Объективные основания
Зуд – это ощущение, сопровождающееся потребностью почесать кожу. Существует несколько мнений по поводу его возникновения:
- раздражение определенных болевых рецепторов;
- возникает самостоятельно под действием медиаторов – гистамина, серотонина, адреналина, опиоидов и других.
В пользу второй теории говорит то, что зудящие ощущения появляются только в поверхностных слоях дермы и граничащих с ней слизистых, тогда как боль возникает в любой точке тела. К тому же боль и зуд способны проявляться изолированно друг от друга.
Зуд может быть локализованным либо распространяться на все тело. По причине возникновения его делят на:
- проприоцевтивный – появляется вследствие нарушения структуры дермы;
- невропатический – наблюдается при поражении нервной системы;
- нейрогенный – без поражения НС;
- психогенный – нарушения в психической сфере.
Все виды симптома различаются между собой по интенсивности, длительности и месту возникновения.
Зуд кожи тела часто имеет объективные причины и сопутствует какому-либо заболеванию. В первую очередь, к таковым относят болезни кожи:
Вид болезни | Причина | Почему зудит | Локализация ощущений |
Дерматит | Нервное перенапряжение, действие холода, аллергены | Мелкие высыпания, шелушение дермы. | Любая часть тела |
Дерматофития | Грибок | Жизнедеятельность грибов в верхних слоях кожи | Волосистая часть головы, гладкая кожа |
Лишай | Грибки и вирусы на фоне сниженного иммунитета | Шелушение эпидермиса | Волосистая часть головы |
Педикулез | Вши | Укус паразита | Голова, лобок |
Псориаз | До конца не выяснена. Предположительно: низкий иммунитет, наследственность, инфекции | Сухие, чешуйчатые высыпания | Локтевые сгибы, голова, поясница, слизистая половых органов |
Чесотка | Клещ | Укус паразита и появление пузырьков. Сопровождаются сильным зудом, который усиливается к вечеру | Межпальцевая область |
Ксероз | Инфекции, гепатит, цирроз печени, болезни почек | Огрубение и шелушение кожного покрова | Любые участки тела |
Нейродермит | Стрессы, аллергии, гормональные и пищеварительные нарушения | Поражение верхнего слоя кожи | Шея, кожные складки, сгибы коленей, локтей |
Еще одним кожным заболеванием, вызывающим «чесотку», является экзема. Считается, что она возникает на фоне сниженного иммунитета. Спровоцировать ее могут стрессы, нервное перенапряжение, а также гормональные сбои, аллергические реакции.
Экзема характеризуется образованием очагов высыпаний в виде «мокрых» волдырей и прыщей, в отдельных случаях сухих. Зуд при этом состоянии просто невыносимый, он является главным симптомом патологии. Элементы локализуются на шее, голове, сгибательных поверхностях локтей, лодыжек и коленей.
Кожа может чесаться при наличии заболеваний внутренних органов:
- Почек – симптом проявляется на коже и в области половых органов.
- Печени – распространяется на лицо и руки, при этом кожный покров желтеет.
- Щитовидной железы – сухая, шелушащаяся и зудящая кожа рук и лица.
- Анемии.
- Диабета – кожа и слизистая половых органов начинает чесаться из-за повышения уровня глюкозы крови.
- Онкозаболеваний.
- Гормональных расстройств – климактерический период, беременность, менструальный синдром.
- Вирусных инфекций – герпес, СПИД.
- Обезвоживания.
Как проявляется синдром у взрослых
У взрослых людей СДВГ симптомы встречаются нечасто. Многие из них прошли курс терапии в детстве, другие просто приспособились к жизни в современном обществе, а некоторые из них вовсе не догадываются о наличии психического расстройства.
Чаще всего взрослые люди обнаруживают у себя признаки СДВГ в тот момент, когда этот диагноз ставится их детям. Тогда они понимают, что депрессии, беспокойство и отсутствие концентрации внимания связаны именно с этим расстройством.
