Как научить ребенка не стесняться
Часто человек тянет “стеснительность” из детства во взрослую жизнь, смиряясь с ней и даже не пытаясь измениться. Вот так и вырастают ”рохли” и “мямли”. Что должны сделать взрослые, чтобы помочь ребенку преодолеть застенчивость.
Каждый родитель переживает за своего ребенка, нам хочется, чтобы он нашел свое место в жизни, стал успешным. И почти все мы уверены, что стеснительность не станет хорошим спутником жизни. Как побороть ее, не нарушая при этом индивидуальность? Действовать нужно спокойно и терпеливо.
Не упрекайте чадо в его стеснительности, не напоминайте о ней каждый раз, не ставьте в пример других детей, у которых отсутствует робость, особенно в их присутствии. Это только еще больше закомплексует малыша и укрепит застенчивость.
- Чтобы хоть немного раскрепоститься, необходимо общаться с другими детьми, и родители должны помочь в этом своему ребенку. Приглашайте в гости Ваших друзей с детьми. Если Ваш малыш не идет на контакт, то вступите в беседу сами, постепенно пытаясь разговорить и ребенка, задавая ему вопросы. Помогите своему чаду почувствовать себя в безопасности с помощью доверительных слов и физического контакта. Заранее расскажите о тех людях, которые должны к Вам прийти.
- Если Вы и ругаете ребенка, то говорите ему, что он может сделать лучше, нужно только постараться. Что Вы верите в него.
- Если у малыша есть физические недостатки, то не стоит постоянно жалеть его и делать вид, что никто их не замечает. Малыш должен с рождения понимать, что он не такой как все, но своей заботой и любовью, Вы должны убедить его в том, что с его недостатком можно жить долго и счастливо. И что друзей можно заслужить своей открытостью и дружелюбностью. Также объясните, что люди разные и могут встретиться те, которые будут обзываться и дразниться, и научите, как реагировать в таких ситуация. Научите ребенка быть общительным и не воспринимать все близко к сердцу.
- Хвалите малыша за любые, даже незначительные успехи. Если ему не удается что-то сделать, всегда предлагайте свою помощь.
- Научите ребенка в случае неудачи, относиться к провалу с юмором и попробовать еще раз.
- Если вы понимаете, что чадо испытывает желание что-то попробовать сделать, но стесняется, сделайте это вместе.
- Если вы видите неадекватное поведение воспитателя или учителя, по отношению к своему ребенку на протяжении какого-то времени, то стоит задуматься о переводе малыша в другое учреждение.
Застенчивость
Застенчивость — один из частых симптомов младшего подросткового возраста. Но ее предвестники можно увидеть гораздо раньше: в возрасте 5-6 лет родители отмечают, что ребенок замыкается в себе. Он стесняется, когда в дом приходят гости, не участвует в детских спектаклях и, как правило, с трудом ходит в детский сад или многолюдные места. Некоторые дети даже заболевают перед приходом гостей или из-за необходимости идти в гости!
А когда ребенок достигает школьного возраста, эта проблема становится особо острой. Ведь сюда добавляются все те особенности развития, в том числе и физиологического, о которых мы уже говорили.
Что же такое застенчивость? Застенчивость (стеснительность, робость) — состояние психики и обусловленное им поведение человека, характерными чертами которого являются нерешительность, боязливость, напряженность, скованность и неловкость в обществе из-за неуверенности в себе или отсутствия социальных навыков. В переводе на русский язык это определение из словаря означает, что человек боится, постоянно находится в ожидании удара, потрясения от окружающего мира.
Конечно, застенчивость — это определенный стресс для организма и психики. Как же нам помочь ребенку?
- На помощь придет позитивное мышление. Приучайте ребенка находить плюсы в общении, в людях. Пусть он самостоятельно выделяет эти плюсы, а еще лучше — записывает.
- Не пугайте его сами. Часто именно от взрослых идет настрой, что весь мир опасен и кругом враги. Думайте над тем, что вы говорите, как вы отзываетесь об учителях, детях и родственниках.
- Учите ребенка дышать! Странный совет? Ведь все умеют дышать? Нет, это как раз один из сильных способов управления психикой. Вдох, выдох — лучше отойти в сторону, если нет возможности делать эти вдохи тихо, про себя. При этом отслеживать это время по часам. Цикл: 45 секунд дыхания — по плану и 45 секунд — в обычном режиме. Мозг отвлекается на выполнение этого задания и забывает о своей панике по поводу стресса от общения.
