Опубликовано: 9 октября 2021 / Обновлено: 10 октября 2021

Чему дети учатся у взрослых, а взрослые – у детей?

Содержание

По исследованиям Высшей школы экономики, всего 12% российских граждан продолжают получать дополнительное образование после 25 лет. А в самообразование вовлечён всего лишь каждый пятый. Это «почётные» 2-е и 3-е места с конца в списке европейских стран — мы обгоняем только Румынию и Грецию. Почему так и нужно ли что-то менять? Давайте разбираться.

Чему дети учатся у взрослых, а взрослые – у детей?

В самом деле, нужно ли продолжать учиться, если образование уже получено? С детьми всё понятно — они должны перенять опыт предыдущих поколений, чтобы вписаться во взрослую жизнь и катить мир дальше в выбранном направлении. На это заточены детские мозг и психика — ребёнок играючи осваивает огромное количество навыков и знаний. Если бы можно было так же легко учиться всю жизнь, мы жили бы на планете гениев.

Но к 7 годам естественное обучение, непосредственное и хаотичное, переходит в систематический процесс. И перестаёт быть таким интересным и весёлым занятием. Природная любознательность уходит не прощаясь и годам к 10 мы начинаем тяготиться обязаловкой под названием «учёба», а во взрослой жизни изобретать отговорки, как в этом видео.⇓

Но давайте посмотрим на вопрос обучения взрослых с неожиданных ракурсов.

Почему взрослым сложнее учиться?

Есть совершенно конкретные причины, по которым взрослым гораздо сложнее, чем детям, при попытке выучить или изучить что-то новое.

Чему дети учатся у взрослых, а взрослые – у детей?

Восприимчивость снижается

Детский и подростковый мозг легче воспринимает новые знания и процесс обучения — они открыты всему новому. Биологически это заложено в нас природой: мы развиваемся так, что в определенном возрасте мозг сам ищет новую информацию, чтобы совершенствоваться и накапливать опыт.

Такой период называется сензитивным — когда любая информация усваивается моментально и почти без усилий. Плохая новость заключается в том, что он заканчивается довольно рано — например, речевые способности лучше всего естественным образом развиваются в возрасте лишь до 6 лет, по мнению некоторых ученых. Дальше придется сознательно прикладывать усилия — и чем дальше, тем больше.

Активность мозга уменьшается

И с этим фактом ничего не поделать — просто учитывать его и закладывать для себя больше времени на изучение чего-либо нового. Хорошо то, что эти процессы усвоения нового никогда не прекращаются полностью, но, к сожалению, существенно замедляются с возрастом.

Мотивация падает

Есть не только биологические и физиологические причины, но и чисто психологические — почему взрослым сложнее заставить себя заняться новым, незнакомым делом.

Дело в том, что чем старше мы становимся, тем больше возникает предрасположенность зацикливаться психологически на своем прошлом, в особенности на ошибках и неудачах. С другой стороны, мы склонны идеализировать некоторые вещи — именно здесь кроются корни утверждения, которое так любят люди в возрасте: “А вот в наше время…”

К определенному возрасту мы достигаем того уровня знаний, который позволяет успешно трудиться профессионально, получая все необходимое для жизни и развлечений, — и причины учиться чему-то еще попросту исчезают. Обучение в этом случае становится просто одной из опций — возможной, но совершенно не обязательной.

Окружение демотивирует

Не так редки ситуации, когда наши близкие весьма способствуют тому, чтобы мы даже думать перестали об учебе: в ход идет возрастная дискриминация — “поздно начинать”, “куда тебе в твоем возрасте, у тебя ничего не получится”.

К сожалению, очень многие даже не пытаются оспорить справедливость таких формулировок и покорно соглашаются: “да, мы уже никому не нужны”, “что-либо менять уже поздно”. Этого нужно избегать любыми силами.

Новое страшит

С возрастом не только пропадает интерес к саморазвитию, но и появляется страх перед всем новым. Дети и подростки ничуть не стесняются задавать вопросы и признаваться в своей неосведомленности или некомпетентности в разных вещах. Взрослые же упорно держатся за образ умного и образованного человека — когда проще обмануть окружающих и самого себя, чем признать незнание и пойти учиться.