Для взрослых пациентов наиболее характерными будут такие СДВГ симптомы:
одним из основных симптомов СДВГ является неустойчивость внимания, но у взрослых людей он проявляется не во всех сферах. Больному сложно концентрироваться на выполнении рутинных делах. Он будет забывать вовремя оплачивать счета, принимать лекарственные препараты, производить уборку в доме и т.д. Но если речь зайдет о чем-то новом и необычном, то человек с СДВГ способен к концентрации
Фильмы ужасов, рискованные виды деятельности и склонность к созданию конфликтных ситуаций – все это перенасыщено стимулирующими факторами, заставляющими концентрировать внимание, даже если обычно с этим возникают сложности. Кроме того, люди, имеющие СДВГ симптомы, способны концентрироваться на личных проблемах, особенно в период снижения настроения;
СДВГ симптомы включают в себя рассеянность
Больной человек не способен отключиться от несущественных вещей. Если присутствует раздражающий фактор, то все мысли и разговоры такого человека будут крутиться вокруг него. Маленькому ребенку сложно справиться с этим симптомом, но, взрослея, человек учится жить с этим. Они обрезают все ярлычки на одежде, так как у них повышена тактильная чувствительность. Приобретают вещи точно по размеру, в противном случае они находятся в постоянном дискомфорте. Для того, чтобы уснуть, они используют некий белый шум. Такая звуковая завеса позволяет абстрагироваться от других звуков и заснуть. Многие пациенты, особенно женщины, не могут концентрироваться во время секса, что не позволяет им достигать оргазма;
люди, имеющие симптомы СДВГ, не организованны. Практически всегда их окружает беспорядок, в их комнатах разбросаны вещи, на рабочем столе хаос, в чуланах сложно найти нужную вещь. Кроме того, больные в больших количествах поглощают кофе и курят, потому что кофеин и никотин являются мощнейшими стимуляторами для них;
перечисляя СДВГ симптомы, необходимо упомянуть практически полное отсутствие внутреннего контроля. Люди, страдающие этим расстройством, не задумываются прежде, чем что-то сказать, поэтому у них часто возникают проблемы с окружающими людьми. Они не могут ставить перед собой долгосрочные цели, важные дела оказываются отложенными на последний момент.
Если у взрослого человека будут проявляться описанные выше симптомы СДВГ, то у него возникнут трудности с личной жизнью и трудоустройством. Данное расстройство приводит к появлению хронической забывчивости, постоянным опозданиям, невозможности контролировать вспышки гнева и импульсивности.
Диагностика СДВГ у взрослых более сложная, чем у детей. Врач должен произвести оценку поведения пациента в детстве и во взрослой жизни. Если будут обнаружены одинаковые СДВГ симптомы, то можно говорить о наличии расстройства. В качестве диагностических методов используется беседа с членами семьи и близкими людьми пациента, психологическое тестирование и полное медицинское обследование.
Если вы обнаружили вышеописанные симптомы у себя или своего ребенка, обязательно обратитесь за помощью к специалистам. Это расстройство является постоянным, его невозможно полностью вылечить, но при своевременной терапии удается заметно снизить выраженность проявлений расстройства и улучшить качество жизни больного человека.
Как ЗПР переходит в УО
Дефекты психической деятельности при задержке ПР склонны трансформироваться как в сторону прогресса, так и в сторону регресса. Например, известны случаи, когда ребенок в детдоме, находясь как будто в замороженном состоянии, не ходит, не разговаривает, застывает в одной точке, будучи усыновленным благополучной семьей, буквально за неделю обучается всем навыкам, соответствующим его возрасту. Он быстро набирает вес, налаживает коммуникативные навыки.
С другой стороны, замедление темпа развития способно нарастать, усугубляя свои проявления. К тому же, термин ЗПР применим только для дошкольников и младших школьников. Если после младшего школьного возраста признаки задержки развития психики сохраняются, то оно переходит в категорию умственной отсталости.
Главную роль в прогрессировании симптомов задержки психического развития играет несвоевременно принятые или полностью проигнорированные меры коррекции состоянии
Очень важно начинать коррекционное лечение таких детей как можно раньше. Оно требует специального обучения
Обычные школы не могут создать необходимые условия, чтобы принять таких малышей. В случае, когда время упущено, наблюдается углубление имеющихся дефектов по всем фронтам:
еще больше искажаются познавательные процессы – внимание, восприятие, память, что неизбежно приводит к снижению интеллектуальной деятельности;
как письменная, так и устная речь не прогрессируют. Ребенок не способен получать информацию извне в достаточном количестве, из-за чего замыкается в себе
Коммуникативные связи с миром разрываются. Налаживание контакта со сверстниками, членами семьи становится практически невозможным. Таким образом, происходит самоизоляция малыша, уход в себя;
в связи с регрессом познавательных способностей, детям с запущенной формой ЗПР сложно осваивать даже элементарные навыки. Не происходит закономерной возрастной смены деятельности с игровой на учебную;
эмоциональная сфера разлаживается. Ребенок становится лабильным, не контролирует свои эмоции.