- Учите стихи. Тоже смешно? Нет! Учите с ребенком длинные стихи — вместе. А потом вставайте с ним вдвоем или вместе с другими членами семьи перед зеркалом и начинайте декламировать. Это начало тренировки для публичных выступлений. Это шаг к избавлению от излишней застенчивости. Ребенок должен оценить, как выступил он и как — вы, поставить оценку по 10-балльной шкале вам и себе тоже.
- Приглашайте людей в дом. На своей территории проще справляться со страхами и застенчивостью.
- Устраивайте спектакли, концерты — пока для своих родственников, на праздники.
- Введите традицию ежегодных фотосессий. На красивых снимках всем нравится смотреть на себя.
- Покупайте ребенку яркую одежду. Помогая ему быть «серой» мышкой, вы делаете только хуже.
Путь к исцелению и спокойствию вы сможете пройти только вместе!
Источник
Основные причины стеснительности
Иногда проблема решается сама собой, как только мы находим и устраняем ее причину. Что же чаще всего лежит в основе стеснительности?
- Генетика. Все мы наследуем те или иные качества от своих близких родственников. Скромность тоже может просто передаться по наследству.
- Темперамент. Из 4 существующих типов стеснительность свойственна меланхоликам и флегматикам. Они от природы более закрыты и ориентированы на внутренние переживания.
- Родители. В большинстве случаев дети считывают и копируют модели поведения значимых взрослых. Если кто-то из них робок и стеснителен, то вероятность, что ребенок переймет данные качества, очень велика.
- Стиль воспитания. Иногда мама и папа сами создают благоприятную почву для развития стеснительности, не осознавая этого. Авторитарный стиль воспитания, частая критика и множественные запреты накладывают свой отпечаток на поведение ребенка.
- Жестокость. Психологическое и физическое насилие делает ребенка тревожным, пугливым и закомплексованным.
- Вынужденное длительное отсутствие общения. Бывает, что малыш часто сидит дома в силу внешних причин. Это могут быть его частые затяжные болезни или уклад семьи, когда взрослые не оставляют ему возможностей для общения с другими детьми.
- Гиперопека. Бывает в семьях, где родители сами чересчур мнительны и тревожны. Они так боятся за своего кроху, что буквально отгораживают его от окружающего мира. В данном случае происходит намеренная изоляция ребенка и недопущение взаимодействия с окружающими.
Хвалите вместо необоснованной критики
Ребенок, постоянно сталкиваясь с критикой со стороны мамы и папы, непременно начинает верить в свою несостоятельность. Отсюда стеснительность, неуверенность в себе и многочисленные страхи не оправдать ожидания родителей.
Похвала мамы и папы — вот, что нужно ребенку для гармоничного развития. Хвалите малыша за успехи, грандиозные и не очень, поощряйте все его начинания, подбадривайте. Но как говорят психологи, похвала может быть разной — правильной и неправильной. Итак, ваш малыш сделал что-то хорошее, как вы можете отреагировать на это?
«Хвалите усилие, а не результат, — советует Инна Александровна. — Отметьте старания ребенка: «Должно быть, тебе не просто было отдать половину конфет своему другу. Это был щедрый поступок с твоей стороны!». Так вы покажете ребенку, что вы цените его усилия и понимаете, что быть щедрым не так просто. Малыш может и не нуждаться в оценке своих действий, ему гораздо важнее знать, что вы видите его старания».
«Старайтесь обращать внимание не на способности ребенка, а на то, что конкретно он сделал, и отмечайте это в своей похвале: «Я вижу, что ты убрал все игрушки. Здорово, что в комнате теперь чисто»
Эти слова будут более уместными, чем «какой ты у меня чистюля», — поясняет Инна Александровна.
«Еще один способ похвалить ребенка — подробно расспросить его о проделанной работе. Своими вопросами вы поможете малышу научиться самостоятельно оценивать достигнутые результаты. «Тебе нравится твой рисунок?», «Что было самым сложным?», «Как тебе удалось нарисовать такой ровный круг?» — вот те вопросы, которые можно задать своему ребенку, хваля его», — советует Инна Александровна.
«Иногда важно просто быть рядом с ребенком, и слова здесь не нужны
Если малыш обращает на вас свой взгляд, желая привлечь внимание, посмотрите на него в ответ или обнимите. Эти со стороны малозаметные действия скажут ребенку о многом — о том, что вы рядом, о том, что вам не безразлично то, что он делает», — добавляет Инна Александровна
Застенчивость: плохо ли это?
