Пальчиковые игры, а также русские народные потешки и прибаутки
Начать развивать речь ребенка можно сразу же после того, как выписали из роддома. В этом вопросе рано не бывает, бывает только поздно. Речь ребенка тесно связана с развитием его руки, специалисты называют это мелкой моторикой. Когда мы развиваем тонкое движение пальчиков, мы напрямую влияем на ту область мозга, которая отвечает за появление слогов, а потом и слов, и предложений в речи ребенка. Пока малыш не может кончиками пальцев брать бусинки или мять пластилин, мы должны активизировать необходимые зоны сами. Делать это очень просто, и опять в форме игры! Кормите малыша грудью, тихонько потрите, помассируйте кончики пальчиков ребенка, разотрите их. Как только малыш подрастет, вы можете начать играть с ним в так называемые пальчиковые игры. В них с детьми играли наши предки славяне и зафиксированы они в дошедших до нас детских потешках «Сорока белобока», «Коза рогатая», «Ладушки». Вот пример одной, называется «Семья», попеременно надо загибать и массировать пальчики от большого до мизинца: «Этот пальчик дедушка, этот пальчик бабушка, этот пальчик мама, этот пальчик мама, это пальчик Вероника (имя ребенка)». Еще будучи беременной вы даже представить себе не могли, что сможете на ходу придумывать свои колыбельные и так нежно относиться к своему ребенку. Любовь матери, умиление, которое вызывает в ней малыш, передает народная мудрость, вложенная в потешки, прибаутки и пестушки. В старину малышу пестовали, то есть лелеяли. Вот проснулась детка, а мама уже рядышком, сидит и приговаривает: «Потягунюшки, Потягунюшки, Поперек толстунюшки, А в ножки – ходюнюшки, А в ручки = хватунюшки, А в роток – говорок, А в головку – разумок!»
Погладили ребенка, расправили ему ручки, ножки, согнули-разогнули, после гимнастики нужно умыться самой и не забыть про кроху: «Водичка, водичка, умой (имя ребенка) личико, Чтобы глазки блестели, Чтобы щечки краснели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок!»
Покушал малыш, отдохнул, можно ему еще один стишок рассказать: В светлом теремочке «Выросла (имя девочки) Люди ее любят, Все ее голубят».
А сыночку можно прочитать: «Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий? Коленька (имя мальчика) хороший, Коленька (имя мальчика) пригожий.
Вреда не будет, если вы будете читать стихи Пушкина или любимого поэта серебряного века. Главное – делать это с радостью, нежно и ласково.
Игрушки для малышей старше 9 месяцев
Вот теперь уже ассортимент игрушек будет стремительно расти — толкатели и каталки, деревянные пазлы и всевозможные пирамидки, сортеры, конструкторы — ребенку будет интересно все. Мальчикам покупают машинки, девочкам — куклы (хотя и машинки для девочек тоже вполне востребованы, как и для мальчиков игрушечные коляски), появляются наборы посуды и наборы доктора — и начинаются первые ролевые игры.
В этом возрасте дети уже хорошо запоминают и повторяют движения, потому при прочтении сказок мама должна играть роль — олицетворять движения. И уже скоро кроха будет ей в этом помогать.
Начиная с этого возраста можно играть в игры по принципу «Где какой цвет?» или «А найдешь ли ты мячик/кубик/грузовичок?». Если малыш уже ходит, ему определенно понравятся догонялки. Конечно, далеко он не убежит, но эти несколько шагов, когда он понимает, что находится впереди мамы, что он самый-самый быстрый — они вызывают в нем неподдельную радость, и малыш начинает смеяться заразительным, искренним смехом.
Вариантов игр для детей этого возраста огромное множество — все зависит от маминой фантазии. Для игры можно задействовать подручные материалы — кухонные судочки, миски, фасоль и, например, орехи. Можно использовать игрушки, изготовленные из специальных высококачественных материалов. А можно — и природные материалы — палочки, камешки, ракушки.
