нарушить движения в суставах.
Вопрос: что такое симптом «вялого ребенка»?
Ответ: термин «синдром вялого ребенка» объединяет случаи мышечной гипотонии у детей первого года жизни – нарушение фиксации головы (голова свисает), поза «лягушки» в положении лежа на спине. Мышечная гипотония может быть обусловлена поражением центральной и периферической нервной системы, в том числе головного и спинного мозга, периферических нервов, нервно – мышечного синапса, патологией мышц и системными заболеваниями – гипотиреоз, синдром Дауна. Чаще всего – это атонический тип детского церебрального паралича. Синдром «вялого ребенка» может быть проявлением дегенеративных болезней, например, болезнь Тея-Сакса, болезнь Краббе, лейкодистрофии. При поперечном предлежании плода может возникнуть поперечное поражение спинного мозга. У новорожденного сначала будет гипотония и слабость ниже уровня поражения, а со временем перейдет в спастическое напряжение. Еще один страшный вариант – полиомиелит – вирусная инфекция, поражающая мотонейроны спинного мозга. Диагностика заболевания – дело детского невролога. Профилактика – соблюдение календаря прививок! Заниматься самодиагностикой и самолечением недопустимо.
Гипотонус, обусловленный полиомиелитом
Врач невролог Кобзева С.В
Категории
- Анализы и диагностика(0)
- Беременность и роды(85)
- Бесплодие(0)
- Болезни сосудов(0)
- Болезни уха, горла, носа(0)
- Гастроэнтерология(0)
- Генетика и прогнозы(8)
- Гинекология(19)
- Глазные болезни(0)
- Диетология(0)
- Диетология и грудное вскармливание(49)
- Иммунология(0)
- Инфекционные болезни(0)
- Кардиология(0)
- Кожные болезни(0)
- Косметология(0)
- Красота и здоровье(0)
- Маммология(11)
- Маммология для Пап(1)
- Наркология(1)
- Нервные болезни(0)
- Онкология(9)
- Онкология для Папы(3)
- Ортопедия(0)
- Педиатрия(76)
- Первая помощь(0)
- Пластическая хирургия(0)
- Половые инфекции(0)
- Проктология(0)
- Психиатрия(0)
- Психология(16)
- Психология для Папы(6)
- Пульмонология(0)
- Ревматология(0)
- Репродуктивная система мужчины(3)
- Сексология(0)
- Спорт, Отдых, Питание(4)
- Стоматология(0)
- Счастливое детство(18)
- Урология и андрология(7)
- Хирургия(0)
- Эндокринология(0)