Финансы не позволяют

Многие люди старшего поколения дискриминированы по уровню заработка и просто не могут себе позволить пойти на специализированные курсы, например, а искать нужную информацию на бесплатных ресурсах в том же Интернете они не умеют и не знают, как научиться это делать.

Чему дети учатся у взрослых, а взрослые – у детей?

Что такое «врожденные способности»

Не существует единого определения «таланта»: обычно его объясняют в виде совокупности способностей, причем реализованных. А в Большом психологическом словаре авторства Бориса Мещерякова и Владимира Зинченко «талант» и вовсе назван не научным понятием, а житейским, поскольку для него нет методов диагностики. Он также соотносится с понятием «одаренность» и может определяться как высокий уровень развития способностей. В книге «Структура разума: теория множественного интеллекта» американского психолога Говарда Гарднера описано семь видов таланта или типа интеллекта:

  1. вербально-лингвистический;
  2. музыкальный;
  3. логико-математический;
  4. пространственный;
  5. телесно-кинестетический;
  6. внутриличностный;
  7. межличностный.

Согласно ним человек получает склонности к определенной профессии. Например, вербально-лингвистический тип интеллекта отвечает за способность писать и читать, соответственно, с ним легче стать журналистом или юристом.

Нидерландский нейробиолог Дик Свааб в свою очередь говорил, что талант закладывается в мозге (фактически, зависит от его структуры), а в книге приводил в пример скрипачей, у которых увеличена часть мозга, контролирующая пальцы левой руки. А в исследовании Института генетики и цитологии НАН Республики Беларусь удалось выявить отличия детей-спортсменов (с заложенными склонностями) от «обычных» — повышенная способность к утилизации глюкозы в печени и мышечных волокнах и устойчивость к гипоксии в генах. У музыкантов и художников превалировала аллель G, которая отвечает за способность долго выполнять работу на одинаковой интенсивности, что формирует психологическую выносливость.

Чему дети учатся у взрослых, а взрослые – у детей?

Экономика инноваций

Почему в Китае популярны детские ДНК-тесты для определения вундеркиндов

Талант подразумевает способности человека к определенному делу: например, он потрясающе рисует, при этом не зная досконально теорию, или в два-три раза быстрее сверстников обучается языкам. Однако талант — это только предрасположенность, которая без должного развития никак не способствует освоению какой-либо профессии. В разных источниках таланту отводится от 5% до 10% от всех факторов успеха — остальное зависит от упорства и трудолюбия. Так, существует «правило 10 тыс. часов», озвученное канадским журналистом Малкольмом Гладуэллом, которое гласит, что для достижения экспертности в каком-либо деле нужно посвятить ему 10 тыс. часов. Оно сформировалось после исследования роста мастерства скрипачей и пианистов, проведенного в 1993 году. Его авторы опровергали значимость таланта и указывали на то, что различия в результатах музыкантов сводились только к объему их практики. Величина в 10 тыс. часов условна, но сама идея верна: намного важнее иметь интерес к конкретной сфере, чем способности.

Например, если человек от природы великолепно поет, но ему это неинтересно, он не будет учиться и развиваться, и прекрасным певцом не станет. То же касается и других профессий. При этом даже самый яркий талант еще нужно обнаружить. И это не всегда происходит, когда родители умиленно наблюдают за двухлетней дочерью, садящейся в шпагат и встающей на мостик без подготовки, подражая гимнасткам на экране телевизора. Чтобы условный талант получил развитие, человек должен уделять этому все свободное время, а значит, быть заинтересованным в конкретной деятельности. Никакой талант бы не помог Биллу Гейтсу стать фигурой мировой величины в ИТ, если бы он не имел страсти к программированию с подросткового возраста.

Не такие, как все

Важно понимать, что дети, растущие в наше время, кардинально отличаются от тех, что взрослели, например, в 1990-е годы. У них различаются установки, ресурсные возможности и восприятие мира в целом

В СМИ часто употребляют к современным детям такие термины как «альфа» и «зумеры» — это отсылка к популярной теории поколений. Суть ее в том, что раз в 15-25 лет рождается поколение людей, непохожих на предыдущие.