В этом возрасте малышу играть уже гораздо интереснее, а самое приятное, что уже не всегда нужна мама — ближе к году он сможет найти друзей на детской площадке, и уже вместе они будут играть в свои, «взрослые» игры.
Развивающие игрушки для детей до года
С момента рождения у младенца много игрушек, но не всегда они полезны и способствуют развитию. Выбирать покупку нужно с учетом возраста. В списке представлены игрушки для детей до года:
1 месяц – контрастные черно-белые картинки. В этом возрасте малыш еще не может играть, он учится различать цвета, фокусироваться. Картинки крепят на веревочках к бортикам кроватки на небольшом расстоянии от лица. На листочках рисуют простые фигуры: квадрат, звездочку, сердечко, круг и т.д.
2 месяца – мобиль для кроватки, кубики с черно-белыми рисунками, погремушки
Все эти предметы помогут малышу научиться концентрировать внимание, следить за предметом
3 месяца – пластиковые, резиновые кольца, погремушки и все игрушки, которые помещаются в руку
Важно, чтобы у предметов была разная плотность, текстура. В три месяца детки учатся крепко держать игрушки
В этот период можно начинать использовать развивающий коврик.
4 месяца – небольшие яркие игрушки помогут научиться переворачиваться со спинки на животик, закрепить этот навык. В 4 месяца малышу понравятся специальные звенящие браслеты, которые надеваются на запястья. Младенцы пытаются потянуть одну ручку к другой, чтобы потрогать источник звука.
5 месяцев – тряпичные, пластмассовые, деревянные кубики, кольцо для прорезывания зубов. В этом возрасте полезно использовать носочки с бубенцами. Малыш будет пытаться дотронуться к ножкам ручками. Игрушки помогут закрепить хватательные навыки, а прорезыватель понадобится при активном росте зубов.
6 месяцев – музыкальные инструменты, игрушки для купания
Важно демонстрировать младенцу, что нужно делать с тем или иным предметом, например, гудеть в дудку. Только так развивающие игры будут результативными
Подходящие материалы для игрушек: пластик, ткань, картон, дерево, фольга.
7 – 11 месяцев – пирамидки, кубики и другие фигурки разных форм, размеров, пальчиковые краски, игрушки на колесиках, вкладыши, сенсорные. На данном этапе нужны предметы, которые будут способствовать физическому развитию, улучшению мелкой моторики
Важно, чтобы родители помогали малышу заниматься решением простых задач, например, участвовали в постройке пирамиды
Как играть с новорожденным ребенком
Квартира, в которой вы живете, обычна и привычна для вас, а для вашего малыша – это удивительный, непознанный мир. Узнавать, что это висит на стене и тикает – это увлекательная игра. Можно с самого рождения заранее составить маршрут вашей экскурсии по квартире, и проводить прогулку каждый день не меняя последовательность пунктов. Вот висит зеркало, скажите ему «привет», покажите, где находитесь вы, а где малыш. Дальше по ходу маршрута часы: они весят на стене и тикают. Если есть только наручные часы, то их можно прикладывать к ушку ребенка, давать слушать, спрятать под одеяло, а потом радостно найти.
Баловаться светом любят абсолютно все дети. Слезы высыхают мгновенно, как только рука ребенка оказывается на выключателе.
Для особых дней, когда у ребенка будет плохое настроение, надо приготовить волшебную коробку. Конечно, это вполне обычная коробка из-под обуви, например, но внутри нее будут богатства, как в вашем детстве. Положите туда маленький мячик, емкость из-под крема, ненужные в доме предметы, но вполне подходящие для исследования маленьким человечком. Как только наступи день «Ч», извлеките коробку и дайте ее ребенку. Он моментально успокоится и будет с энтузиазмом вытаскивать все новые и новые неизведанные предметы.
