Следите, чтобы ребенок хорошо высыпался.
Тот факт, что в наше время школьники спят ночью на час меньше, чем их сверстники тридцать лет назад, прошел практически незамеченным. Но мы не можем позволить себе пускать дело на самотек.
Исследователи проблем сна лишь недавно смогли увидеть и оценить ущерб, который приносит детям час недосыпа.
Сон имеет огромное значение не только для эмоциональной стабильности ребенка и хорошей успеваемости. Он имеет прямое отношение к целому ряду проблем, которые раньше с ним не связывали, например увеличению частоты случаев детского ожирения и синдрома дефицита внимания и гиперактивности.
Некоторые ученые считают, что недостаток сна в период роста и становления организма может привести к непоправимым изменениям в структуре головного мозга, от которых невозможно избавиться дополнительными часами сна.
Помогите ребенку развить силу воли.
Как привить ребенку способность сопротивляться искушению? Научите его думать о том, какое вознаграждение он получит в будущем, а не о том, чего лишен в настоящий момент.
Например, если первокласснику скучно делать уроки, стоит напомнить ему, что, во-первых, он будет гордиться собой, выполнив все задания, а во-вторых, сможет с чистой совестью поиграть с другими детьми во дворе.
В ходе любопытного эксперимента детям предлагалось съесть одно лакомство прямо сейчас или немного подождать и получить два лакомства. Далеко не все смогли проявить силу воли.
Но те дети, которых убедили больше думать о приятном результате и меньше концентрироваться на своих сиюминутных желаниях, выдерживали ожидание намного чаще.
Как вырастить умного ребенка?
Только в такой атмосфере малыш будет чувствовать себя по-настоящему комфортно, а также, что немаловажно, будет счастливым. Только тогда, когда ребенок счастлив, его мозг сможет усиленно работать. 2
Ребенку необходимо как можно больше читать, причем, чем раньше, тем лучше. Было выяснено, что у тех детей, которым начинали читать рано, словарный запас гораздо больше
2. Ребенку необходимо как можно больше читать, причем, чем раньше, тем лучше. Было выяснено, что у тех детей, которым начинали читать рано, словарный запас гораздо больше.
3. Нельзя запрещать малышу играть, ведь это необходимо для его нормального развития, благодаря играм появляются определенные навыки, которые в дальнейшем помогают ребенку жизни. Когда игры проходят с другими детьми, то это помогает становиться ребенку более коммуникабельным и общительным.
4. Родители также должны принимать участие в играх своего ребенка, тогда он будет понимать, что родителям с ним интересно.
5. С ребенком нужно часто разговаривать. Многие родители думают, что до определенного возраста с ребенком нет необходимости разговаривать, так как он еще ничего не понимает, но это не так. Ребенку общение нужно еще тогда, когда он находится непосредственно в утробе матери.
6. Мозг отлично развивается при занятиях музыкой, поэтому специалисты рекомендуют отдавать своего ребенка на такие занятия.
7. Ребенок должен уметь заниматься серьезными делами, для этого родители должны подавать им правильный пример.
8. Вопреки многим заблуждениям детям можно и даже нужно играть в компьютер, но, конечно, ограниченное количество времени. Развивающие игры на компьютере помогают получить новые навыки и развить мозговую деятельность.
9. Кроме того, могут быть полезны и некоторые детские телепрограммы, которые являются познавательными, поэтому не стоит запрещать их просмотр.
10. Огромное значение имеет и правильное питание, ведь мозг сможет работать полноценно только тогда, когда к нему будет поступать правильное питание.
Таким образом, для того, чтобы воспитать умного ребенка не нужно делать никаких сложных манипуляций, следует просто соблюдать основные правила.
Как вырастить ребенка умным и счастливым?
Совет №5. Соедини слова и предметы
Слово банан для малыша весьма абстрактно. Но когда он видит перед глазами банан и слышит это слово, детский мозг начнет строить логическую цепочку. Так в памяти начинают откладываться не только визуальные образы предметов, но и их названия.