Чему дети учатся у взрослых, а взрослые – у детей?Чему дети учатся у взрослых, а взрослые – у детей?

Эта группа людей будет иметь другие ценности и социокультурный контекст в силу изменений мира и событий, которые они проживут на своем отрезке истории.

«Зумерами» называют людей, появившихся на свет с 1996 по 2009 год, а «альфами» — рожденных с 2010 года и по сей день. Предположительно, очередное новое поколение начнет появляться примерно с 2025 года, но эта цифра условна. Границы поколений достаточно размыты, а люди, рожденные на стыке, обладают чертами, присущими обоим поколениям. Так и в случае с современными детьми: часть из них рождалась до 2010 года (это «зумеры»), а часть после («альфа»). Несмотря на разные названия, у них много общего. Исследователи поколений считают, что эти ребята будут кардинально отличаться от своих предшественников — миллениалов, поколения Х и бэби-бумеров.

Чему дети учатся у взрослых, а взрослые – у детей?

Футурология

Разница поколений: какие они — Generation Z и идущие следом «альфы»?

И тому есть несколько причин.

Зачем ребенку свой главный взрослый?

Как-то ко мне на консультацию пришел успешный бизнесмен. Мы начали обсуждать вопросы, касающиеся его компании, но разговор очень быстро перешел в иное русло: клиент стал жаловаться на проблемы с пятилетним сыном и сказал, что именно они беспокоят его сейчас больше всего. Мальчик растет капризным и неуправляемым, по любому поводу закатывает истерики. Он постоянно требует внимания матери, может начать кусаться, но, добившись своего, сразу теряет интерес, отталкивает ее и даже грубит. Родители никуда не могут взять его с собой — на людях он ведет себя еще хуже.
«Чего мы только ни делали — и строгостью пытались, и лаской, а результата — никакого. Нервы у всех на пределе!» За последний год родители не раз обращались к специалистам. Но вместо четкого диагноза и конкретных рекомендаций по лечению им сообщили, что у ребенка «нарушение привязанности». Папа был не на шутку раздосадован и расстроен: они с женой старались как могли, денег не жалели, а что получилось?
Мы «отмотали пленку» на пять лет назад и посмотрели, как все начиналось

Когда малыш появился на свет, родители решили, что мама по-прежнему большую часть времени будет проводить в Лондоне, где учатся старшие дочери, — в этом возрасте им необходимо родительское внимание, — а сын останется в Москве под присмотром профессиональных нянь. Отбирали их тщательно, каждую строго инструктировали

Если няня была замечена в каком-то проступке, ее тут же увольняли. Первую няню уволили за то, что подняла с пола соску и вытерла о фартук — неряха! Вторая имела наглость взять из холодильника просроченные йогурты: она видела, что их все равно выбрасывают. Но это заметила охрана, и в результате няня была изгнана с позором: «воровка не может воспитывать нашего ребенка». Третья болтала по телефону, когда пришло время кормления; потом она объяснила, что просто не хотела будить малыша, ждала, пока он проснется, но была уволена за пренебрежение своими обязанностями. Так за год у мальчика сменилось не меньше десяти нянь. Родители из благих побуждений, стремясь обеспечить младенцу комфорт и идеальный уход, оставляли его на попечение чужих людей, которые к тому же беспрерывно менялись. В этом он ничем не отличался от воспитанника детского дома.
«Стоп! — сказал возмущенный папа. — Какая связь между детдомовскими сиротами и моим сыном, который со всех сторон окружен вниманием?»
Связь есть — в обоих случаях дети лишены главного. А что для ребенка главное? Ответ на этот вопрос стал настоящим прорывом, едва ли не самым значимым открытием ХХ века в области детской психологии.

УСПЕВАТЬ БОЛЬШЕ ЗА МЕНЬШЕЕ ВРЕМЯ

и при этом сэкономить силы и ресурсы

Учиться — значит напрягаться. Так считает большинство и старается избежать этого «удовольствия». Человечество не очень расположено тратить усилия без веских причин. Лень — вот что движет наш прогресс.