И закончить столь пространную статью хочу цитатой из любимого мною Фромма: «Ни одна игрушка, взятая в отдельности, не принесет той воспитательной пользы, о которой сообщается на ее упаковке. Это могут сделать только все игрушки сообща. Только все вместе они помогут ребенку с пользой проводить время
Кроме того, смысл игрушек не только в том, чтобы развивать у детей наблюдательность, внимание и прочие полезные качества. Игрушки еще должны просто развлекать, и не мешайте им делать это»
Возврат к списку |
Физическое развитие
Помните, что играть с ребенком в 1 месяц можно в любое время дня, когда малыш
бодрствует. Исключить стоит лишь время, отведенное для кормления и отхода ко
сну. Не перегружайте малыша изнуряющими тренировками — все должно быть строго в
меру, в форме игры и обязательно на позитивной волне.
Можно привлечь к тренировкам
папу – тесный контакт с малышом поможет ему наладить отношения – ведь не все
мужчины осознают появления малыша на свет сразу в отличие от женщин, для
которых стремление заботиться о потомстве обусловлено гормональным фоном после
родов. Подобные занятия помогут укрепить семейные отношения, будут полезны для
малыша, поскольку папа наверняка применит свой собственный индивидуальный
подход к играм. Молодая мама может в это время отдохнуть и понаблюдать за
своими самыми дорогими людьми со стороны.
Прогулки
Еще один вопрос, который нередко задают молодые родители: когда начинать гулять. Вопрос о необходимости прогулок даже не стоит обсуждать – это и закалка, и со временем социальная адаптация. А пока – еще и возможность для мамы пройтись и пообщаться с другими родителями.
Обычно врачи разрешают выносить малыша ненадолго уже со второй недели, если он здоров. Как правило, гулять начинают на балконе, если вы живете в многоэтажном доме. Первая прогулка занимает всего 15 минут. Каждый день это время нужно увеличивать, доводя общее время до 2 часов, если это позволяет погода.
Обычно мамы опасаются плохо одеть младенца, особенно если на улице ветер или просто прохладно. Есть несколько золотых правил:
Начните «гулять» дома с раздевания малыша до распашонки. Пусть полежит без подгузника и другой одежды сначала минут 10, потом 20, потом полчаса, потом все время бодрствования. Это закаляет кроху и позволяет наладить терморегуляцию.
Выходя на улицу, обязательно подумайте о том, что ребенок будет лежать в коляске, которая, как правило, не продувается, не нужно укутывать чадо в 5 одеял. Возьмите одно про запас, если вам кажется, что во дворе слишком холодно
Но от прогулки не отказывайтесь.
Если вы будете гулять на руках, тем более не следует кутать ребенка, потому что его будет греть тепло вашего тела и рук.
Важно обеспечить защиту голове, так как ушки и открытый родничок легко продуваются. Если малыш родился в конце весны или летом, то будет достаточно хлопчатобумажного или тонкого трикотажного чепчика.
Еще одно золотое правило помогает понять, как же одеть малыша: наденьте на него на одну кофту больше, чем себе
Этого, поверьте, будет достаточно.
Какими должны быть игрушки у грудничка
Игрушки должны быть сделаны из материалов, которые останутся безопасными для малыша, даже если они попадут ему в рот (а это обязательно произойдет). А именно: качественный пластик, дерево, резина. Игрушка не должна разваливаться спустя день-два игр, она должны быть прочной.
Если детскую комнату психологи рекомендуют оформлять в пастельных тонах, то игрушки, наоборот, должны, как говорится, «цеплять» взгляд. Хорошо, если первые игрушки вашего малыша будут основных (не смешанных) цветов: синий, желтый, красный, зеленый. Так устроен орган зрения ребенка, что именно их он первыми начинает различать.