Чтобы развить ум ребенка, просто тыкай пальцами в предметы
Сначала карапуз будет смотреть на тебя, но с возрастом научится переводить внимание в сторону указательного пальца. Эта способность развивается к 9 месяцам. Первые признаки развития интеллекта и навыков общения появятся в 9-10 месяцев
Малыш начнет приносить предметы, чтобы показать или похвастаться. В такой ситуации обязательно озвучь название предмета несколько раз. Спустя несколько месяцев твои слова и предмет свяжутся в одно целое
Первые признаки развития интеллекта и навыков общения появятся в 9-10 месяцев. Малыш начнет приносить предметы, чтобы показать или похвастаться. В такой ситуации обязательно озвучь название предмета несколько раз. Спустя несколько месяцев твои слова и предмет свяжутся в одно целое.
Чтобы вырастить умного ребенка, всегда веди себя, как в зоопарке. Показывай пальцем на незнакомые предметы и рассказывай о них все возможные детали.
Впустите музыку в жизнь малыша
Музыка — мощнейший двигатель развития интеллектуальных способностей. Как известно, Эйнштейн с удовольствием играл на скрипке — музыка помогала ему собраться с мыслями.
На самом деле влияние музыки на развитие математических способностей просто удивительно. И не обязательно вручать малышу в руки скрипку, достаточно для начала почаще включать записи хороших детских произведений и учить топать, хлопать и барабанить в такт всем, что под руку попадётся. Это станет отличным началом Большой Любви к музыке.
Материал по теме:
Воспитание музыкой: методики, основанные на музыкальном развитии ребенка
Какие книги читать, какие мультики смотреть умному ребенку?
Парадокс пятый. Как научить ребенка читать? Невозможно научить читать человека, который растет в изоляции от книг. Если книги в доме лишь оформляют интерьер, если ребенок не видит, как любовно время от времени с книг сдувается пыль, если в семье не читают вместе, не смеются вместе над героями юмористических рассказов и не плачут над грустными новеллами, значит у самих родителей в детстве не было подобного опыта. И что же делать? Отнестись с пониманием к тому, что ваш ребенок не любит читать.
Главное в подборе книг, сказок и мультфильмов это чистота эмоций, их натуральность и естественность. В детстве главное -это язык чувств. Например, известный американский мультфильм «Том и Джерри» безупречен с точки зрения причинно-следственных связей и физических закономерностей. но с точки зрения чувств- примитивен и даже пошл. Так что смотреть можно любые мультики, но смотреть их надо вместе.
Во время беременности
Очень многое в развитии малыша зависит от действий матери во время беременности. И сюда относится не только здоровый образ жизни и умеренные физические нагрузки, но и 3 основных секрета:
Ежедневно ешьте шоколад
Когда беременная употребляет достаточное количество шоколада в неделю, это способствует улучшению эмоционального состояния и ребенка. Рожденный малыш будет счастливее, спокойнее и восприимчивей к окружающему миру.
Не наносите макияж
О том, как вредна декоративная косметика для кожи, известно уже долгое время. Но знали ли вы, что ежедневное нанесение нескольких слоев макияжа может негативно сказаться на будущем ребенке? Оказалось, что химические вещества в составе косметики действительно могут отрицательно повлиять на умственное развитие малыша. Лучше не использовать декоративные средства вообще или заменить их на натуральные.
Употребляйте чаще яйца и мясо
Употребление яиц и мясной продукции повышают в организме уровень холина, который необходим для развития плода в утробе
Холин — важное вещество для нервной системы как матери, так и будущего малыша. Таким образом вы уже закладываете фундамент для развития умственных способностей ребенка
Фотография: hsmedia.ru
Развитие через игру
Дошкольник пяти лет впервые знакомится с написанием букв и первыми математическими занятиями. Подобное обучение направлено на стимулирование мозга к выполнению более сложных операций мышления. Ребенок анализирует, логически мыслит и делает выводы. Как быстро дошкольник овладеет этими навыками, зависит от того, каким образом передаются знания. Дети лучше учатся через игру, а похвала и поддержка способствуют гармоничному запоминанию информации. Помните, кроха имеет право на забывчивость, регулярное повторение пройденного напомнит всю цепочку полученной информации.