Особую роль играют взаимоотношения с родителями, в частности, с матерью. Ощущая раздражение, отсутствие поддержки, любви с ее стороны, малыши превращаются в капризных, обидчивых и упрямых задир, либо впадают в ступор. Отсутствие эмоциональной связи порождает, помимо личностной деградации, страхи и тревогу.
В целом, дети теряют связь с окружающим миром. В будущем им становится сложно адаптироваться к коллективу, определиться и получить профессию, наладить межличностные отношения. Запущенная стадия ЗПР делает ребенка инфантильным, неподконтрольным, рассеянным и беспомощным, и способна подвести к чертам, соответствующим умственной отсталости.
Меры предосторожности
Для определения склонности к аллергии берут специальные пробы в рамках диагностики для выбора лекарственных препаратов. Делается анализ мочи и крови для определения аллергенов.
Лучше перед посещением бассейна сделать необходимые исследования на непереносимость хлора, чтобы избежать негативных последствий. Обычно подвержены аллергии сверхчувствительные люди со склонностью к другим видам бытовой аллергии (на пыль, моющие средства). В таких случаях высыпания и шелушение появляются после первого же посещения.
Длительные и частые сеансы плавания приводят к постепенному развитию симптомов. Рекомендуется сокращать время водных процедур, пользоваться кремами против шелушения (увлажняющими).
СРОЧНО к прочтению! ЖМИ прямо сейчас
Аллергии на хлорированную питьевую воду не бывает. Достаточно ее прокипятить и можно пить, не боясь отравлений, так как способ обработки и дозы активного компонента,гипохлорита натрия, сильно отличаются от воды в бассейне.
Профессиональной склонности к раздражению кожи после проведения влажной уборки помещений (использования хлорки) способствует мытье без перчаток. Поэтому нужно пользоваться ими каждый раз. Уборщицы страдают аллергией гораздо чаще. Рекомендуется сменить моющие растворы на безопасные.
Как выявить школьную дезадаптацию
Вот несколько типичных признаков:
Повышенная утомляемость
Ребёнок жалуется на усталость при малейших нагрузках, не проявляет инициативы на уроках.
Рассеянное внимание. Школьник не может долго усидеть за партой, постоянно отвлекается, отвлекает других или просто сидит на уроках с отсутствующим видом.
Измождённое состояние
Бледность, нездоровый румянец, опухшие веки, синева под глазами и над верхней губой. Возможны головокружения, кровотечение из носа и даже обмороки.
Проблемы с общением. Ребёнок ведёт себя замкнуто, старается быть незаметным: сторонится одноклассников, ходит на цыпочках.
Проблемы с дисциплиной. Ученик всё время опаздывает на уроки, хамит учителю, ругается со сверстниками.
Повышенная тревожность. Школьник боится отвечать на уроках, сомневается в себе, паникует, совершает навязчивые движения.
Прокрастинация. Нередки случаи, когда дезадаптированные дети прогуливают школу, а дома имитируют работу над домашними заданиями.
<<Форма демодоступа>>
Как помочь предотвратить агрессивное поведение
Вот профилактические меры.
Проявляйте любовь. Чем большей заботой и контактом окружён ребёнок, тем меньше ему приходится прибегать к негативным эмоциям для привлечения внимания.
Никогда не поднимайте руку. Психологи сходятся во мнении, что даже «несерьёзное» физическое наказание (например, шлепок по попе) может травмировать психику ребёнка и впоследствии привести не только к вспышкам агрессии, но и неумению отстаивать границы, страху перед окружающими и низкой самооценке.
Соответствуйте своим же требованиям. Если мама пытается объяснить недопустимость агрессии, а сама при этом кричит — слова расходятся с делом. Если папа говорит, что использовать нецензурные слова плохо, а сам ругается — у ребёнка в голове снова формируется неправильная картинка.
Найдите, куда выплескивать энергию. Полезно записаться на спортивные тренировки — спорт помогает избавиться от чрезмерной агрессии и навести порядок в голове.