Мобиль над головой, другие подвески, погремушка в руке: не стоит усердствовать в презентации сразу всех игрушек. Малыш от этого только перевозбудится, пользы от такого развлечения будет немного, а даже наоборот. Показываем две-три игрушки, новые демонстрируем только через четыре-пять дней. Малышу они уже неинтересны. Спустя опять же пять дней снова можно вытащить из сундука погремушки, показанные первыми. Они будут восприняты на «ура», как новые. Это правило, кстати, действует и для намного более старших детей. Не обязательно постоянно покупать игрушки, чтобы было, чем занять ребенка, достаточно разделить игрушки на две части и прятать на время с глаз долой, чтобы они вновь стали милыми сердцу малыша.
Немного отвлеклась, да ладно. Итак, для чего служат игрушки ребенку до первого дня рождения? Во-первых, малыш с их помощью развивает зрение, слух и получает тактильные ощущения. Во-вторых, благодаря игрушкам ребенок оттачивает движения рук и ног, развивает координацию. В-третьих, познает, что такое форма, цвет, размер. Конечно, у малыша при виде мяча, не будет проноситься в голове: «круглый», нет, но если ребенку мимолетно сообщать эти дополнительные сведения обо всех предметах, которые есть в доме, на улице и т.д., то к годику вы будете отличать квадратный кубик от круглого мячика.
Речевое восприятие
Наиболее подходящим временем для занятий считается бодрствование крохи после кормления. Необходимо взять его на руки, чтобы он принял позу «эмбриона» и смотрел в лицо взрослому, далее нужно издавать звуки «агу», подражая карапузу, делая паузы на 1-2 минуты. Понадобится несколько повторов, чтобы получить ответную реакцию новорожденного.
Во время «диалога» полезно поглаживать малыша, тормошить его, приближать к своему лицу. Если играть, когда ребенок лежит в кроватке, следует подвесить игрушки мордочками вниз, чтобы младенец мог рассмотреть их. В течение первых дней желательно использовать крупные черно-белые предметы, заменяя их затем на цветные.
Слушаем классическую музыку
Наверняка, вы уже не раз слышали совет о том, что малышу нужно включать классическую музыку. Некоторые даже рекомендуют начинать в период беременности. И это не пустые советы
Прослушивание классической музыки действительно развивает у ребенка внимание, воображение, эмоциональность, гармонизирует психологическое состояние
Если включить 3-4 месячному ребенку Моцарта, то можно увидеть, что он буквально замирает, настолько сосредоточенно прислушивается к звукам. Классическая музыка еще и здорово успокаивает, и может очень хорошо помочь, когда малыш не в настроении. Я часто включала 4-5 месячному сыночку классическую музыку, когда он ехал в коляске и не спал. Просто лежать ему было еще скучно, а вот с музыкой – совсем другое дело.
Поддерживать природную любовь детей к музыке несложно, достаточно регулярно включать ее. Главное, не забывать И не слишком вымещать классику обычной попсой с радио.
ВОТ ЗДЕСЬ можно найти список классики, рекомендуемой к прослушиванию малышам, по этой же ссылке ее можно скачать.
Головной мозг и нервная система — «ключи» к познанию окружающего мира
Сейчас ни для кого не секрет, что малыш, находясь еще в утробе, реагирует на эмоциональное состояние матери и звуки, поступающие извне. Ведущая роль в этом механизме отводится головному мозгу и нервной системе, которые обеспечивают взаимодействие крохи с окружающими как внутриутробно, так и сразу после рождения. При этом головной мозг воспринимает сигналы, поступающие извне и анализирует — формируются четкие связи, оказывающие влияние на развитие малыша.
И если какая-то связь используется часто, она становится постоянной и устойчивой. Между тем, когда связь редко или совсем не применятся, шансы на сохранение у нее невелики.
К примеру, когда кроха с самого рождения слышит вокруг речь, с большей вероятностью он быстрее научится говорить. Тогда как если с ребенком ранних лет мало говорили, редко или не читали для него, скорее всего, ему трудно будет овладеть навыком речи.