Но если мыслить стратегически — именно учёба даёт нам возможность работать меньше и легче. У неквалифицированного специалиста условия труда всегда тяжелее, а зарплата ниже, чем у профессионала. Интересные задачи, толковые коллеги, комфортный офис и достойный заработок — всё это можно получить только через качественное образование и постоянное развитие компетенций.

Чему дети учатся у взрослых, а взрослые – у детей?

Да и учиться тоже можно легко и без напряжения. Как это делать правильно, смотрите в нашем видео. ⇓

Возможность быстро и хорошо справляться с рабочими задачами позволяет покинуть беличье колесо и потратить освободившееся время на:

  • занятия спортом;
  • любимые увлечения;
  • изучение иностранных языков;
  • путешествия;
  • посещение конференций и семинаров;
  • общение с родными и друзьями;
  • чтение профессиональной и художественной литературы.

Как правильно выбрать образовательные программы и курсы?

Если вы решили начать учиться, вы уже сделали существенный шаг вперед. Но одного решения недостаточно, нужно выстроить образовательную траекторию. Чтобы это сделать, ответьте на следующие вопросы:

Какая у вас цель?

В онлайн-обучении это выходит на первый план. По данным экспертов Массачусетского технологического института, только 3–5% учащихся массовых открытых дистанционных курсов проходят их полностью.

Поэтому мотивация и самодисциплина — именно то, что поможет не остановиться на первой лекции и дойти до конца.

Узнать новое или провести время с пользой — это не цель и не мотивация

Важно очень четко сформулировать свои ожидания от обучения. Например, «хочу владеть английским языком на уровне C1» или «стать сильным оратором, свободно выступать перед аудиторией свыше 500 человек»

Чему дети учатся у взрослых, а взрослые – у детей?

Зачем вам нужен этот навык?

Даже если образовательная цель звучит достойно, проверьте ее применимость. Если вы поймете, что ни в работе, ни в личной жизни английский, особенно на таком высоком уровне, вам, скорее всего, не пригодится, стоит задуматься, тратить ли ресурсы. Аналогично с публичными выступлениями: возможно, вы просто поддались всеобщему тренду «без этого сейчас никуда», а на практике у вас не будет случая выступить перед столь многочисленной аудиторией. Мотивация, подкрепленная конкретными планами «зачем», вырастет быстрее.

Когда вы хотите достичь своей цели? Какие существуют ресурсы и ограничения?

Например, крупнейший международный форум, который пройдет в конце года, может стать тем самым временным ориентиром, перед которым нужно основательно подготовиться: поднять свой английский до уровня С1 или же привыкнуть к большому скоплению людей в зале. Ограничением может стать неготовность выходить из зоны комфорта во время урока — в случае с публичными выступлениями таких ситуаций может быть много во время тренировок и выполнения нестандартных заданий перед другими участниками курса. Также речь может идти о денежных ресурсах — стоимость некоторых онлайн-курсов, увы, иногда не вписывается в бюджет.

С кем и у кого вы хотите учиться?

Обратите внимание на психологические ресурсы, ценности и установки, которые могут помочь или, наоборот, выступить препятствием на пути к обучению. Ими могут стать правила и формат обучения (индивидуальный или в группе), личные предпочтения к тому, кто будет вашим преподавателем и сокурсниками

В онлайн-среде, если речь идет о синхронных «живых» форматах, срабатывают психологические барьеры. Общаться с людьми через видеочат (а иногда и вовсе только голосом) может быть сложно

Тут важно мастерство ведущего урока, который должен организовать его так, чтобы, используя доступные инструменты, пробиться «через экран» и помочь участникам чувствовать себя свободно

Качество программы можно определить, изучив следующие параметры:

Изучите краткое описание курса, его цели и задачи, а также основные знания и умения, предъявляемые к учащимся. Именно здесь должна произойти «стыковка» ваших целей и того, что предлагает курс.