Используйте психологические упражнения. Регулярно выезжайте в безлюдное место на природу, чтобы громко покричать в пустоту вместе с ребёнком — полезно для всей семьи. В домашних условиях можно порвать бумагу, побить грушу, избить подушку, поиграть с песком, водой — это экологичные способы выражать злость.
Повышенная температура
Избегайте действия жары. При высокой температуре окружающей среды может нарушиться работа нервов и головного мозга, что усилит имеющиеся неврологические нарушения. Рекомендуется не находится на открытом солнце, в жарком помещении, не посещать баню или сауну, не принимать горячий душ. Для создания комфортной среды используйте кондиционер (дома, в автомобиле, при вызове такси, указывайте на такую необходимость). Если Вам не удалось избежать действия повышенной температуры, помните, что усиление симптомов является временным, стойкого повреждения Вашей нервной системы не происходит.
Разберем типичные примеры
Оля, 7 лет. В школе девочка прилично учится. Но, вернувшись домой из школы, она подолгу плачет без всякой видимой причины. В классе Оля реагирует на все, что ей не по нраву, слезами, и это отталкивает одноклассников. Девочка переживает, но совладать с собой не может.
Мама Оли принесла с собой результаты ее школьного рисуночного теста. Когда девочка изображала словосочетание «тяжелая работа», она рисовала школьное здание. Школьный психолог абсолютно правильно определил: девочка испытывает сильные перегрузки.
Но мы же не можем каждому школьнику индивидуально подобрать учебную программу. Как быть?
Артем, 8 лет. Жалобы мамы на отсутствие интереса к учебе, многочисленные ошибки на письме, неудовлетворительные оценки, возбудимость, конфликтность, неудовлетворительное поведение в школе.
Артем не сидит спокойно на уроке, его прилежного поведения хватает минут на 10. Оценки в его дневнике многообразны — от двойки до четверки. Уроки он учит часов пять, поминутно отвлекаясь на любые мелочи. Хотя иногда, если впереди что- то интересное, мальчик может выполнить задания по всем предметам быстро и неплохо. «Умный, но ленится», — считает учительница.
С друзьями в классе у него неважно, поскольку часто он абсолютно неосознанно совершает поступки, принимаемые детьми как намеренно вредные. Поведение его становится бесконтрольным, и внешне это выглядит как дурашливость
Как наладить школьную жизнь Артема?
Юля, 11 лет. Жалобы родителей на абсолютную безграмотность, рассеянность, «глупые» ошибки в тетрадях, отсутствие интереса к учебе. Несмотря на эти недостатки, девочка очень умна, рассуждает как взрослая, на любые темы, адекватно себя оценивает. У меня сохранился отрывок из ее сочинения на свободную тему: « Жила – была Пуговка, их было четыре сестры на одной рубашке, а когда она оторвалась, ее пришили назад почему – то черными нитками. Она обиделась и решила оторваться навсегда. Она повертелась, покрутилась на тоненькой ножке, ниточка перетерлась, пуговка упала и потерялась… Сначала она закатилась в темную щель и пола и испугалась, что не выберется никогда, а потом, когда это ей удалось, она вытерла слезы и пошла путешествовать по свету…». Далее описаны приключения Пуговки в водопроводном люке, на куртке пожарника и так далее. Оценка учителя: «5» — за содержание и «2» — за грамотность, что вполне справедливо: ошибок в нем не счесть…
Откуда у умной девочки такие ошибки? Как поступать с Юлей?
Как проявляется рассеянность у ребёнка?
- Постоянно всё забывает, в том числе и школьные принадлежности;
- Допускает на письме множество описок, пропускает буквы в словах;
- Часто выполняет не те домашние задания;
- Не справляется с большинством заданий на контрольных и самостоятельных работах;
- С трудом запоминает правила, определения, стихотворения;
- Не может заниматься долгое время каким-то одним определённым делом и сидеть на одном месте;
- Имеет сложности в самоорганизации и самоконтроле;
- Часто теряет или забывает свои вещи, имеет беспорядок на рабочем месте;
- Испытывает трудности в общении со сверстниками, с учителями; имеет проблемы с поведением.
Лечение памяти
При нарушениях памяти и внимания лечение зависит от причины. Симптомы, связанны с психическими недугами, сосудистыми нарушениями, болезнью Альцгеймера или другими органическими патологиями, требуют разных подходов.