Поэтому для того, чтобы головной мозг превратился в мыслительный и эмоциональный орган, необходимо давать ему «пищу» — яркие впечатления и положительные эмоции.
Имеется три основных момента в обучении человека:
- Зависимость от генетически обусловленных способностей и воспитания (стимулирование обучения, поощрение и забота).
- Особенности мозга детей первых лет жизни: из любого опыта и правильного обучения они извлекают большую пользу.
- Процесс приобретения новых знаний продолжается всю человеческую жизнь.
Однако в стремлении дать ребенку самое лучше, как и в любом другом деле, важно не переусердствовать. И самый лучший способ — наблюдать за крохой, чтобы определить его предпочтения
Поэтому окружите свое чадо заботой, родительским вниманием и лаской
При этом помните, что малыш ощущает потребность в исследовании, которое необходимо поощрять разговором, улыбкой, физическим контактом (например, поглаживанием или поцелуями), пением и так далее. Иначе кроха быстро потеряет интерес и желание познавать неизведанное.
Итак, давайте знакомить малютку с окружающим миром, полным новых ощущений и интересных занятий.
Игры с малышом 5-7 месяцев
5 месяцев. Игра «Мешочки»
Игра «Мешочки»
Что развивает: тактильное восприятие, слух, моторику.
Как играть: возьмите несколько плотных тканевых мешочков и наполните их разными крупами, бусинами, кусочками пенопласта или шуршащими элементами (например, полиэтиленовыми пакетиками). Надежно зашейте мешочки и дайте малютке. Такая игра надолго займет любопытного кроху!
6 месяцев. Игра «Малышовые прятки»
Что развивает: память, внимание, восприятие, речь. Как играть: возьмите любимую игрушку малыша или яркий предмет и накройте его платком
Потом откиньте платок, чтобы найти пропажу. Озвучивайте все, что происходит: «Где мишка? Он потерялся? Мишка, ты где? Вот он!»
Как играть: возьмите любимую игрушку малыша или яркий предмет и накройте его платком. Потом откиньте платок, чтобы найти пропажу. Озвучивайте все, что происходит: «Где мишка? Он потерялся? Мишка, ты где? Вот он!».
7 месяцев. Игра «Окошки»
Игра «Окошки»
Что развивает: память, внимание, восприятие, моторику. Как играть: смастерите из плотного цветного картона домик с открывающимися окошками
Пусть в каждом окошке малыша ждет какой-то предмет или герой. Сделайте ставни достаточно крепкими и надежными, чтобы кроха мог открывать и закрывать их многократно
Как играть: смастерите из плотного цветного картона домик с открывающимися окошками. Пусть в каждом окошке малыша ждет какой-то предмет или герой. Сделайте ставни достаточно крепкими и надежными, чтобы кроха мог открывать и закрывать их многократно.
Игры с малышом 8-11 месяцев
8 месяцев. Игра «Батут»
Игра «Батут»
Что развивает: моторику.
Как играть: возьмите малыша подмышки и поднимайте его так, будто он прыгает на батуте. Поднимайте и опускайте его на диван, пол или ваши колени, чтобы он отталкивался и как бы подпрыгивал. Эта игра отлично тренирует мышцы ног.
9 месяцев. Игра «Стаканчики»
Что развивает: внимание, мышление, восприятие, память, моторику. Как играть: купите или соберите из подручных средств набор стаканчиков, коробочек или баночек разных размеров
Главное, чтобы они могли вкладываться один в другой наподобие матрешки. Хорошо, если стаканчики будут разноцветные. Покажите малышу, как маленький предмет можно класть в большой. А потом пусть кроха попытается сам проделать это с вашей помощью
Как играть: купите или соберите из подручных средств набор стаканчиков, коробочек или баночек разных размеров. Главное, чтобы они могли вкладываться один в другой наподобие матрешки. Хорошо, если стаканчики будут разноцветные. Покажите малышу, как маленький предмет можно класть в большой. А потом пусть кроха попытается сам проделать это с вашей помощью.