Обратите внимание на удобство платформы или сервиса, насколько все понятно в использовании, есть ли возможность записывать уроки, общаться с однокурсниками и преподавателями. Ознакомьтесь с форматами и инструментами отслеживания и оценки прогресса обучения — соответствуют ли они погружению, которое вам нужно

Ознакомьтесь с форматами и инструментами отслеживания и оценки прогресса обучения — соответствуют ли они погружению, которое вам нужно.

Проверьте, какие требования и умения предъявляются к практикующим специалистам области или профессии, которую вы планируете освоить: в некоторых индустриях (маркетинг, технологии, коммуникации, управление изменениями) новые инструменты создаются буквально еженедельно, а принципы индустрии могут меняться несколько раз в год.

Соотнесите это с тем инструментарием и умениями, которым обещает научить школа или онлайн-платформа после прохождения программы.

Что может насторожить
  • Устаревшие архивные видеолекции

  • Нерелевантный практический опыт преподавателя по предмету/навыку, которые он помогает получить

  • Отсутствие обратной связи с учителем и способов коммуникации с однокурсниками

  • Нерелеватная учебная программа.

  • Отсутствие трекинга прогресса

  • Плохие отзывы в тематических группах или сообществах

  • Несоответствие цены и ожидаемой выгоды от курса

Способы перебороть себя

Существуют довольно несложные способы справиться с ситуацией, когда себя можно все же попытаться преодолеть вместе со всеми страхами и сомнениями. Хотя взрослые действительно учатся медленнее детей, это не значит, что на любом обучении можно ставить крест. Постоянная тренировка мозга держит мозг в тонусе, так что чем больше мы учимся, тем легче это дается.

Кроме того, у взрослых часто есть одно неоспоримое преимущество — помогает накопленный жизненный опыт, общий уровень эрудиции, иногда — дополнительное знание языков и словарный запас. Уже нет страха получить двойку в случае невыученного урока — поэтому процесс обучения перестает быть травматичным, как у детей в этом смысле.

Четко осознать цель обучения

Прежде чем приступить к изучению нового, нужно точно понять, зачем и почему это происходит. Если этого не произойдет, будет очень большой соблазн бросить все уже в самом начале.

Возможные варианты ответов, мотивирующих к получению новых навыков: ваша работа станет более продуктивной, вы будете получать больше удовольствия от отдыха, вы сэкономите время и силы с новыми умениями, вы сумеете найти дополнительную подработку, ваши карьерные перспективы могут улучшиться.

Начать учиться

Звучит слишком просто и даже скучно, но это чистая правда. Нужно перестать себя убеждать и начать учиться. Прямо сейчас. Если вы знаете, что склонны к лени, — найдите себе в компаньоны человека, который будет вас подстегивать, пообещайте себе определенный бонус, занимайтесь с репетитором или личным тренером — это обычно дисциплинирует.

Закон Боулби

Открытие, о котором пойдет речь, было сделано более полувека назад. После Второй мировой войны в Европе осталось очень много сирот. Для них стали организовывать дома ребенка с хорошим уходом и полноценным питанием. Казалось бы, что еще нужно, чтобы дети росли крепкими и здоровыми? Однако многие из них не доживали до года, часто болели и заметно отставали в физическом и психическом развитии. Состояние малышей ухудшалось стремительно: здоровый младенец вдруг терял аппетит, переставал улыбаться, становился вялым, заторможенным, отрешенным. Поначалу решили, что детям просто не хватает питания, потом подумали, что все дело в инфекции, и тогда, чтобы изолировать детей друг от друга, поставили перегородки, комнаты разделили на «клеточки»: «клеточка» — ребенок

Но ситуация только ухудшилась.
Специалисты, занимавшиеся этой проблемой, обратили внимание на опыт одного из детских приютов Германии, где работала удивительная няня — мы не знаем, как звали эту женщину, но она заслуживает того, чтобы войти в историю. Эта чудо-няня ухитрялась возвращать к жизни самых чахлых, безнадежных детей, про кого говорили: «Ну точно не жилец…» Делала она это очень просто: привязывала к себе ребенка и ни на минуту с ним не расставалась