При проблемах с памятью лечение может включать в себя:
- Лекарства для коррекции сопутствующих заболеваний: препараты для контроля артериального давления, ангиопротекторы, гормонозаместительная терапия и другое.
- Если ЧМТ стала причиной ухудшения памяти лечение может включать в себя назначение анальгетиков с целью устранения болевого синдрома.
- При психических расстройствах с признаками тревожности и депрессии применяются седативные препараты и антидепрессанты.
- При деменции назначаются холинергические препараты, ноотропы, препараты, взаимодействующие с NMDA-рецепторами.
- Витаминотерапия и биодобавки применяются в составе комплексной терапии.
- Психотерапия: позволяет пациенту адаптироваться и улучшает прогноз.
- Рекомендации по изменению образа жизни и, при необходимости, инструкция по уходу за пациентом для родственников.
В некоторых случаях снижения памяти лечение позволяет полностью устранить проблему, но некоторые заболевания, например, болезнь Альцгеймера, излечить невозможно. Тем не менее, можно ослабить симптомы и замедлить их развитие. При расстройствах эмоционально-волевой сферы, плохой памяти, рассеянности, забывчивости лечение помогает пациенту сгладить симптомы и лучше адаптироваться к происходящему, а также облегчает уход родственникам.
Нарушения памяти — очень сложная мультифакториальная проблема, борьбой с которой должны заниматься высококвалифицированные специалисты.
Лабиринты для дошкольников
Начинать работать с лабиринтами можно уже с 3-4 лет. Для малышей интересно будет не просто пройти лабиринт, а помочь кому-нибудь, например, какому-нибудь животному или насекомому преодолеть трудность запутанного пути и достичь цели. Так игра превращается в полезное упражнение. А если потом ребенок еще имеет возможность раскрасить героя маленького приключения, то это добавляет дополнительную мотивацию.
Примеры страниц из моей книги О. Наумова «Лабиринты для детей. Простой уровень 4+»
В книге 50 лабиринтов и все они различной структуры, формы и сложности.
Книга рекомендована детям с 4 лет. Но советую ориентироваться на своего ребенка. Задания построены по системе «от простого к сложному».
Свойства озона
Озон — газ, обладающий специфическим запахом. Основная масса озона расположена в атмосфере в виде озоносферы на высоте от 10 до 50 км с максимум концентрации на высоте 20 км. Озон образуется под действием ультрафиолетовых лучей с длиной волны до 185 нм. Располагаясь в верхних слоях атмосферы, он задерживает вредное для всего живого ультрафиолетовое излучение Солнца и поглощает инфракрасное излучение Земли, препятствуя ее охлаждению.
Озон является аллотропической модификацией кислорода и подобно кислороду обладает окислительными свойствами. Различие заключается в том, что озон как вещество с большим запасом внутренней энергии легко распадается и становится более сильным окислителем. Озон относительно устойчив в кислых и нейтральных растворах, в высоких концентрациях токсичен.
Озон оказывает разностороннее влияние на различные органы и системы организма. В природных концентрациях озон обладает стимулирующим действием на организм человека: повышает устойчивость к холоду, действию токсических веществ, гипоксии, вызывает увеличение содержания гемоглобина и эритроцитов в крови, повышает фагоцитарную активность лейкоцитов, титр комплемента сыворотки крови, иммунобиологический потенциал организма i Исхакова Р.Р. Озонотерапия в офтальмологии / Р.Р. Исхакова, Ф.Р. Сайфуллина // Казанский медицинский журнал. — 2013. — Т. 94. — № 4. — С. 510-516. .
Низкие концентрации озона положительно действуют на дыхательную функцию, вызывают снижение или нормализацию артериального давления, стимулируют репаративные процессы в тканях, повышают активность ферментов дыхательной цепи и окислительного фосфорилирования i Исхакова Р.Р. Озонотерапия в офтальмологии / Р.Р. Исхакова, Ф.Р. Сайфуллина // Казанский медицинский журнал. — 2013. — Т. 94. — № 4. — С. 510-516. .
Озонотерапия позволяет решить широкий спектр проблем, основываясь на полезных свойствах озона:
- Детоксикация – вывод токсинов из организма.
- Антимикробное воздействие – озон способен уничтожить множество разновидностей микробов.
- Противовирусные свойства – газ разрушающе действует на вирусы, даже на те, которые устойчивы к противовирусным препаратам.
- Устранение воспалений, что делает его востребованным в лечении угрей.
- Липолиз – частичное расщепление жировых клеток, ускорение обменных процессов в подкожно-жировой клетчатке.
- Усиление восстановительно-окислительных реакций в организме.
- Сильное окислительное действие, вступление в реакцию с множеством образований и их последующее разрушение. Уничтожает бактерии, устойчивые к антибиотикам.
- У вредоносных микроорганизмов не возникает устойчивости к озону.
- Обезболивающий эффект, так как О3 связывается с веществами, которые отвечают за передачу болевых импульсов.
- Эффективность в лечении сосудистых патологий за счет снижения вязкости крови и тромбообразования.
- Антигипоксическое воздействие, благодаря насыщению крови кислородом и быстрой доставке ее в ткани.
- Стимуляция образования антиоксидантов, что положительно действует на иммунитет.
- Стимуляция синтеза АТФ, быстрое снятие усталости.
Причины ухудшения памяти
Факторами риска являются пожилой возраст, генетическая предрасположенность, артериальная гипертензия, повышенный уровень холестерина, лишний вес, низкий уровень образования, недостаток физической и социальной активности. Возраст — самая распространенная причина того, с чем связано ухудшение памяти. Большинство людей начинает жаловаться в 65-70 лет. Причина в возрастном изменении функциональной активности мозга. Наличие этих факторов должно настораживать, однако для развития патологического процесса их недостаточно.
Более ста заболеваний могут стать причинами того, почему теряется память. Среди них есть как обратимые, так и необратимые. Часто этот симптом становится первым сигналом наступившего расстройства, а затем уже присоединяются другие когнитивные и соматические нарушения. При ухудшении памяти причины могут быть следующими:
- травмы головы: падения, драки и аварии могут привести к когнитивным нарушениям, даже если человек не терял сознания;
- деменция: самое распространенная причина плохой памяти у взрослых после 65 лет. Существует несколько разновидностей деменции, и каждая имеет свои особенности клинической картины. Среди них деменция при болезни Альцгеймера, сосудистая деменция, лобно-височная деменция, деменция с тельцами Леви;
- заболевания головного мозга: опухолевые или инфекционные процессы в мозге могут стать причиной того, почему ухудшается память;
- болезнь Крейцфельдта — Якоба: быстро прогрессирующее нейродегенеративное заболевание. Если при нарушении памяти причина в этой редкой, но опасной патологии, то необходима немедленная помощь, так как БКЯ имеет высокий процент летальности;
- психические расстройства и эмоциональные проблемы: состояние стресса, депрессии и тревожность могут приводить к забывчивости, плохой концентрации и другим причинам нарушения повседневной деятельности;
- лекарственные препараты: среди побочных эффектов могут быть когнитивные расстройства;
- алкоголизм: зависимость от алкоголя значительно нарушает работу мозга, что влияет на ухудшение памяти и способность к умственной деятельности;
- гипотиреоз: среди его симптомов слабость, утомляемость, нарушения сна, интеллекта и памяти;
- дефицит витаминов: витамины, в частности B-12, помогают поддерживать нормальную жизнедеятельность нервных клеток. Если у человека стала плохая память и внимательность причины могут быть в их дефиците и плохом рационе питания;
- бессонница: расстройства сна приводят к усталости и заторможенному состоянию, что негативно влияет на мышление и память.
Нарушения могут варьироваться от легких до тяжелых, но все они являются результатом повреждения структур мозга, что ухудшает память, препятствуя хранению, удержанию и воспроизведению воспоминаний.
К примеру, медиальная височная доля участвует в формировании эпизодической памяти, а лимбическая система обрабатывает информацию и организует долговременную память.
При проблемах с памятью причины могут приводить к прогрессирующим формам, как при болезни Альцгеймера или Хантингтона, или к острым, например, в результате травмы головы. Память может утрачиваться на текущие события или на события, которые произошли во время или после травмирующей ситуации. В любом случае при слабой памяти причины должны быть выяснены, что не всегда возможно сделать самостоятельно. Постарайтесь честно ответить на вопрос: «Есть ли у меня признаки нарушения памяти?». Если ваше состояние или состояние близкого человека вызывает беспокойство, обратитесь к врачу. Обычно при плохой памяти причины могут быть определены и скорректированы только при помощи специализированного обследования.