Для начала стоит сказать, что застенчивость в большинстве случаев не значит ничего негативного. Это просто индивидуальная черта характера. Застенчивый ребенок со здоровой самооценкой поддерживает зрительный контакт, вежлив и спокоен. Волноваться следует только тогда, когда робость начинает серьёзно мешать ребёнку в реальных ситуациях. Многие люди не понимают застенчивость и приравнивают её к проблеме. На самом деле эта тактика поведения не так уж плоха, чтобы с ней бороться любой ценой
“Застенчивые” дети обычно глубоко мыслят и проявляют похвальную осторожность. Они сдержанны с незнакомцами и не проявляют излишнего доверия
Они изучают каждого человека, чтобы понять, стоит ли усилий отношения с ним. Застенчивые дети часто имеют такой внутренний покой, что робость является одним из способов его защиты.
Но у других некоторых детей застенчивость – это проявление внутренних проблем, а не внутреннего покоя. Он избегает зрительного контакта, беспокоится и имеет много поведенческих проблем.
Семейный портрет
Когда ребенок приходит в этот мир, у него не развито чувство понимания своего «я»: кто он? И отношение к нему родителей (или фигур, замещающих родителей) дает возможность сформироваться внутри у него такого понимания. Манера общения родителей с детьми, тип воспитания, принятый в семье, может спровоцировать развитие застенчивости у малыша.
Психологи выделяют четыре типа воспитания:
1. Авторитарный. Это тот тип воспитания, когда родители заставляют ребенка выполнять некие требования, не всегда соотносимые с его возрастом и развитием. Авторитаризм, полностью отрицающий потребности ребенка, может привести к развитию застенчивости. Тут нужно понимать, что застенчивость можно развить и воспитать в ребенке. И воспитать настолько, что из привычки она станет чертой характера. У ребенка формируется ощущение, что они ничего не способен сделать сам, и мир для него опасен. Он понимает: что бы он ни сделал, это всегда будет недостаточно идеально, не достаточно хорошо для родителей. Тогда он будет избегать ситуаций, в которых может испытать тревогу, страх, насилие или реальную опасность.
Самое печальное, что родители, культивирующие такой тип воспитания, искренне желают добра своим детям
Именно поэтому они настойчивы в своих запросах и требованиях к ребенку, потому что полагают, что должны научить ребенка чему-то очень важному. Например, в год — читать и завязывать шнурки
С одной стороны, это забота о ребенке, а с другой — скрытая потребность родителя получить от него то, что ему самому не хватает. Чаще всего это неуверенный в себе родитель, который не достиг чего-то в жизни, который использует ребенка как средство для демонстрации себя («Посмотрите, какой он у нас гениальный и талантливый!»).
2. Либеральный (его еще называют демократическим или попустительствующим) — это тип воспитания, при котором родители дают ребенку возможность делать все, что он считает необходимым. На самом деле, поскольку ребенок очень мал, он в глубине души осознает опасность внешнего мира и нуждается в поддержке (а порой и в жестком ограничении своих действий). И то, что родители понимают как уважение и любовь к ребенку, на самом деле воспринимается им самим как отсутствие и любви, и заботы. И этот вид воспитания может развить симптомы застенчивости. Зная о том, что «туда ходить нельзя», малыш все-таки идет и действительно попадает в очень серьезные ситуации, получая опыт, что мир для него крайне опасен. А все потому, что нет навыков, ведь родители не показали, как с этими опасностями справляться.
3. Авторитетный тип воспитания — тот, когда родитель ребенку спокойно говорит: «Я тебя научу». Этот родитель очень внимателен к своему чаду. В самом начале, когда малыш на руках матери впервые проявляет тревогу, она ему отвечает — «все нормально», «ты в порядке», «я тебя поддержу». Такие родители очень внимательны и наблюдают за развитием ребенка, они никогда не заставят его делать то, что ему не под силу. Им не придет в голову учить его читать или считать с пеленок. Они будут учить его первичным навыкам нахождения в мире. Они научат его справляться с эмоциями. Такие родители — это уверенные в себе люди — хорошо проведут своего детеныша по этому пути.