Мы никогда не знаем, какими будут наши дети:
- Альберт Эйнштейн — разработал теорию относительности и стал отцом современной физики. Он ненавидел школу.
- Опра Уинфри — американская телеведущая и актриса. Бабушка научила ее читать в возрасте 3 лет, а затем привила ей любовь к чтению.
- Марк Цукерберг — основатель Facebook. Отец научил Марка программированию в старших классах.
- Джей-Зи — рэпер. Мать, неспособная остановить Джея от ударов по кухонному столу подарила ему бумбокс и всегда верила в особенность сына.
- Яков Перельман — математик, физик и педагог. Одинокая мать работала учительницей и приложила уйму времени и сил, чтобы оба ее сына стали выдающимися личностями.
Ограничьте доступ к телевизору.
Если дети бесконтрольно смотрят телевизор, может возникнуть несколько проблем. Первая — сцены, содержащие насилие. За год ребенок может увидеть тысячи убийств, драк, аварий и взрывов.
Очевидно, что ценности и подход к решению проблем, которые показывают по телевизору, отличаются от наших.
Тревожит тот факт, что просмотр телевизора оказывает почти гипнотический эффект. Многие родители говорят, что маленькие дети могут часами сидеть перед телевизором. Они смотрят на экран долгое время, фактически в трансе.
Просмотр телевизора — в лучшем случае пассивное занятие. Не нужно мыслей, воображения или усилий. Качественные программы для детей иногда очень интересны, но в целом далеки от идеала.
Лучше всего, если просмотр телевизора будет умеренным и спланированным. Детям он не нужен, чтобы развлечь себя. Установите разумные правила. Определите программы, которые вы разрешите смотреть, и решите, сколько часов в день ребенок может проводить перед телевизором.
Дайте малышу выбор: «Ты можешь сам выбрать из этих программ. Но не больше трех в день. Что хочешь посмотреть сегодня?»
Признаки высокого интеллекта
У каждого человека имеются разные способности. Ученые представили список особенностей, которые свойственны людям с высоким интеллектом:
- Высокий уровень тревожности. Специалисты объясняют это тем, что люди с высоким IQ умеют анализировать ситуацию и предполагать ее исход. Высокоинтеллектуальные люди чаще всего страдают депрессиями и бессонницей, которые развиваются из-за способностей предвидеть неприятные ситуации и их обдумывать.
- Смена режима дня. Большинство людей живет по такому распорядку: просыпаются рано утром и ложатся спать к вечеру, такой тип называют «жаворонками». Что касается противоположного типа, «совы», они чаще подвержены заболеваниям нервной и сердечно-сосудистой систем. Тем не менее такие люди показывают более высокие аналитические результаты, отличаются хорошей концентрацией внимания, а также меньше устают. Большая часть руководителей и людей, которые занимают другие ответственные должности, являются «совами».
- Чувство юмора. Способность понимать юмор связана с богатым словарным запасом и вербальным развитием. Талантом подшутить на любую тему, в том числе и над собой, обладают высокоинтеллектуальные люди.
- Неаккуратность. Специалисты считают, что высокий интеллект связан со склонностью к творческому беспорядку. По их мнению, неправильно организованное место оказывает дисциплинирующее воздействие и способствует активизации умственных процессов, а также усилению креативности.
- Самокритичность. Люди с данным признаком имеют склонность сомневаться в качестве своих знаний. Чем больше человек осведомлен, тем больше перед ним раскрывается круг вопросов, на которые он пока не знает ответов. И, напротив, менее развитые люди всегда уверены в своих знаниях и стараются не мучить себя «лишними» сомнениями. Связь между самокритичностью и уровнем интеллекта является научно подтвержденным фактом, и имеет название «эффект Даннинга – Крюгера».
- Лень — признак высокого интеллекта. Ученые пришли к выводу, что именно она является отличительной чертой умных и вдумчивых людей. Они уверены, что более поверхностные люди не умеют рационально использовать свое свободное время. Согласно исследованиям, высокоинтеллектуальные люди ведут себя менее активно, нежели те, кто не отличается высокими знаниями. Таким образом, специалисты пришли к такому выводу: чем выше интеллект, тем ниже активность.
Несомненно, к признакам высокого IQ можно отнести хорошую память, аналитический склад ума, способность к обучению. Но если природный дар ребенка начать развивать с маленького возраста, он раскроется во всей полноте. В тех семьях, где родители активно занимаются с малышами, из них вырастают любознательные, сообразительные и коммуникабельные дети.
Полезные занятия
Чтение, музыка, игры делают детей умнее — пришли к выводу исследователи.
Что и как читать
Начинайте с младенческого возраста: сперва читайте малютке коротенькие стишки, чуть позже сказки. Заодно показывайте картинки в книжках, объясняйте, что на них изображено.
20 минут чтения каждый день:
- развивают речевые навыки;
- расширяют кругозор;
- способствуют эмоциональному развитию.
Даже когда малыш ещё не читает, ненавязчиво приучайте его к книжкам
Когда ребёнок уже разбирает буквы, приступайте к совместному чтению; конечно, малышу больше нравится слушать вас, но обращайте его внимание на отдельные слова, потом на короткие фразы. Так ребёнок быстрее освоит грамотность — и за школьную парту сядет уже бегло читающий первоклассник. Такому без труда будут даваться науки — языки, литература, арифметика
Такому без труда будут даваться науки — языки, литература, арифметика.
Не заставляйте малыша сидеть с книжкой, если тому надоело читать и он просится на улицу — иначе выработается отвращение к чтению.
Что слушать
Даже если в ваши планы не входит вырастить Моцарта, прививайте ребёнку интерес к музыке
Прослушивание мелодий и песен улучшает внимание, память. Необязательно включать классику; в то же время вряд ли крошке подойдут панк-рок или хеви-метал. А если ребёнок осваивает игру на музыкальном инструменте, у него развивается абстрактно-логическое мышление; говорят, таким детям легче даётся математика
А если ребёнок осваивает игру на музыкальном инструменте, у него развивается абстрактно-логическое мышление; говорят, таким детям легче даётся математика.
Занятия музыкой развивают детский интеллект
Во что играть
Это взрослым кажется, что игра — развлечение и ничего больше; для детей игры — важные занятия. И дети, как полагают психологи, правы, потому что весёлая возня с игрушками помогает:
- знакомиться с окружающим миром;
- развивать речь и воображение;
- творчески мыслить.
Игрушки помогают ребёнку осваиваться в окружающей среде и становиться умнее
Когда малыш подрастает и подходит очередь более сложных игр, до обеда лучше заниматься азбукой, головоломками, которые задействуют левое полушарие мозга. А во второй половине дня больше подойдут рисование, лепка и другие творческие занятия — тут уже работает правое полушарие.
Позволяйте детям много играть.
Свободная игра — естественный способ научить ребенка контролировать ситуацию, показать ему, что он не беспомощен. В играх дети учатся сами, без взрослых, принимать решения, устранять проблемы, соблюдать правила.
Также они учатся общаться с людьми на равных, а не только быть послушными или непослушными подчиненными.
В школе обратная ситуация: дети не могут принимать собственные решения, их задача — делать то, что им говорят. Каждый раз, когда мы увеличиваем время, которое ребенок проводит в школе или занимается чем-то под руководством взрослых, мы снижаем его возможность научиться контролировать свою жизнь.
Детям не нужно больше образования. Им нужно быть более свободными. Еще им нужна возможность безопасно играть и исследовать окружающий мир. Они должны иметь доступ к средствам, идеям и людям (включая товарищей по играм), которые помогают им выбрать собственный путь.
Здоровый образ жизни
Это — фактор нормального умственного развития, поэтому следите за двигательной активностью и рационом ребёнка.
Физкультура и спорт
Неправы те, кто полагает, что занятия спортом не для интеллектуалов; да, если гонять мяч по полю сутками напролёт, забыв про книги, ума вряд ли прибавится. Но разумные физические нагрузки как раз улучшают работу мозга.
Спортивные упражнения стимулируют приток крови к обоим полушариям, а кровь питает мозг, доставляя тому кислород и глюкозу. «Сытый» орган лучше работает — например, повышается концентрация внимания. Если ребёнок увлечён прыжками со скакалкой, у него к тому же укрепляется вестибулярный аппарат, а значит улучшается пространственное мышление.
Занятия спортом подпитывают мозг и позитивно влияют на умственное развитие детей
Питание
Сбалансированный рацион — залог правильного развития организма ребёнка, поэтому включайте в ежедневное меню:
белковую пищу — мясо, рыбу, яйца, орехи; эти продукты улучшают память, концентрируют внимание;
углеводы — фрукты, крупы; помогают усваиваться белкам, снабжают мозг энергией;
еду с жирными кислотами, фосфором — жирные сорта рыбы, растительные масла; питают клетки мозга, стимулируют умственную деятельность;
витамины и минералы (особенно витамины группы В) — содержатся в зелёных овощах, фруктах; также необходимы для питания мозга.
Рацион будущих умников немыслим без богатых витаминами и микроэлементами фруктов
А вот быстрые углеводы, которыми насыщены выпечка, конфеты и газировка, для мозга не полезны.
Сон
Чтобы вырастить умника, требуется с малых лет обеспечить ему нормальный сон, во время которого ребёнок набирается сил для «работы ума». Когда дошкольник или школьник недосыпает, появляются:
- нервные срывы, истерики;
- ухудшение памяти;
- невнимательность.
Дошколятам следует ежедневно спать не меньше 11–12 часов (включая дневной сон), школьникам — 9–10 часов.
Десятичасовой сон каждый день поможет вырастить умного ребёнка
Секрет воспитания умных детей
Задача не из легких. Особенно в моем случае: ведь я могу считать успешным тот день, когда все мои дети утром и вечером почистили зубы.
И все же именно сейчас наступает время, когда мы можем подготовить наших детей к успешным свершениям. Только сперва надо успокоить внутреннего дневального, который каждую свободную минуту орет, хватается за кубики Зайцева или натужно улыбается, — иначе о каких добрых и умных детях мы можем говорить?
Оказывается, у нас уже есть одна волшебная родительская привычка, которая поможет нам вырастить умных и добрых детей. Эта привычка из тех, что создают цепную реакцию, влияя сразу на несколько областей жизни. Другими словами, можно сосредоточиться на одной ключевой привычке, и вы сразу почувствуете целый ряд изменений к лучшему. А главное, чтобы практиковать эту привычку, требуется всего 10-15 минут в день, и она под силу абсолютно всем.
«Именно благодаря ключевым привычкам Майкл Фелпс стал олимпийским чемпионом, и благодаря таким привычкам некоторые студенты значительно превосходят в учебе своих однокурсников. Из-за этих привычек некоторые люди, спустя годы неуспешных попыток, вдруг худеют на 20 килограммов, лучше работают и при этом успевают домой, чтобы поужинать с детьми».
Дахигг Чарлз «Сила привычки»
Чтобы ваш ребенок был умным и добрым, вам не надо разоряться на дорогих репетиторов или дважды в день просматривать интеллектуальные передачи. Нужно только одно: читать ребенку. Даже если он уже умеет читать сам.
Относитесь с пониманием к чувствам ребенка, помогайте ему разобраться в эмоциях и учите справляться с ними.
Родители, практикующие такое отношение, могут вдруг понять, что по мере того, как семья все больше осваивает метод эмоционального воспитания, их дети начинают лучше себя вести. Это происходит по нескольким причинам.
Во-первых, родители, использующие эмоциональное воспитание, всегда реагируют на эмоции своих детей до того, как те стали слишком интенсивными
Другими словами, эмоции не успевают набрать градус, как ребенок получает внимание, которого он добивается
Со временем дети начинают испытывать уверенность, что родители их понимают, сопереживают им и интересуются всем, что происходит в их жизни. Детям не приходится капризничать только для того, чтобы почувствовать участие своих родителей.
Во-вторых, если родители занимаются эмоциональным воспитанием с самого раннего возраста, то их дети становятся мастерами искусства самоуспокоения и могут оставаться спокойными в состоянии стресса, что, в свою очередь, уменьшает вероятность их плохого поведения.
В-третьих, родители, занимающиеся эмоциональным воспитанием, не осуждают своих детей за проявление эмоций, поэтому у них меньше поводов для конфликтов. Иными словами, детей не ругают за плач из-за разочарования или за выражение гнева.
Тем не менее родители устанавливают определенные границы и ясно и последовательно объясняют, какое поведение является приемлемым, а какое нет. Когда дети знают правила и понимают последствия их нарушения, они скорее будут хорошо себя вести.
И наконец, этот стиль воспитания усиливает эмоциональную связь между родителями и детьми, поэтому дети становятся более чувствительными к просьбам своих родителей. Они видят в родителях своих доверенных лиц и союзников и хотят радовать, а не разочаровывать их.
Избегайте «НЕ» в жизни ребёнка
Старайтесь избегать частицы «не» в своей речи — она плохо распознаётся не только малышами, но и взрослыми. Глупо говорить: «Смотри, не упади с качели» — это негативная установка. Лучше посоветовать: «Держись крепче!». И уж совсем неприемлемо говорить ребёнку: не плачь, не бойся и т.д. Эмоции не подконтрольны ребёнку, это всё равно что сказать ему: «Перестань быть голодным!». Просто помогите малышу справиться с ситуацией — утешьте. Дайте знать, что его чувства — нормальное явление, что вы его понимаете и поможете в любой ситуации.
Вычеркните из лексикона фразы вроде «Не бойся, ты ж мужик», «Не реви, вон какая некрасивая стала» и т.д. Эмоции нужно не заталкивать поглубже в ребёнка, чтобы не видно было, а проговаривать их, искать причины и помогать с ними справиться.
Выработка характера
Талант и выдающиеся умственные способности могут так и остаться нереализованными, если их обладатель слаб характером.
Терпение и настойчивость
Часть исследователей считает, что самодисциплина больше влияет на успехи в школе, чем интеллект. Ученики, обладающие сильной волей, реже прогуливают уроки, тщательнее выполняют домашние задания. Они рано выбирают будущую профессию и целенаправленно готовятся к поступлению в вуз.
Если с малых лет развивать в ребёнке терпение и усидчивость, он непременно достигнет успехов в учёбе
Помогите ребёнку обрести такие качества, как выдержка, упорство. Приведите примеры из истории, когда люди достигали величия собственным трудом (Ломоносов, Суворов). Но лучше всего на вашего отпрыска подействует родительский опыт; расскажите, как шли к цели, преодолевая неудачи, и не отступились от неё.
Самостоятельность
С первых лет жизни позвольте ребёнку в определённых ситуациях самому принимать решения — например, по ходу игры или при выборе места для прогулки. Психологи единодушны в том, что несвобода — главное препятствие развитию интеллекта.
Однако это не значит, что подросшего ребёнка следует оставлять один на один с его проблемами. Разумеется, спешите на помощь в сложных ситуациях, но попробуйте сначала обойтись советом по поводу того, что именно нужно делать; а дальше пусть попытается действовать сам.
Самостоятельный поиск ребёнком решений — важный этап развития его интеллекта
Необходимые ограничения
Телевизор часто крадёт у малыша драгоценное время, которое будущий умник мог бы проводить за чтением, полезными играми или общением с ровесниками. По мнению психологов, голубой экран слабо влияет на развитие интеллекта у детей. Как и компьютерные «стрелялки».
Если уж без электронных игр не обойтись, ориентируйте малыша на те, что, развлекая, одновременно обучают (головоломки, приключения в мире животных, жизнь на ферме).
Ребёнка рано или поздно потянет к электронным играм, важно нацелить его на те, что развивают умственные способности
Оказывается, чтобы ребёнок рос умным, не требуется больших материальных затрат или титанических усилий со стороны родителей. Грамотно выстроенное воспитание, правильный образ жизни и личный пример сыграют решающую роль в формировании интеллекта младших членов семьи.
Выбирайте многоцелевые игрушки
Многие игрушки, производимые сегодня, представляют узнаваемых мультгероев или предметы, полностью имитирующие бытовые приборы. Такие игрушки сами диктуют ребёнку стиль и сюжет игры, не давая права выбора и простора для воображения. Например, пластиковый супергерой не может быть кем-то другим, его история — победа над врагом. Игрушечным утюгом можно только гладить кукольное бельё, вряд ли вы примените его где-то ещё. То ли дело яркие кубики — это и строительный материал, и молоток, и свежие пирожки, и коробочки с новогодними подарками под ёлку… Какой простор для воображения!
Используйте игрушки, имеющие нейтральный характер — пусть это будут просто животные, ни добрые, ни злые (характер малыш придумает им сам), просто машины (он сам превратит их в скорую помощь или полицейский джип).
Игрушки не обязательно должны быть дорогими, главное — оставить ребёнку пространство для фантазии.
Материал по теме:
Игрушки для малыша от полутора до двух лет: выбираем с умом
Как помогать развитию умственных способностей у детей?
- Речь и мышление взаимосвязаны. Поэтому больше разговаривайте с ребёнком. В идеале общение с ним должно начинаться с периода внутриутробного развития. Малышу до года устраивайте «экскурсии» по дому, держа на руках и рассказывая о том, что видите. Так увеличивается его словарный запас. Когда ребёнок начинает говорить, необходимо постоянно поддерживать с ним диалог, задавать открытые вопросы, например: «Какие у тебя любимые игрушки?» или «Что ты делал сегодня в садике?»
- Пойте песни и слушайте музыку. Грудничку обычно поёт мама, а затем, когда малыш становится старше, можно петь вместе с ним. Музыка благоприятно сказывается на развитии внимания и памяти, улучшает настроение.
- Читайте книги детям с первых дней жизни. Так можно ускорить процесс развития речи и пробудить интерес к чтению и познанию мира.
- Любите малыша, дарите ему искренние эмоции. Говорите о том, что чувствуете и учите его выражать свои переживания.
- Активная игра способствует развитию социальных навыков и умственных способностей. В ней дети постигают основы ролевого взаимодействия, учатся манипулировать предметами, совершенствуют пространственное мышление. Придумывайте вместе с ребёнком интересные сюжеты для игр, создавайте условия для проявления фантазии. Игрушек не должно быть очень много, иначе это приводит к лености мозговой деятельности и нежеланию проявлять воображение.
- Как только ребёнок начинает вставать у опоры, всячески поощряйте его шаги. Поддерживайте под мышки, водите за ручки по дому. Доказано, что вертикальное хождение способствует расширению кругозора и развитию мышления.
- Старайтесь больше гулять с ребёнком. Во-первых, это насыщение мозга кислородом. Во-вторых, во время прогулки происходит активное познание окружающего мира. Чаще меняйте места пребывания. Если вчера гуляли во дворе, то сегодня отправляйтесь в парк, пройдитесь по незнакомым улицам, а завтра окунитесь в изучение природы-матушки, побывав в лесу.
- Важен полноценный сон. Недостаток его приводит к ухудшению внимания и памяти, истощает нервную систему.
- Время, проводимое малышом у телевизора или за планшетом, должно быть минимальным. При просмотре мультфильмов или телепередач всегда находитесь рядом с ребёнком, комментируйте действия героев, чтобы помочь усвоению быстро меняющейся на экране информации.
- Не забывайте о правильном питании. В рационе кормящей матери, а затем и самого малыша должна присутствовать пища с богатым содержанием белка (рыба, мясо, яйца, молочные продукты, орехи), витаминов и минералов. Омега-3-кислоты, которые есть в жирной рыбе, способствуют повышению интеллекта. Их обязательно включают в питание и кормящей матери, и детей после введения прикорма. А в злаках и фруктах содержатся полезные для мозга углеводы.
Проводились исследования, установившие связь грудного вскармливания и интеллектуальных способностей. У детей, чьи мамы кормили их своим молоком длительный период, был выявлен более высокий уровень интеллекта. Конечно, наличие этой связи отражает лишь тенденцию, а не закономерность. Но польза грудного вскармливания несомненна!
Внимание к ребёнку и создание благоприятных условий для роста и развития – вот основные задачи, которые родители должны решить в процессе воспитания
И не менее важно вовремя заметить индивидуальные особенности малыша и развивать именно их. Ведь общеизвестно, что умным во всём быть нельзя, каждый силён в своей сфере!
Ведь общеизвестно, что умным во всём быть нельзя, каждый силён в своей сфере!
Не пытайтесь занять ребенка, если он заскучал.
Если вашему ребенку стало скучно, значит ему пора изменить направление деятельности
Будьте внимательны: важно научить детей думать и не бояться оставаться наедине со своими мыслями. Когда ребенку скучно, прежде всего он начнет размышлять: «И что теперь?» Как ни странно, именно эту мысль можно считать источником истинного вдохновения
Способность фантазировать заложена в нас с самого рождения. Когда ребенок пытается выдумать что-то новое, то включает определенную часть мозга и пробуждает эту способность. Так у него развивается творческое мышление. Он учится генерировать нестандартные идеи, которые и сделают его интересной, самобытной личностью.
Поэтому в следующий раз, когда ваш ребенок будет жаловаться на скуку, постарайтесь воздержаться от искушения решить проблему и занять его чем-то. Помогите малышу найти решение самостоятельно. Например, предложите ему пять раз закончить фразу: «Я могу ________».
Вступайте в переговоры.
«Родители, которые вступают с подростками в переговоры, знают о жизни своих детей больше, чем остальные, — считает профессор Новоорлеанского университета Роберт Лэйрд. — Родители, установившие слишком жесткие правила, заставляют детей обходить и нарушать их».
Как показывают исследования, меньше всего подростки врут родителям, которые методично следят за выполнением правил, но в то же время готовы проявить гибкость и прислушаться к мнению детей.
Если обычно ребенок должен ложиться спать в одиннадцать вечера, но объясняет, что очень хочет сходить на какое-то мероприятие, родителям лучше всего сказать: «Хорошо, только сегодня ты можешь вернуться домой в час ночи».
Такой подход помогает детям не врать и уважать правила. Подобное сотрудничество помогает поддержать естественный авторитет родителей.
По материалам книг «Развитие силы воли», «Мой ребенок — интроверт», «Художник есть в каждом», «Эмоциональный интеллект ребенка», «Энциклопедия Монтессори», «Малышу виднее», «Секреты высыпающейся мамы», «Свобода учиться», «Мифы воспитания», «Ребенок-оптимист», «Тридцать миллионов слов». Издательство «МИФ»
Умение слушать своего ребенка и слышать его
Парадокс третий. Умение слушать своего ребенка и слышать его. Как сделать так, чтобы ваш ребенок умел слушать собеседника, слушать внимательно, подмечать нюансы настроения и перестраиваться в ходе разговора так, чтобы всегда сохранять градус интереса в беседе? Есть только один способ — слушать собственного ребенка. Слушать внимательно. Подмечать нюансы его настроения. Перестраиваться в беседе на волну ребенка. И всегда показывать ему или ей, что Вас искренне интересует то, что он или она говорит. Постепенно привычка вслушиваться в то, что бормочет малыш, перерастает в глубокую эмпатию, в способность увидеть мир его глазами. И тогда ваш собственный мир удваивается. расцвечивается незнакомой вам палитрой красок. Эмпатии можно научить ребенка только через эмпатическую идентификацию с ним самим.
Колумбово яйцо и Кº
Для развивающих занятий с детьми от 5 лет и старше подойдут уже «взрослые» классические головоломки – танграм, магический круг, листик, колумбово яйцо, вьетнамская и монгольская игра, стомахион, пентамино, игра Пифагора, сфинкс и другие.
Кристина Кисленко
Их суть проста: даны силуэты фигур (животные, люди, предметы), которые надо собрать из отдельных деталей. Все элементы нужно расположить так, чтобы они примыкали друг к другу. Силуэты-задачи не разделены на части и, чтобы составить нужную картинку, нужно задействовать образное, пространственное и творческое мышление.
Кристина Кисленко