Работала няня, обедала или спала — малыш всегда был рядом. Она согревала его своим телом, разговаривала с ним, пошлепывала, поглаживала, и постепенно ребенок оживал, зловещие симптомы исчезали, и малыш шел на поправку.
Наблюдая, как няня выхаживала детей, ученые пришли к выводу, что ребенку мало быть сытым и ухоженным, просто есть, пить, спать. Ему нужна не стерильность, не покой и изоляция, а любовь, забота и тепло близкого человека.
В числе первых, кто это понял, был английский психиатр и психоаналитик Джон Боулби. Он создал теорию, суть которой в следующем: у ребенка есть жизненно важная потребность в привязанности к одному, заботящемуся о нем взрослому. Для малыша эта привязанность — эволюционно заложенное условие выживания, его биологическая и психологическая защита. Смотреть на близкого человека, видеть его улыбку, слышать его голос, ощущать его заботливые руки, чувствовать его тепло — это и есть тот самый «витамин», то лекарство, которое излечивало госпитализм (так назвали болезнь, вызванную разлукой ребенка с матерью и пребыванием его в детском доме).
После того как госпитализм и проблемы формирования привязанности были изучены, многое изменилось в домах ребенка по всему миру. Например, в Государственном методологическом институте домов ребенка в Будапеште для предотвращения госпитализма разработана специальная система ухода: все время, пока малыш находится в учреждении (а это от двух недель до трех лет), о нем постоянно заботится один и тот же человек. Одна воспитательница «целиком и полностью» отвечает за группу из трех-четырех детей. Если раньше не придавали значения тому, кто, как и сколько работает с каждым конкретным малышом, то сегодня это принципиальный вопрос.
За последние 50 лет психологи получили массу новых данных об особенностях развития ребенка, однако теория привязанности Джона Боулби остается одной из ключевых. Но вот парадокс: для многих родителей она по-прежнему тайна за семью печатями, такой же «надежно спрятанный психологический секрет», как и раньше. Ведь открытие Боулби прошло мимо нас — посмотрим на ситуацию в обеспеченных семьях: мама постоянно отсутствует, а няни меняются одна за другой.
Одни родители увольняют нянь за любую провинность. Другие упорно ищут «идеальную няню». Эта постоянная «ротация» сегодня уже никого не смущает. А между тем частая смена нянь так же вредна для малыша, как и беспрерывная смена персонала в детских домах. Так в благополучной семье ребенок сталкивается с проблемами детдомовских сирот. Он растет, не имея прочной привязанности — стабильных, теплых отношений со своим главным взрослым.

Новая ментальность

Установки со временем меняются и отражаются на менталитете каждого из живущих поколений. Достаточно посмотреть на глобальные тенденции, согласно которым развивается мир, чтобы примерно описать, какими вырастут наши дети.

Исследования PwC говорят, что каждое новое поколение становится все более расово и гендерно разнообразным, а это значит, что меняется и отношение людей к этому вопросу — мы становимся более терпимы к вариативности. Наши дети поддержат эту тенденцию и в плане разнообразия, и в плане толерантности. Быть разными, «не по шаблону» — это нормально.

Маркетологи в течение последних нескольких лет навязывают стереотипы: розовое — для девочек, голубое — для мальчиков. Но современные дети рушат все гендерные различия. Среди девочек видеоигры не менее популярны, чем среди мальчиков, становится нормальным, если фэшн-контент потребляют дети обоих полов.

Лозунг «будь тем, кем хочешь» раскроется во всей широте своих смыслов. Дети предыдущего поколения тоже жили в вариативности. Родители давали им возможность выбора, но исключительно из отфильтрованных взрослыми вариантов — то, что в педагогике называется псевдо-либерализмом. Родители новой волны предлагают диверсификацию, не ограничивая ребенка в своем выборе. Например, кем быть? Этот вопрос стоит особенно остро: мир в глазах новых поколений безграничен, и как выбрать то, что подходит именно тебе? Скорее всего, эта дилемма через некоторое время устареет, и в подходе к профессиональной деятельности нормой станет гибкость и диверсификация.