4. Воспитание по типу двойной связи — самый опасный тип воспитания, когда «попустительствующая» манера в какой-то мере сочетается с авторитарной («Ты туда сходи, сделай это, а я за это тебя накажу, или унижу, или обсмею»). При таком общении с родителями у ребенка невероятно высок уровень тревоги. С одной — стороны побуждение, с другой — страх, что его никто никогда не поддержит, что мир опасен, что если он, рискуя, все-таки пойдет туда, то все равно все итог будет плачевным. За этим последует решение: «Я начну избегать любых контактов», которое на начальном этапе будет выглядеть как застенчивость. Бесконечная тревога, которая отбирает у ребенка огромное количество сил, не оставляет ему энергии для действий, движений. Такой ребенок постоянно подвержен апатии. И уж тем более он никогда не будет принимать на себя ответственность за свои решения, поступки. Скорее всего, здесь компенсаторно в такой ситуации сработает обвиняющая позиция: «Виноваты все, но не я. Это сегодня погода такая! Не так на меня посмотрели, а так бы я все сделал отлично».
Застенчивость — это проблема?
Скромность придает некоторое очарование. Малыш отзывчив, максимально доброжелателен, готов всегда помочь друзьям. Но такое поведение может стать бедой, если у ребенка не получается нормального общения, игр со сверстниками. Его пугает обстановка неопределенности, посторонние люди. Он внутренне переживает, хотя неспособен пересилить себя.
Такие незначительные штрихи позже становятся огромной проблемой. Застенчивые дети остаются одинокими, поскольку им сложно создать семью. Скованность провоцирует отсутствие успешности в работе. Поэтому обязанность родителей — помочь ребенку, научить его взаимодействию с окружающими.
Каким вырастет стеснительный малыш
Многие семьи недооценивают значение низкой самооценки детей, считая ее личной особенностью, и игнорируют принципы общения с застенчивым ребенком. По мнению специалистов дефицит общения, неумение налаживать контакты способны сильно омрачить дальнейшую жизнь.
Могут проявиться такие проблемы:
- плохая успеваемость;
- профессиональная неуверенность;
- неспособность принимать ответственные решения;
- неумение отстаивать свою позицию;
- отказ проявлять имеющиеся способности;
- страх неудачи в личной жизни.
Взрослый, бывший робким малышом, не сознает своей личностной ценности. Он постоянно ищет компромиссов, ущемляя собственные интересы.
Пять «нужно»
Делиться опытом. Наверняка, были ситуации, когда у вас дрожали руки, сбивалось дыхание, а живот сводило от волнения — иными словами, вы стеснялись? Поделитесь воспоминаниями о своих переживаниях. Скажите, что стеснительность — это естественное чувство, с которым при желании можно легко справиться. Подавайте пример: спрашивайте у прохожих время или дорогу к магазину. Малыш должен видеть, что свободное общение с незнакомыми людьми — это нормально и не так уж страшно.
Укреплять у ребенка веру в себя. Постарайтесь сформировать у него чувство собственного достоинства: поменьше ругайте за неудачи и побольше хвалите за достижения («У тебя все получится», «Ты хорошо очень хорошо подготовлен», «Ты самый ловкий и спортивный»).
Оказывать поддержку. Застенчивый ребенок очень нуждается в чувстве безопасности. Дайте ему уверенность в том, что вы всегда будете рядом, когда понадобится помощь. Входя в комнату, полную народа, не выталкивайте его вперед и не оставляйте в одиночестве. Напротив, держите за руку, пока он не почувствует себя в своей тарелке, и сам не отпустит вас. На детской площадке сами заводите разговор с другими малышами и их родителями: через некоторое время ваше чадо вас с радостью поддержит!
Расширять кругозор. Поощряйте совместные игры и походы гости, сами приглашайте друзей, устраивайте совместные вылазки на природу. Не требуйте от маленького ребенка немедленного включения в диалог или игру — дайте ему время освоиться и привыкнуть к новой обстановке, но постепенно «раздвигайте» границы общения.
Обратиться к специалисту. Если вы видите, что у вас ничего не получается, и застенчивость продолжает набирать обороты, обратитесь к детскому психологу. Он поможет определить, что скрывается за детской робостью, позанимается с ребенком индивидуально или даст рекомендации походить на специальные занятия. Не стоит жалеть на эту работу времени и сил: часто на работу по раскрепощению приходится тратить столько же времени, сколько застенчивость формировалась.
Поговорим о плюсах застенчивости.
Избирательность в дружбе. Такой ребёнок будет крайне тщательно и долго выбирать друзей. Он не может доверять всем подряд
А наоборот, проявит осторожность в нужный момент.
Наблюдательность. Застенчивый малыш испытывает трудности в общении и сторонится от шумных компаний и активных игр. Обычно он стоит в сторонке и тихо наблюдает за сверстниками .
Самообразование и саморазвитие
Нередко малообщительный застенчивый ребенок замещает общение с друзьями книгами и учебой. Как правило, они преуспевают в школе и в университете.
Обычно он стоит в сторонке и тихо наблюдает за сверстниками .
Самообразование и саморазвитие. Нередко малообщительный застенчивый ребенок замещает общение с друзьями книгами и учебой. Как правило, они преуспевают в школе и в университете.
Не делают резких решений. Если у застенчивого ребёнка появляется проблема или сложность, то они подходят к решению со всей серьёзностью и обстоятельностью. В итоге они принимают самое верное решение.
Причины
Психологи, работая с застенчивым ребенком, утверждают, что такая черта характера передается малышам по наследству. Хотя сложно выделить определяющие факторы, влияют на дальнейшее формирование личности. Одно доказано — если родители не учат на своем примере легкости общения, тогда дети никогда не победят излишнюю скромность.
Провоцируют проявления проблемы такие причины:
- Развитие навыков, которые малыш неспособен освоить. Это вызывает у взрослых недовольство, а дети замыкаются.
- Неумение родителей научить ребенка заводить беседу, после чего у него появляется сильный страх перед общением со сверстниками.
- Чрезмерная дисциплина — строгость не позволяет иметь право голоса.
- Неодинаковое воспитание разнополых детей вызывает непонимание того, как следует играть мальчикам с девочками и наоборот.
Основные симптомы застенчивости у ребенка
Общие признаки
К ним относят осторожность и внимательность к каждому шагу. Такие дети практически никогда не падают с велосипеда, ведь им проще вообще на него не садится, чтобы такого не произошло
Тихий голос, повышение артериального давления, учащенный пульс, дискомфорт в животе, обильное потоотделение, ощущение напряжения во всех группах мышц, волнение — основные виды реакции организма детей на стресс. Возможно также появление румянца на щеках. Наиболее часто именно эти симптомы первыми оказывают свое отрицательное влияние на ребенка и преследуют его везде.
Самокритичность. Такие дети чересчур требовательны и жестоки по отношению к своей личности. Им постоянно кажется, что они недостаточно выкладываются в той или иной сфере деятельности. Также это касается внешности и манеры общения с представителями противоположного пола. Ребенок не чувствует себя полноценным, считает недостаточно хорошим в сравнении с другими. Как результат становится отчужденным и отдаленным от остальных.
Скрытность. Эта черта подразумевает замкнутость в любом коллективе. Будь то школа или дом, малыш не может поделиться ни с кем своими мыслями и соображениями. В кругу людей такие дети пытаются стать незаметными, исчезнуть из толпы и не любят, когда к ним привлекается слишком много внимания. Рассказать свое мнение или попросить совета они могут лишь у отдельных людей, и если сами того захотят.
Стеснительность. Почти каждый человек получает ничем не заменимое чувство удовлетворения, когда его хвалят, но только не эти дети. Им лучше находиться в тени своих сверстников или же вообще оставаться незамеченными среди остальных. Свои амбиции они предпочитают скрывать и не афишировать, даже если являются обладателями многих талантов.
Пугливость. Черта не является специфичной, но очень часто сопровождает застенчивого ребенка. Наиболее выраженным выступает страх перед чем-то новым. Это может быть как нежелание менять привычную старую одежду, так и переезжать на новое место жительства. Очень трудно им дается установление контакта с незнакомыми людьми, а заводить новых друзей такие дети, как правило, вовсе не хотят.
Нерешительность. Если обычного ребенка позвать в поездку, он не станет задумываться прежде, чем согласится. А вот застенчивые дети будут долго взвешивать все и сомневаться. Это касается всего — какое мороженное выбрать, какую обувь купить и что подарить на день рождения. Эти вопросы будут мучить и прокручиваться в голове по несколько раз. Только взвесив все «за» и «против», будет дан какой-то ответ.
Нарушение речи. Часто такое проявление свидетельствует о запущенном состоянии. Дети, которые страдают от застенчивости из-за страха и неуверенности, начинают заикаться и запинаться. Скорее всего впервые это произойдет во время выступления на публике (концерты в садике или школе). И даже если дома рассказ стихотворения не вызывает дополнительных трудностей, в кругу незнакомых людей всё может резко поменяться.
Обратите внимание! Очень часто перечисленные признаки не считают тревожными и принимают за капризы ребенка, наказывая его за это. В результате такого обращения ещё больше угнетается состояние малыша.
Признаки
Для начала давайте подумаем: а как определить, что перед нами стеснительный ребенок? На самом деле это легко заметить, если немного за ним понаблюдать, «стесняшка» всегда выделяется из толпы. Как правило, он малообщителен, в гостях почти не отходит от родителей. Не принимает участия в играх с другими детьми (или играет один, или наблюдает со стороны). Существует еще ряд моментов:
Физиологические признаки. Когда малыш стесняется, у него учащается сердцебиение и дыхание, появляется потливость, краснеют щечки. Он выглядит напряженным, как пружина. Говорит тихо, старается избегать внимания к своей персоне
А если кто-то вдруг обращает на него внимание, начинает волноваться еще сильнее. В это время малыш ощущает значительный дискомфорт.
Чрезмерная строгость к себе
Ребенок часто критикует собственную внешность, способности, поведение, особенности. Он занижает свои заслуги и считает, что другие лучше и успешнее, чем он. Из-за подобного мышления ребенок обрастает комплексами и старается как можно меньше общаться с людьми.
Ребенок замыкается. Его сложно вовлечь в коллективную деятельность или разговор. Шумным играм со множеством участников предпочитает спокойствие и одиночество, на вопросы отвечает односложно, ему не нравится что-то долго рассказывать.
Не любит быть в центре внимания, даже если его хвалят. Публичное признание заслуг для него также настоящий стресс.
Консервативен. Любит бывать в знакомой обстановке и ситуациях. Опасается всего нового, незнакомого. Боится выступать перед аудиторией, всеми силами пытается этого избежать.
Не уверен в себе. Из-за этого ребенку трудно дается принятие решений, он часто колеблется, сомневается. Подобные сложности могут вызвать и самые безобидные задачи.
Имеются нарушения речи. По причине тревожности и страха перед общением застенчивые дети часто заикаются, сбиваются с мысли, говорят невнятно или слишком тихо.
Откуда берется стеснительность у детей?
Стеснительность (застенчивость или робость) появляется результате неуверенности в себе. Ребенок боится получить отрицательную оценку и услышать критику в свой адрес от окружающих: учителей, воспитателей, ровесников, незнакомых или малознакомых людей. В этой ситуации ребенок не верит в свои силы, постоянно волнуется, что у него что-то не получится, и он будет осмеян.
Можно сказать, что стеснительность – это свойство характера, ведь даже у близнецов, воспитанных в одной семье в одинаковых условиях, характеры, как и «уровень застенчивости», бывают разными. Чем эмоциональнее и чувствительнее характер, тем более восприимчив он к критике, тем более робким окажется ребенок.
Ребенок боится попасть в неловкое положение, поэтому всеми силами пытается уйти от ситуаций, вызывающих у него волнение и стресс.
Физиологические и психологические признаки
Скромного малыша легко заметить. Он молчалив, в местах игр детей, находится в сторонке. Есть несколько основных критериев, позволяющих точно определить застенчивого ребенка:
- Учащенное сердцебиение, внезапное выделение пота, мышечное напряжение, покраснение лица. Эти симптомы выдают дискомфортное состояние. Часто к ним присоединяется избыточное волнение, шепот, осторожные действия.
- Самокритичность. Малыши требовательны к себе, считая, что они хуже остальных. Это относится к их поведению и внешности. Комплексы постоянно отдаляются их от сверстников.
- Замкнутость. Сложно вовлечь в общую беседу, вопросы игнорируются, одиночество предпочтительнее веселых игр.
- ·Стеснительность. Даже похвала не радует такого ребенка, ему комфортнее оставаться незамеченным.
- Пугливость. Боязнь любой новизны, незнакомых ситуаций. Спокойствие сохраняется лишь в привычном окружении.
- ·Нерешительность. Сложно самостоятельно что-то предпринимать из-за неуверенности в правильности своих мыслей и поступков. Даже простые задачи вызывают существенные проблемы.
- Нарушение речи. Ребенок малообщителен, стесняется говорить при незнакомых. Для него противопоказано выступление перед толпой. Страх способен спровоцировать заикание.