10 месяцев. Игра «Похожи-не похожи»
Что развивает: внимание, мышление, восприятие, память. Как играть: вырежьте из картона геометрические фигуры разных размеров и разных цветов
Показывайте крохе парами: разные фигуры одного цвета, одинаковые фигуры разных размеров и пр. Называйте фигуры и цвета, указывайте, что — большое, а что — маленькое
Как играть: вырежьте из картона геометрические фигуры разных размеров и разных цветов. Показывайте крохе парами: разные фигуры одного цвета, одинаковые фигуры разных размеров и пр. Называйте фигуры и цвета, указывайте, что — большое, а что — маленькое.
11 месяцев. Игра «Кукольный театр»
Что развивает: внимание, мышление, восприятие, память, речь. Как играть: с помощью игрушек — обычных или надевающихся на пальцы — поставьте небольшой спектакль по мотивам стихотворения или сказки, которые знакомы крохе
Пусть у каждого героя будет свой тембр голоса и манера речи. А если в спектакле задействованы животные, им стоит продемонстрировать маленькому зрителю, как они мяукают, лают или мычат
Как играть: с помощью игрушек — обычных или надевающихся на пальцы — поставьте небольшой спектакль по мотивам стихотворения или сказки, которые знакомы крохе. Пусть у каждого героя будет свой тембр голоса и манера речи. А если в спектакле задействованы животные, им стоит продемонстрировать маленькому зрителю, как они мяукают, лают или мычат.
](http://detstrana.ru/article/malysh-0-1/razvitie/zanyatiya-i-igry-s-rebyonkom-v-mesyats/)
Визуальное восприятие
Зрение новорожденного не позволяет ему фокусировать взгляд на конкретном предмете, а окружающий мир младенец видит размыто
Во время игры важно очень близко склоняться над малышом, чтобы лицо взрослого находилось на расстоянии 30 см. Как только будет понятно, что ребенок зафиксировал лицо родного человека, можно медленно поводить головой вправо и влево, звать кроху по имени, щелкать языком или причмокивать
Такие действия будут намного эффективней самой дорогой игрушки, поскольку помогут вызвать слежение и внимание
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: когда начинает видеть и слышать все вокруг новорожденный ребенок?
Постепенно в 1 месяц следует вводить в обиход игрушки, отличающиеся друг от друга фактурой, цветом и звуком. В этом возрасте ребенок различает клетку и полоску, черно-белые оттенки, желтый и красный цвета. Покупать однотипные игрушки не имеет смысла, ведь можно занять малыша общением с родителями. Среди основных приемлемых вариантов опытные мамы выделяют:
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: какие игрушки выбирать для детей до 1 года?
- Игрушки, которые можно повесить над манежем. Необязательно крепить сразу целую карусель, достаточно одной яркой детали, чтобы карапуз учился фиксировать взгляд. Менять игрушки желательно 2 раза в неделю.
- Игрушки, которые крепятся на резинке. Просто висящий предмет может быстро наскучить ребенку, а двигающиеся игрушки вызовут интерес. Не нужны особые навыки для использования такой игры, чтобы развлечь кроху: резинку достаточно натянуть и отпустить.
- Игрушки, которые можно перемещать. Здесь понадобится присутствие взрослого и наличие цветной игрушки, которую нужно плавно передвигать от одного края манежа в другой.
В 1 месяц груднички с большим интересом рассматривают черно-белые узоры и картинки: спирали, изображение шахматной доски.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: ребенку 1 месяц: что он уже должен уметь?
Если нет времени ежедневно заниматься развитием ребенка, следует развесить картинки на стене рядом с детской кроваткой. Однако не стоит утешать себя, что малыш развивается самостоятельно с таким же успехом, как и при играх со взрослыми. Общение помогает крохе быстрей освоиться в незнакомом для него мире.