Исследователь поколений Марк МакКриндл подтверждает эту гипотезу. Он прогнозирует, что через 20-30 лет будет нормальным поменять пять сфер деятельности в течение жизни. Соответственно роль будет играть не конкретная специальность, а качественно развитые soft и hard skills.

Чему родители должны учить ребенка?

Современные люди учатся всю жизнь. Поэтому важнее научить ребенка не решать примеры или красиво писать (это совсем несложно), а показать, как эффективно учиться, организовывать свое время и деятельность, отделять главное от второстепенного. Так ребенок поймет, что для нас важен он, а не оценки или похвала учителя.

Важно поддерживать интересы ребенка, потому что во внеучебной деятельности он максимально раскрывается. Говорит, что будет тиктокером? Прекрасно! Он научится навыкам копирайтинга, монтажа видео, организации контента и сделает свой — настоящий — проект! . Материалы предоставлены проектом Family Tree

Материалы предоставлены проектом Family Tree

Фото с сайта http://petranovskaya.ru/

Ребенок не учит конкретный предмет

Представим ситуацию, когда ребенок — хорошист или отличник — не может сдать один конкретный предмет и постоянно его заваливает. У этого может быть несколько причин.

Ребенок не ладит с учителем

В таком случае неприязнь к преподавателю может проецироваться на неприязнь к предмету. Если ребенок жалуется на педагога, стоит разобраться в причинах этой ситуации. Сначала следует выслушать версию ребенка, затем договориться о встрече с учителем и в спокойном тоне, не порождая новый конфликт, послушать вторую точку зрения. Возможно, через такие разговоры получится прийти к мирному решению ситуации и наладить отношения ученика и учителя

Если нет — можно обратить внимание на курсы, которые помогут подтянуть знания ребенка по предмету

Слишком много заданий

Ребенок не успевает делать задачи по предмету, отстает от программы, и его успеваемость падает. В таком случае стоит поговорить с родителями других детей. Если ситуация схожая для всего класса — коллективно обратиться к преподавателю. Если проблема затронула только одного ребенка — ему стоит помочь с домашними заданиями и попробовать вместе разобраться с трудностями.

Ребенку сложно учить предмет

Ему легко дается литература и обществознание, но математика вызывает сплошные трудности. Вероятно, во взрослом возрасте он уйдет работать в гуманитарные отрасли, и математика не станет его приоритетным направлением. Поэтому не стоит давить и требовать. Если ребенок не может закрыть курс даже на минимальный балл, ему стоит помочь — объяснения родителей могут быть проще и понятнее слов учителя. Возможно, стоит прибегнуть к помощи образовательных платформ или репетитора.

Чему дети учатся у взрослых, а взрослые – у детей?

Экономика образования

Какие ошибки допускают родители при профориентации ребенка

Ребенок быстро бросает учебу

Бывают случаи, когда ребенок в целом проявляет интерес к занятиям, но не может долго заниматься одним предметом. Родители не понимают, куда пропадает его мотивация и что делать, чтобы ее вернуть.

Ребенок постоянно отвлекается и не может сконцентрироваться

Одна из возможных причин — проблемы с концентрацией внимания. Возможно, у ребенка есть отклонения неврологического плана, и его стоит показать специалисту. Если никаких проблем не обнаружится, можно обратиться к методикам, увеличивающим объем памяти и концентрацию внимания. Например, поиграть в «найди пять отличий», «найди предмет» и учить собирать пазлы.

Ребенок бросает факультативы

Он просит записать его на уроки китайского, в спортивную секцию или художественную школу, а через месяц все бросает и перестает заниматься. Среди самых распространенных причин — растущая со временем нагрузка и страх потерпеть неудачу. В любом из этих вариантов с ребенком стоит поговорить, поддержать его и сказать, что он со всем справится. Прибавить ему уверенности в себе. Сказать, что все сталкиваются с трудностями, а их преодоление — важная часть взросления. Если подходить к нему со словами: «мы все оплатили, ты обязан заниматься» — это только увеличит стресс. Если ребенок изначально просил записать его на факультатив, значит в нем есть интерес к занятиям. Его нужно возродить через поддержку и понимание.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий